Thе pоint оf nо-rеturn

Чёрный Георг Предел Невозможного
___________________ содержание ___________________

1.   Апокрифическое послание Иуды
2.   Мышь
3.   The point of no-return
4.   На опушке
5.   Круговорот шагов в природе
6.   Одиночка
7.   Июнь
8.   Королларии метафизики
9.   Ода Литературе
10. не кажущийся богом
11. Тайны брюхоногих моллюсков
12. Здравствуй, чёрный понедельник
13. оторви и выбрось
14. Просторы одиночества
15. По волнам кошачьей памяти
16. les couleurs du temps
17. Живущий в кроне
18. Собака-пся
19. На круги своя
20. Когда вскипают колокольцы
21. Про червей
22. Ситуация с любовью в Зяблино: предновогодний отчёт
_______________________________________________




__ Апокрифическое послание Иуды __

Кровь зазеленеет по весне.
Яблоки зардеются к закату.
Я повешусь ночью на молоденькой сосне.
День родится...

Вот и всё, ребята.

Солнце вспрянет из рассветных пут.
Поползень, найдя личинку, вспискнет.
На холме – иван-да-марьи заросли в цвету.
Над оврагом лопухи нависли...

Не бывает «мира без меня».

Я внезапно обнаружусь – рядом:
В стёклышке, блеснувшем у полёгшего плетня,
В ивах за кладбищенской оградой,
В повилики розовых цветах,
В силуэте завихрённой тучи...

Чем бы ни был я теперь, и чем бы впредь ни стал,
Всё равно – субстанцией текучей
Просочусь, просеюсь – в закрома
Сердца нестареющей Вселенной:
Разума заведомо-песчиночный формат
Делает его почти нетленным.

Неуничтожима наша суть.

Эй, тираны мира, – трепещите!
Жизнь себя отыщет непременно – где-нибудь...
Умирать легко. –
Скажи, Учитель.




_____________ Мышь _____________

Мышь умерла поздно ночью, и было ей маетно, –
так же, как мне – наблюдать её трудный уход.
Ходики тикали, тихо постукивал маятник.
Мыши казалось, что смерть никогда не придёт.
Изредка дёргала тонкими лапками птичьими,
мелкие зубы оскалив и часто дыша,
слыша, как в лампе настольной поёт электричество,
маялась мышь... Умирала живая душа.
Хвостик подрагивал, усики слабо топорщились.
Мука светилась в мигающих бусинах глаз.
Спрятанный в маленьком теле, моторчик испорченный
бился, расходовал жизни последний запас.
Мерно тянулись минуты. Мышь знала, что близится
время агонии; истину эту приняв,
просто ждала, уповая, – вдвоём с несчастливицей, –
сжавшейся серенькой мышкой – внутри у меня...




_________ The point of no-return _________

...Если бы мне захотелось в него войти,
– В дом, а за домом сад, а за садом лес, –
То ни болезни, ни тысячи миль пути –
Не удержали б...

Усталый, обросший весь,
Я бы ввалился: небритостью, наждаком
Голоса – вмиг распугав язычки огня
В печке, с флажками висящих над ней носков... –

В дом, где пятнадцать лет как не ждут меня




_________ На опушке _________

бог сидит в лесу, спрятавшись под лист.
на ручей глядит, изучает жизнь.
а ручей несёт плеск своих речей.
как ему внушить – то, что он – ручей?..
крик кукушки злой нежностью согрет.
как ей доказать, что глумиться – грех?..
хочешь долго жить? – досчитай до ста.
две улитки спят в тисовых кустах.
их не испугал звук твоих шагов.
объяснять ли им – принцип эскарго?..
пляшет мошкара в солнечных лучах.
шевелит листвой в предзакатный час,
приглашая на дерево залезть...
как ему сказать, что он – просто – лес?..
дунул ветерок. рябчики в овсах...
знает ли овёс – модус колеса?..
бог сидит, себя спрятав под листок.
как же объяснить богу, что он – Бог?..




__________ Круговорот шагов в природе __________

Шагнуть в историю решив – с осточертевшей колокольни,
поскольку – жил, коптил, грешил – и понял, что с тебя – довольно, –
с улыбкой смотришь – в небеса и, занеся над миром ногу,
уверен: через полчаса твой дух бессмертный встретит Бога, –
помедли несколько секунд, свой первый шаг к освобожденью
подготовляя, – жребий скуп на судьбоносные мгновенья.

Поток мелеет на глазах, – успей им вдоволь насладиться!..

Священник что-то мне сказал, персты смочив святой водицей.
Я вижу бороду его, крест на серебряной цепочке...
От взора добродушного теряюсь... Достаю платочек.
Сморкаюсь, глядя на амвон. Священник, словно под огромным
увеличительным стеклом, идёт к двери; в тени колонны
протянет нищему пятак, – шагнув туда, где воздух летний...

и где твой самый первый шаг
окажется его – последним.




________ Одиночка ________

Листок. На нём – полоски знаков,
Которых я не понимаю.
Их вид уныл и одинаков.
Учись довольствоваться малым:
Полоски знаков.
И жизнь иная.

Стена из серого бетона.
И остальные пять, похожих.
Проём – малюсенький – оконный.
Так истребляют непокорных.
Стена бетона...
Беги, прохожий.

От серых стен не зарекайся,
В них день неотличим от ночи.
Цветы глициний и акаций...
Ручей, петляющий сквозь рощу...
Не зарекайся
Здесь, в одиночной.

Придёт положенное время –
И непременно станет легче.
Листок предчувствием беремен,
Ждёт дуновения, трепещет...
Придёт ли время?
Скажи, тюремщик.

А за окном – полоска неба
И непонятная погода.
Двуликим Янусом, монета
Позолотила дол и горы...
Полоска неба...
Побойся Бога.

...Ручей. Над ним кружатся птицы.
Закат, как море, нескончаем.
Лучи напоминают спицы,
В них вплетены фигурки чаек...
Кружатся птицы...
И нет печали.




__________ Июнь __________

Июнь.

А ты уснул на солнцепёке,
щекой на луговых примятых травах,
и возложив на голову лопух.

Лежишь – и знать не знаешь, что живой.
 
И смутно слышишь чей-то дальний хохот,
шмелиный гул... – но не имеешь права
себя признать – в том, чьих сусальных уст
малиновый точится перезвон.

Среди небес – обугленный чертог
хранит черты ушедших за черту...

Ты будто просыпаешься, – и снова
покажется, что Троица пришла.
И видишь – свет на венчиках цветов
и веточек зелёных лепоту,..
глаза того, кто утешает Словом,

и в небе золотые купола




_____ Королларии метафизики _____

И если ты увидишь, за тучи возносясь,
что ангелы не внемлют и в трубы не трубят,
то сразу осознаешь, что вся земная грязь
не пачкает – ни Бога, ни землю, ни тебя.

И если наши зимы длинней господних зим,
и если с райским садом ты вовсе не знаком,
то вряд ли понимаешь, чем счастие грозит,
желая – семя множить и преступать Закон.

И если ты не знаешь, кому смотреть в глаза,
когда у жизни вечной находится предел,
а путь вперёд – тождествен любым путям назад,
то, значит, пояс бездны сквозь небеса продет.

И если наши дети красивы, как сирень,
но столь же бесполезны для ролевых программ,
замедленно взрослея ускоренно стареть –
единственное кредо, предписанное нам.

Твой мир благоустроен, клаустрофобен, кругл,
в нём бонзы и пророки идут по кромке вод.
И если руки Бога короче наших рук,
тогда мы всемогущи. –

помилуй нас, Господь




_________ Ода Литературе _________

                Салютуя Франсуа-Мари Вольтеру, Жан-Жаку Руссо и Дени Дидро

Сидит потомок Сталина – и водочку сосёт.
И мы нальём по маненькой.
По маненькой – и всё.

У дяденьки гудит башка – расстроенный орган.
Да ты не бойся, лапушка, ведь дяденька не пьян.
Сегодня – время праздновать Седьмое Ноября,
Под соусами разными селёдочка не зря.

Иди сюда, красавица, гляди – какой осётр!
Давай не будем париться:
По маненькой – и всё.

Эпоху лучезарную помянем, – пей до дна!
Мы делаемся старыми, а жизнь – всего одна,
И вечно бродит – около, на виртуал подсев.
А почитай Набокова – и тронешься совсем.

Кто различает разницу: Шекспир, Корнель, Басё?.. –
Пошли они все в задницу!
По маненькой – и всё.




____ не кажущийся богом ____

человек, шагающий по небу,
многих бы заставил падать ниц –
несмотря на то, что богом не был.
волосы дождём свисали вниз,
странная клубящаяся тога
навевала мысль об облаках...
он сжимал косу – и не был богом, –
так мне показалось.

но пока
я пытался разглядеть, с балкона,
что он держит, щурясь, как во сне, –
нарушая ньЮтона законы,
человек направился – ко мне.
испугаться или удивиться
в полной мере не успев, застыл –
взявшись за покатые перильца
девятиэтажной высоты...

человек, шагающий по небу,
был уже – почти глаза в глаза.
поглядел, как я стою – нелепо, –
и ушёл, ни слова не сказав.
я осел на кафельную плитку,
убеждаясь, что ещё живой.
облаков пергаментные свитки
вспененно неслись над головой.

солнце опускалось за деревья,
скаты кровель нежно золотя.
на востоке – туч гигантский клевер
привставал на корешках дождя...
я подумал – точно ли он не был
богом ночи, – тем, что дарит свет, –
человек, шагающий по небу...

ибо – кто обожествляет смерть?..




_____ Тайны брюхоногих моллюсков _____

Морская ракушка – ракушкой становится после
того, как моллюска, живущего в центре, – убили.
Вот так в языке без костей – появляются кости.
Вот так появилась рапана у Лёльки в Сибири.

Давно утекло мохнолапое куцее лето.
Седеющих дней полином становился короче.
А бабочки – всё вылетали из рёберной клети,
и горькие волны жгли щёки, особенно ночью.

Курортный роман почему-то считают банальным, –
как будто есть разница – где познакомились люди.
Ведь каждый счастливый сюжет продолжается в спальне,
и каждый герой понимает: финала не будет.

Зима заметала следы и утюжила память.
Зачитанных писем гербарий казался унылым...
Синицы в руках оставались на редкость упрямы,
им нравились молотый кофе, верёвка и мыло.

             ..............................................

...Взглянув на неё из заснеженных окон вагона,
я сразу подумал: такие бывают лишь в сказках.
А после, уснув под колёсные стуки на сгонах,
увидел во сне – новостройку её Мухосранска,

а там – небольшую квартиру с рогатой рапаной
и тонкое лёлькино ухо, прижатое плотно –
в попытке услышать далёкий прибой океана
и голос, зовущий – всегда оставаться свободной...




__ Здравствуй, чёрный понедельник __

Из заката шагнув прямо в осень,
я на масле топлёных осин
напишу обещание – сбросить
со счетов, как заблудший кассир,
предыдущих отчаяний сальдо,
оказавшись один на один –
с экзистенцией Жан-Поля Сартра
и слабеющим зовом глубин.

Амальгамой серебряной – лужи
сморщат кожу при виде меня,
ожидая – вселенскую стужу?..
инфернальные пляски огня?..
Вдаль – бесцельно и опустошённо
побреду, замедляя шаги,
через фасции офисов, шопов,
сквозь брыжейки компьютерных гидр...

В мегаполисной инфрасистеме
растворяются сталь и бетон.
Человек – существом тонкостенным –
обречён окунаться в поток
обязательных в улье эмоций –
даже если, как трутень, далёк
от общественных дел. Толпы мосек
и глупцов – обожают полёт

в мёд оккульта и воск эзотерик.
А один, в моей маске, – готов
проломить зароившийся череп
и отдать что угодно – за то,
чтобы властвовать в нём безраздельно.
Ведь понять не сумеет и Бог:

Вечность – это один понедельник
сразу после разрыва с тобой.




_____ оторви и выбрось _____

если непонятная погода:
солнце жжёт – и льёт, как из ведра,
если увертюра стала кодой,
если не задался день с утра,
и дерутся дома кот с собакой –
словно кот с собакой, – не разнять,
прежде, чем самой ввязаться в драку, –
посмотри, хоть мельком, на меня!

если на работе все взбесились,
каждый день – аврал, переполох,
если муж купил ненужный philips
вместо нужных дорогих сапог,
если мерс облил водой из лужи
и забыли лучшие друзья,
не спеши – затягивать потуже.
просто вспомни: у тебя есть – я.

не своди себя с ума вопросом –
почему, как муха в янтаре,
поймана – в каких-то играх взрослых,
где никто не может не стареть?..
видишь? – сосны, бриз, цветущий вереск...
твой ответ – внутри, а не вовне.
если ты в меня – немного – веришь,
НИЧЕГО НЕМЫСЛИМОГО НЕТ.




__ Просторы одиночества __

Врагами стали – до того,
как лето вздрогнуло и сдулось...
Поди теперь, найди его
в дождливых лабиринтах улиц!

Замок непроходимых губ
закрылся – и уже не дрогнет.
В угрюмых парках листья жгут,
а опустевшие дороги
ведут – в поля, где нет борозд,
в поля, откуда нет возврата...
На этот раз – не удалось,
но жизнь ни в чём не виновата.

Она – то колосится вдоль,
то трёт эмаль зубов передних,
то прячет руки под подол...
Ты ей не муж, а лишь посредник.
Спустившись к берегу, вглядись:
там, под водой, где рыбок стаи,
лежит промытый белый рис
твоих костей – и прорастает.

И даже если смерти нет, –
жизнь бесконечной быть не может.
Не в этом ли "благая весть"? –
Не в этом, но и в этом тоже.
Тебе давно не нужен спирт:
его всегда полно за бортом.
Всё разрастается аир
в сплошь заболоченных аортах.

И я, не верящий в любовь,
съев тофу и омлет на завтрак,
вдруг не найду твоих следов
в навечно наступившем "завтра"...




_____ По волнам кошачьей памяти _____

И вот он, день,
растворившийся без следа,
где я с черепаховой кошкой лежу в саду.

Цветёт дельфиниум.
Бабочки – приседать на бадлеи куст надумали.
Белки ждут –
когда мы с лужайки сместимся – обратно в дом.

Японской вишни корни, вспоров траву,
на солнце греются, с нами.
Следы следов на сердце – стёр
долетевший из неба звук
частого клёканья: утки тугой снаряд –
возникает, проносится низко, –
и вновь пусты
ретины мая, фильтруя полуденный взгляд
сквозь лоницеры – мёдом дышащие – кусты.

Разрыхляет,
смывает следы световой прибой...
Ни слова, ни мысли, ни радости – не нужны
разбросавшемуся за изгородью живой –

с черепаховой кошкой бывшей своей жены.




____ les couleurs du temps ____

поля неправильных цветов,
но чистых, совершенных линий.
предел, ведущий на восток –
к багульнику, каштанам, липам,

к сетям нехоженых дорог,
раскинувшихся вдоль обочин,
где каждый луг и огород
кротами к недрам приторочен.

там духи всевозможных зол
добры и, как котята, слепы,
а изоморфный горизонт
пристёгнут пуговками к небу.

спешишь – отправиться туда,
– (ах, милый, то ли ещё будет!) –
где невозможно увядать
и неизвестно слово "люди"...

и там, смиренный следопыт,
откроются иные двери, –
закрытые для всех, кто спит,
поскольку "видеть" – значит – "верить".




___________ Живущий в кроне ___________

живущему в кроне видны были стрелы стрекоз
и мелкие рыбки в саргассах затопленных пойм
а вечером лунным блестящие шарики рос
на ганнеры листьях раскинувшихся над рекой
кривые стволы рододендронов жались к земле
кусты розмаринов топорщили стрелки цветов
живущему в кроне весной представлялось что лес
стал мангровой порослью полной трясин и заток
лианы вистерий сплетались в единый узор
гигантские гроздья соцветий раскачивал бриз
о нравах пернатых красавиц высвистывал дрозд
живущему в кроне известен был каждый каприз
других обитателей хризоберилловых сфер
небесные знаки менялись менялся и лес
а в кроне живущий порой поднимался наверх
и долго высматривал лотосы в хлябях небес
но мало-помалу любовь трансформировать мир
нашла себе путь в заповедник дендрических грёз
стригущие кроны себя называли людьми
их не беспокоил о лотосах в небе вопрос
и как-то под деревом сидя я сам пожалел
о в кроне живущем покинувшем лес оттого
что многим привыкшим ступнями шагать по земле
казалось что в кронах никто кроме птиц не живёт




_______ Собака-пся _______

Идёт человек без хозяина –
и пёс его рядом бежит.
А ты – подкрепляешься чаем и
пытаешься – новую жизнь
начать – каждый раз – с понедельника,
но к пятнице чувствуешь: НЕТ,
остался таким же бездельником,
как был тридцать-с-чем-то-там лет.
И нет в этом счастья душевного,
ни горя особенного,
но кажется – если бы с Шерлоком
и с Ватсоном верным его
пришлось пообщаться – то, может быть,
сумел наконец осознать,
что в жизни осталось – хорошего,
и чем инфантильность красна.
Нужны ли косе оправдания,
которая косит траву?..
В каком-то крыле мироздания
такие же люди живут,
и так же пытаются – вторники
разбавить – игрой в поддавки,
где скучным квартирным затворникам
нельзя отвечать на звонки...
Возможно, они там – дальтоники,
но ты – различаешь цвета
и, правила архитектоники
сметая движением рта,
пьёшь чай, анемично заваренный,
и видишь в окне: вдоль межи
идёт человек без хозяина –
и пёс его рядом бежит.




_________ На круги своя _________

                Ще не вмерла Україна...
                (Павло Чубинський)

Посадишь дерево. Зачнёшь по пьяни сына.
Его посадят – без твоей, отцовской, помощи.
А сам – в деревню, где июль дожди рассыпал,
Чтоб славить Храм Его, окучивая овощи.

Чужие дети вырастают – и уходят.
Свои – назло – растут, но уходить не думают.
А ты – в деревне приобщаешься к свободе
С аутентичными варварами и дунями.

Разводят кроликов и внуков ветераны.
Всё ниже стелется над лесом солнце зимнее...
А у тебя в деревне – подлинно Ботсвана,
И бегемоты скачут – жёлтые по синему.

Баранки с маслицем. Фарфор и самовары...
Гнусавят издали оркестры похоронные.
Себя в дорогу кое-как упаковали,
А вот тебя – в твоей деревне – проворонили.

И ты откроешь записную книжку сына –
И накорябаешь красителем растительным:
«Презервативы – крайне малоэффективны
Как профилактика от собственных родителей.»




__ Когда вскипают колокольцы __
              (почвенническое)

Плевались утки на пшено.
Курилось лето на закорках.
С соседкой водку пить – грешно,
Детей послав – лениво – к чёрту.

Склонялась жимолость к плетню,
Где червь могильный изгилялся.
Цвела гречиха на корню,
Ребёнок нос прочистил – пальцем.
Жуки жужжали. Абрикос
Тянулся цыпочками к солнцу.
Какой-то мелкий кровосос
Звенел – иглой – у колокольцев.

Смурной всклокоченный козёл
Рогато брёл в сени посадки
И, обозлясь на произвол,
Порой бодал терновник гадкий.

На грядках зрели огурцы,
Чеснок выбрасывал побеги.
А две заблудшие овцы
Мечтали о пурге и снеге.
Над ними, глупыми, глумясь,
Слизняк в капустах ждал полива.
Петух пропел, как злой паяц, –
Не в той тональности и криво.
Две зенки выкатил закат.
Вода сверкнула керосином.
Сквозь заболоченную падь
Прошёл рыбак, сядой мужчина.

А я лежу себе в траве,
Соломину в зубах катаю.
И столько мыслей в голове...
И столько тли на молочае...

Поджарый пёс, ногой взлягнув,
Обдал меня засохлой глиной.
А я ему: “Окстись, муму!” –
И подступаю с хворостиной.
Упали тени на листву.
Пёс убежал. Пахнуло лугом.
Поповник с лютиком сорву –
С земли, не ведающей плуга...

Присяду у свиных корыт...
Осталось ждать совсем немного –
Чтоб белым облаком уплыть
К престолу истинного Бога.




_____________ Про червей _____________

                Я телом в прахе истлеваю,
                Умом громам повелеваю,
                Я царь – я раб – я червь – я бог!
                (Гаврила Державин, "Бог")

Туда, где мчатся облака и пульс созвездий не нарушен, –
Течёт бескрайняя река, несущая людские души.
И, глядя на неё – со дна своих антропоморфных буден,
Вдруг понимаешь, как бедна доктрина веры «будь что будет.»

Вращается туманный тракт вокруг медвежьей втулки млечной,
И бельма лунных катаракт глядят в тебя по-человечьи...
И нет бесчеловечней черт, чем те, что ясной летней ночью
Сияют над холмами. Червь, – как ты на фоне их непрочен!..

Так незначителен, что мысль – связать себя с Владыкой мира –
Не кажется безумной... Высь не создана приютом сирых.
Поэтому – такой земной, что сам себе слегка противен, –
Не поспешай. Присядь со мной. Побудь статистом на картине,

Где свет неотличим от тьмы, а мы – от ангелов в полёте.
Поешь фокаччи и хурмы. Послушай звук гудков далёких...
Поговорим о пустяках, простимся – и пойдём наружу, –
Туда, где мчатся облака и – может быть – людские души.




__ Ситуация с любовью в Зяблино: предновогодний отчёт __

В деревне Зяблино разводятся коты
традиционной половой ориентации.
За магазином начинается пустырь,
где алкоголики мешают целоваться
суровым парам пятиклассников. Расти
в такое точное, ответственное время –
весьма отрадно, ибо нет – путей простых
концы сводить, ни восьмиклассниц небеременных.

Здесь мирным полозам приходится линять
единовременно с немирными гадюками.
Пенсионеры Royal Doulton не хранят,
обзаводясь большими выводками внуков.
Под Рождество была замечена свинья
с нетривиальными – кошерными – замашками,
а где в Анжу располагался бы vineyard,
растёт календула и – иногда – ромашки.

Здесь все девицы, ненормальные на вид,
с младых ногтей заражены эмансипацией;
их обольщают, не жалея слов любви,
поскольку лишь нормальных – следует бояться.
Ещё к заутрени Сочельник не пробил,
все поселяне уедаются галушками,
а водка с ягодами терпкими рябин
склоняет головы брутальные к подушкам.

Картины дней, каких не малевал и Босх,
не платят дани – неизбежным обстоятельствам...
О, сколь забавными аспектами свобод
мы задаёмся в этом Зяблино, приятель!
Здесь люди счастливы во времени любом
и сторонятся суеты противоречий,
поскольку знают, что есть бОльшая любовь –
на тех просторах, где мы все – когда-то – встретимся.




____________________________________________
* Royal Doulton – фирменное  название одной из трёх ключевых линий коллекционного фарфора и столовой посуды высокого качества, принадлежащих одной из наиболее известных в мире компаний, производящих порцелановые и стеклянные наборы посуды. The Royal Doulton Company была основана в Англии в 1815 г., и по сей день остаётся одним из наиболее узнаваемых имён в области столовых приборов и фарфоровых коллекционных фигурок.