27 мая День Кукушечки

Нина Орлова
Давай с тобою покумимся,
Родными станем, породнимся!
Как сёстры будем, «не разлей вода»,
Вдвоём - не испугает нас беда.

У Живы мы попросим счастья,-
Поможет избежать ненастья
И встретить настоящую любовь.
Кукушке просьбу передать готовь!

Отломим веточек берёзы –
От духов злых как оберёга,-
Сплетём из них красивые венки
И поцелуемся с тобой сквозь них.

Подруги мы теперь по праву
И вместе приготовим страву*,
И песни наши общие теперь.
Мы будем счастливы, ты просто верь!


*стра;ва - пища, кушанье", зап., стро;ва – то же, севск. (Преобр.), укр., блр. стра;ва, др.-русск. страва (полоцк. грам. 1478 г.; см. Срезн. III, 530), чеш., слвц. strava, польск. strawa, роtrаwа. Из *sъtrava, связанного с трава;, трави;ть (Мi. ЕW 325; Преобр. II, 392) -  из этимологического словаря Фасмера Макса http://clck.ru/Co96t



В последнее воскресенье мая славяне отмечают праздник Кукушечки. Основная черта этого праздника — установление духовной связи между девушками, еще не имевшими детей (от 10 лет и старше), для взаимной помощи и поддержки. Это означает, что славяне четко разделяли жизнь женщины и жизнь девицы, психологию рожавшей, ее опыт, и девушки, не имевшей такого опыта.

 Они собирались в лесу на поляне или на пригорке с плакучими березами и ивами и, вероятно, на берегу, у воды., водили хороводы, пели веселые и грустные песни про весну и Живу (кукушка представляет собой связующее звено между Живой и молодыми девушками), прыгали через ритуальный костер и устраивали небольшое символичное пиршество.

Такой девичник сопровождался обрядами и обязательно под руководством старшей, обычно вдовой, умудрённой женщины – кумы. «Кума» – не просто крёстная, тетка или любая подружка, она – сопереживательница, та, которая разделяет с тобой радости и горечь. Кумление носило в себе необходимую компенсаторную составляющую – отдохновение, утешение, обретение душевного равновесия. В разных регионах праздновали по-разному, но, основа, научить девочек, молодых женщин готовиться стать мамами, хорошими жёнами.


В этот праздник, единственный раз в году, можно было покумиться, то есть породниться душой с любым близким человеком. Для этого нужно было поцеловаться через березовый венок (береза — символ любви и чистоты у славян) и произнести следующие слова:
 
«Кумись, кумись, роднись, роднись, у нас на двоих — общая жизнь. Ни радость, ни слезы, ни слово, ни случай — нас не разлучат».
 Покумившись, девушки считались подругами на всю жизнь или до следующего кумления с другой девушкой.
Затем, необходимо было обменяться чем-нибудь на память. При этом девушка, наряженная Живой, держала в руках фигуру Кукушечки: верили, что лесная птица услышит клятву и передаст ее Живе. На праздник могли и сделать «кукушку» – это могло быть самодельное чучело птицы или наряженное дерево, обычно береза. "Кукушка" являлась символом плодоносной силы и юности
 
Почему именно кукушка стала «подругой» девиц в этот день? Помните, кукушка, родив, подбрасывает свои яйца в чужое гнездо? Все птицы имеют птенцов, а эта – не имеет. Важно даже не то, что она родила, а то, что не имела опыта воспитания.
Издревле славяне кукушке приписывали необычные, мифические свойства. Они считали кукушку вещей. Славяне верили, что зимнее время она проводит в Ирие, царстве мертвых душ, и поэтому может поведать о сроках рождения и смерти человека, о продолжительности брачных союзов и даже о начале гроз и дождей.

Эту птицу кличут, чтобы выспросить о годах, отпущенных для жизни. По поверью, она знает год смерти. Психология новой жизни, психология рожденного (всего чего угодно: дитя, проекта, планов и т.д.) и знание порога смерти – трудно совместимы. Не потому ли так горько плачет одинокая кукушка? А может ли подобное знание сделать человека счастливым?

День этот не просто нужен был для того, чтобы породниться с сестрами по «женской доле», а выговориться-выплакаться. Вот и песни в этот день были невеселые, «тянучие».
Песни не просто пели, их плакали. Вода, слезы – были важной составляющей этого дня. Слезы в славянских мифах и сказках очищают душу, залечивают раны.
Русалки, кикиморы, утопленницы, и, главным образом, мавки – вовсе не дружелюбные духи, и сущности вод в этот день, незримые, также становились участницами девичьего коллектива. Для задабривания русалок, которые в эту пору лютовали, девицы пели обережные песни и по берегам развешивали белые холсты для еще не готовых женских рубах.

В этот день девушки шли гадать к реке: плели венки, бросали их в воду. Смотрели, потонет или не потонет венок – по этому предсказывали судьбу. Одна из этих песен рассказывает: «Мой веночек потонул, меня милой вспомянул: «О свет моя ласковая! О свет моя приветливая».

«Вы пойдете к реке Дунай
Возьмите и вы меня.
Вы будете веночки в воду опускать,
Пустите и вы меня.
Ваши венки по верху плыли,
А мой на дно пошел.
Ваши дружки с войны пришли,
А мой не пришел»
(Народная песня)

Потому и песни разные пели: сначала весёлые, задорные, постепенно переходящие в плачевные (время было такое). Ну и какой русский праздник без бабьего плача.

"Кукушечка-рябушечка,
Пташечка плакучая,
К нам весна пришла,
Весна красна,
Нам зерна принесла,
Нам аржи на гумно
В коробью холста
Будет девкам красный лен
Старым бабам конопель".
Гадали девушки и по корню травы «кукушкины слезы» (ятрышник),  чтобы узнать кто у них родится – мальчик или девочка. Для этого корень выкапывали из земли и смотрели, если он был длинный, то должен был родиться мальчик, если круглый – девочка. Вот таким нехитрым гаданиям верили наши предки.

Ушел этот праздник, канул, как в воду, к прародительницам. Только и осталось, что песни редкие, больше уже в бумажном варианте, не поём – читаем. Да веточки березовые в дом приносим – над входными дверями вешаем. Обережные те веточки, злых духов отгоняют.


Взято с сайтов:
http://www.calend.ru/friend/2012/0/5-27/
http://clck.ru/Co953
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-25552/

27.05.2012г
Картинка из интернета.