Слова, слова. Бабушкины заметки

Ксения Питиримова
Бабушкины заметки

     Наблюдая за первыми «высказываниями» своей маленькой внучки Лизы, я стала их записывать  –  они умиляли всех в семье:

     - Лиза пришло,
     - Лизочка упал… (про себя часто говорит в мужском роде, может быть, потому   
       что так все говорят о её старшем брате, который часто остаётся с ней дома),
     - пойдём на бабушкина комната (к бабушке в комнату),
     - Лиза пришла и наплакала!

       Примерно в два с половиной года внучка начала иногда говорить о себе от первого лица (это поначалу немного резало слух), например:
      - Я не стою на столе, я сидю!

     Я пришла к выводу, что высказывания Лизы можно условно разделить по темам.

     Например.

     Милое выговаривание отдельных слов на свой лад - перестановка слогов, придумывание новых слов в соответствии с понятным внучке ассоциативным звучанием:
     - шолокадка (шоколадка);
     - молочалки  (мочалки);
     - пабаретка, буретка  (табуретка);
     - утётка (утенок, уточка, утка);
     - расскажи мне варение – стихо (стихотворение)!

     Вернувшись с гулянья:
     - Лиза сгулялась!

     Другой пример.

     Старание ребенка размышлять и делать выводы.

     Играем с внучкой в игрушки. Я говорю:
       - Смотри, у мишек есть бантики, а у лисички - нет.
     Подумав, Лиза отвечает:
       - У неё есть носик!

     Или:

     Я не разрешаю заходить в комнату, говорю, что там Бабай (это такое  «страшное существо», которое забирает непослушных детей). Минут через десять Лизочка говорит:
     - Бабай кончился (видимо, по аналогии с мультфильмом), пойдём в комнату!

     Или третье.

     Повторение ребёнком, к месту и не к месту, фраз, услышанных от взрослых или из «мультиков», и потому иногда получается забавно!

     - Ой, кто это? (кто-то вошёл в комнату);
     - Что это было? (говорит просто так, ни к чему, с удивлением в голосе);
     - Ну да… (задумчиво, нараспев, вместо просто «да»);
     - Ну, наконец-то! (кто-то пришёл);
     - Ты что, совсем уже? (говорит просто так, ни к чему);
     - Отпусти Лизочкино тело (в смысле, перестань Лизу обнимать).

     Если внучка упала, громко кричит:
     - Иди на помощь!.. Помогите!!! (Я, в этом случае, почему-то думаю о соседях…)

     Или вот история: девочка бегала, бегала по коридору и упала. Пришла, плачет и говорит:
     - Лиза добегалась!  (это повторение фразы взрослых: ну что, добегалась?)

     Недавно говорит мне:
      - У меня есть идея!
     Отвечаю:
     - Покажи!
     Показывает раскрытые ручки.

     ... Перечислив фразы и слова из «мультиков», я задумалась: что я сейчас записываю? То, что, в общем-то, каждый день слышу дома от взрослых? У меня получается словарь-разговорник нашей семьи! Мне стало смешно.

     В это время подошла Лиза с расчёской в руке, залезла на диван рядом с моим столом, где я сижу за компьютером, и сказала:
     - Бабушка, я тебя буду причёсывать!

     С этими словами она схватила меня за волосы своими ручонками и навалилась на них всем телом. Я от неожиданности слегка охнула.

     - Тебе что, больно? – произнесла внучка, наклонив головку и внимательно заглядывая своими огромными удивлёнными глазками мне в глаза, при этом продолжая сжимать в руках пучки моих волос.

     Было не столько больно, сколько смешно!

     - Ты мохлатая! И мама мохлатая! – сказала Лиза и начала меня «причёсывать».

     - Вот что надо записывать! – подумала я, завершая свои записи.


Май 2012
Лизе  2 г. – 2 г. 8 м.