Бабушкины заметки
Наблюдая за первыми «высказываниями» своей маленькой внучки Лизы, я стала их записывать – они умиляли всех в семье:
- Лиза пришло,
- Лизочка упал… (про себя часто говорит в мужском роде, может быть, потому
что так все говорят о её старшем брате, который часто остаётся с ней дома),
- пойдём на бабушкина комната (к бабушке в комнату),
- Лиза пришла и наплакала!
Примерно в два с половиной года внучка начала иногда говорить о себе от первого лица (это поначалу немного резало слух), например:
- Я не стою на столе, я сидю!
Я пришла к выводу, что высказывания Лизы можно условно разделить по темам.
Например.
Милое выговаривание отдельных слов на свой лад - перестановка слогов, придумывание новых слов в соответствии с понятным внучке ассоциативным звучанием:
- шолокадка (шоколадка);
- молочалки (мочалки);
- пабаретка, буретка (табуретка);
- утётка (утенок, уточка, утка);
- расскажи мне варение – стихо (стихотворение)!
Вернувшись с гулянья:
- Лиза сгулялась!
Другой пример.
Старание ребенка размышлять и делать выводы.
Играем с внучкой в игрушки. Я говорю:
- Смотри, у мишек есть бантики, а у лисички - нет.
Подумав, Лиза отвечает:
- У неё есть носик!
Или:
Я не разрешаю заходить в комнату, говорю, что там Бабай (это такое «страшное существо», которое забирает непослушных детей). Минут через десять Лизочка говорит:
- Бабай кончился (видимо, по аналогии с мультфильмом), пойдём в комнату!
Или третье.
Повторение ребёнком, к месту и не к месту, фраз, услышанных от взрослых или из «мультиков», и потому иногда получается забавно!
- Ой, кто это? (кто-то вошёл в комнату);
- Что это было? (говорит просто так, ни к чему, с удивлением в голосе);
- Ну да… (задумчиво, нараспев, вместо просто «да»);
- Ну, наконец-то! (кто-то пришёл);
- Ты что, совсем уже? (говорит просто так, ни к чему);
- Отпусти Лизочкино тело (в смысле, перестань Лизу обнимать).
Если внучка упала, громко кричит:
- Иди на помощь!.. Помогите!!! (Я, в этом случае, почему-то думаю о соседях…)
Или вот история: девочка бегала, бегала по коридору и упала. Пришла, плачет и говорит:
- Лиза добегалась! (это повторение фразы взрослых: ну что, добегалась?)
Недавно говорит мне:
- У меня есть идея!
Отвечаю:
- Покажи!
Показывает раскрытые ручки.
... Перечислив фразы и слова из «мультиков», я задумалась: что я сейчас записываю? То, что, в общем-то, каждый день слышу дома от взрослых? У меня получается словарь-разговорник нашей семьи! Мне стало смешно.
В это время подошла Лиза с расчёской в руке, залезла на диван рядом с моим столом, где я сижу за компьютером, и сказала:
- Бабушка, я тебя буду причёсывать!
С этими словами она схватила меня за волосы своими ручонками и навалилась на них всем телом. Я от неожиданности слегка охнула.
- Тебе что, больно? – произнесла внучка, наклонив головку и внимательно заглядывая своими огромными удивлёнными глазками мне в глаза, при этом продолжая сжимать в руках пучки моих волос.
Было не столько больно, сколько смешно!
- Ты мохлатая! И мама мохлатая! – сказала Лиза и начала меня «причёсывать».
- Вот что надо записывать! – подумала я, завершая свои записи.
Май 2012
Лизе 2 г. – 2 г. 8 м.