Пётр Моряков. Поэт России

Василий Дмитриевич Фёдоров
                25 января 2014 года автору статьи
                ПЕТРУ ФАДЕЕВИЧУ МОРЯКОВУ
                исполняется 100 лет!!!
 


ПОЭТ РОССИИ

      Взглянув на Василия Фёдорова, на его экспозицию, вспомнил один марьевский эпизод.    Мы, анжеровские школьники, в Марьевке, малой родине поэта были на весенних каникулах. Почти каждый день проводили время на поляне, рядом с рекой Яя, и любовались широким заречным простором. И каждый день приходил на эту поляну лобастый вихрастый подросток. Он ложился в сторонке на живот и, подставив солнцу голые пятки, пристально рассматривал нас, городских. Уж больно полюбился он мне.
     Уже позже, в Новосибирске, я рассказал об этом Василию.

     - Так это же я был! – весело рассмеялся он. Как я, босоногий, завидовал вам, городским, в ботиночках и сандаликах! Особенно тому, что вы учились в семилетке.

     Позже Василий и сам стал городским. Тоже окончил семилетку, а затем – авиационный техникум и влился в рабочий коллектив завода имени Чкалова.
     Стихи он писал и в техникуме, а ещё прилежнее – на заводе. Материал-то был богатый. Читал он их на «литературных средах» в Союзе писателей. Приходил с ними и в «Советский воин» - ко мне, поскольку я готовил стихи к печати.
     Василию Фёдорову я давал «зелёную улицу». Однажды опубликовали целую полосу. Этот радостный случай решили отметить у меня дома. И вот мы за столом. В руках Василия его новая книжка «Лирическая трилогия». Из неё-то он и читал главы. Особенно мне понравились строчки о нерешительности лирического героя перед порогом любимой:

          А на висках две жилки бьются,
          Две жилки бьются…
          Любовь кричит: как поступить?
          Переступить или вернуться?...
          Переступить или вернуться?
          И решено – переступить!

     Когда чтение было закончено, я протянул авторучку:

     - Ну а теперь – автограф.

    Василий прищурился лукаво-лукаво:

    - Стихи-то я пишу возвышенные, небесные, а на самом деле я –земной. Люблю всё земное. Особенно красивых женщин. В этом духе и автограф написал:

         Трилогия лирическая,
         Любовь платоническая.
         А сердце хотело б,
         Чтоб телом – к телу.

     Посмеявшись над этими строчками, мы и расстались. До новой встречи.

     А встретились мы спустя какое-то время в сквере, что перед Оперным театром. Поэт шёл, высоко задрав голову, и что-то бормотал.
Стихи сочиняет – догадался я. И верно. Увидев меня, сказал:

     - Готовлю дипломную работу.

     В то время он учился в литинституте. Вскоре уехал в Москву, диплом защитил, там и осел.

     Жизнь его в столице была сначала сложной – стихи не кормят. Но когда появились одна за другой поэмы: «Золотая жила», «Проданная Венера», «Белая роща» и другие – всё изменилось к лучшему. Наш земляк, Василий Фёдоров, стал знаменитым. И это не преувеличение. А затем стал и Поэтом России.

     Вот таким известным он и появился в Новосибирске. И, как всегда, пришёл в наш дом радио. Все ему здесь были рады и сразу же пригласили в студию – к микрофону. Кабина звукооператора полна народа. И я тут же. И вот чтение началось. Читал поэт свою знаменитую поэму «Проданная Венера», в которой шла речь о красоте, о носительницах этой красоты – сельской девушке Наташе Граевой, о той,

          Что ничего природа наша
          Прекраснее не создала...

     И о Венере – творение кисти великого итальянца Тициана.

     Но судьба обеих печальна. Одна до срока завяла от непосильной работы, а вторая, собственность России, - уплыла за океан, где её продали за оборудование для доменных печей. И вот, когда эти печи заработали, в зареве вагранок возник призрак проданной Венеры. Она решила узнать, за что же её продали. Оказывается за красоту времён грядущих. Возник и призрак Наташи Граевой:

          Вы перед вечной оправдались,
          Попробуйте перед земной…

     Эти слова потрясли нас. И когда поэт вышел из студии, все наперебой стали поздравлять его с большой поэтической удачей. А он молчал. И только улыбался.
Из радиодома мы пошли с Василием Фёдоровым ко мне домой. Жил я тогда за Каменкой, в маленьком невзрачном особнячке. Но в нашем дворике, на грядках, росла всяческая зелень. Моя мать, Пелагея Михайловна, тут же смастерила нам салат, окрошку и всё это поставила на стол, который стоял тут же у крыльца. Я всё это предвкушал, а потому и прихватил бутылочку мадеры.

    И вот, когда мы выпили и закусили, Василий прочёл нам стихотворение «Совесть» . Не буду рассказывать его содержание, приведу только две строки:
 
         В темноте головы моей
         Тихая всходит луна.

     Услышав их, моя мать, простая женщина, пошептала:
     «Надо же увидеть луну в своей голове!»

     Был уже глубокий вечер. Взошла луна и над нами. Беседа окончена. Мы поднялись из-за стола, и я прошёл проводить гостя. У Каменского моста остановились. К нам подошёл такой же рослый парень, как Василий. Осмотрев друг друга, они улыбнулись. И даже обменялись рукопожатиями.

     - Ты мне нравишься, - сказал один.
     - И ты мне нравишься, - сказал другой.
     - Тогда давай ударимся, - вдруг предложил Василий. – Ты будешь бить первым, - и, соединив ладони в замок, поднёс их к левому уху. – Ну, давай! Бей!

     Здоровяк помотал головой:

     - Не.
     - Почему?
     - Да потому, что ты мне нравишься.

     На этом с миром и разошлись. Вот и таким порой был Василий. Ну настоящий Васька Буслай.

     Очередная наша встреча, которая мне особенно врезалась в память, состоялась года через два. Встретил я Василия у Центральной гостиницы. Он только что вышел из неё и на мой вопросительный взгляд ответил:

     - Живу здесь, чтобы не стеснять своих родных. Сам знаешь, сколько у меня бывает гостей. А тут мне вольготно. Хочу – пишу, хочу – пью, хочу – друзей встречаю. Приглашаю и тебя. К тому же дело есть. Завтра у меня встреча на родном заводе. Захвати свой «Репортёр». Передачу смастеришь. Всё же память.

     «Репортёр» я захватил, но бдительные стражи завода изъяли его у меня: не положено. Заперли в сейф.

     - И на чём же я запишу твою встречу? – взглянул я на Василия.

     Но он успокоил меня:

     - Что будут говорить другие, возьми на карандаш, а стихи я тебе начитаю.

     На этом и порешили.

     Рабочие родного цеха встретили гостя восторженно. Ещё бы! Тот самый простой паренёк, что в годы войны работал у них мастером, теперь признанный столичный поэт. И не забыл о них. Пришёл стихи им почитать – и о той давней поре, военной, и о новой, мирной. Слушали его с огромным интересом, а когда чтение закончилось, к поэту подошла миловидная девушка с томиком его стихов и попросила автограф.

     - Ваше имя? – спросил Василий
     - Люба.

     И вот на титульном листе чёткими раздельными буквами появилась надпись:
 
     «Люба! Любите поэзию! Она ещё никого не испортила».

     В этом весь Василий Фёдоров со своей щедрой душой и с глубокой верой в высокое предназначение Поэзии.
 
     «Репортер» мне вернули, но с пустой кассетой. Заполнил я её, как и договорились, позже: и рассказом о том, как прошла встреча, и стихами поэта. Передача прозвучала по радио. А кассету с ней я подарил её автору.

     А вот Улановскому музею не подарил. Ведь тогда его ещё не было. А теперь он есть. Есть в нём, как было сказано выше, и экспозиция «Поэт России Василий Фёдоров». На ней представлены все его сборники стихов и даже полное их собрание. И находится эта экспозиция напротив другой: «Народный артист России Пётр Чернов» Память того и другого их земляки чтят свято. В дни их рождения проводятся настоящие народные праздники, на которых читают стихи, смотрят фильмы и даже поют их любимые песни.

     О каждом таком празднике Раиса Семёновна Воропаева непременно писала мне. А теперь что-то умолкла. Иные времена. Многое забывается. Но как можно забыть родное – духовное?!
 
     Не дай Бог!


ПЁТР  МОРЯКОВ


КНИГА *ЧТО БЫЛО - ТО БЫЛО*. 2009. 200 экз. с.161-166

**
     Моряков Пётр Фадеевич - поэт и писатель. Член Союза писателей России. Кавалер Золотого Почётного знака "Достояние Сибири".
Издал 12 книг: "Стихи", "Речь ручья", "Звезда на излёте", "А жизнь идёт", "Гроздь рябины", "Что было - то было" и др.
     Родился 25 января 1914 года в селе Улановка, Яйского района, Кемеровской области. Начальную школу окончил в Улановке, среднюю - в Анжеро-Судженске, литературный факультет в Томском педагогическом институте.
     В годы Великой Отечественной войны был литсотрудником газеты "Красноармейская звезда", в мирное время - журналистом Новосибирского радио. Проживает в Новосибирске.
До сих пор ведёт при Союзе журналистов "Литературную студию".

***
 
«ЧТО БЫЛО – ТО БЫЛО»

Журналист и поэт Пётр Моряков,
недавно отметивший свой 96-й день рождения,
выпустил сборник своих рассказов-воспоминаний.



     Повод для Книги Гиннесса

     Представляя в «Вечернем Новосибирске» последний сборник поэзии Петра Морякова «Гроздь рябины», председатель Новосибирского союза журналистов Андрей Челноков выразил своё удивление по поводу того, что в свои 90 «с хвостиком» автор продолжает писать любовную лирику. Что, казалось бы, более присуще возрасту юному и романтическому:

     — Где там русская редакция Книги рекордов Гиннесса? Хватит им гоняться за теми, кто громче чихнет или дольше простоит на одной ножке! Один наш Пётр Фадеевич затмевает все упомянутые в этой книге рекорды!.. Потому что лирику он писал и пишет всегда...

     Получив в подарок от автора стихи, а также недавно увидевшую свет книгу «Что было — то было», мы невольно вспомнили другого пишущего человека, ровесника Петра Фадеевича, — Александра Каптаренко (публикация в «ВН» «Молодой человек 95-ти лет» от 31.07. 2008). В своей книге мемуаров «Что? Где? Когда?» он весьма занимательно и с большим юмором рассказал о любовных романах и походных семьях новосибирцев военных лет. Каптаренко до сих пор не чужд романтических привязанностей — он ухаживает за дамами, посвящает им стихи (весьма, заметим, фривольные) и не оставил надежд дописать свой роман «Бабник»... Как тут не снять шляпу перед потрясающей энергией и удивительным жизнелюбием!

     Пётр Моряков — человек совсем иного темперамента и склада. В своей любовной лирике он остаётся скорее романтиком, нежели певцом необузданных страстей. Его рассказы-воспоминания тоже сдержанны и целомудренны. Они тонки, деликатны и весьма далеки от популярного ныне формата «происшествия, скандалы, расследования». Временной период, который они охватывают, поистине огромен. Не так часто, согласитесь, удаётся услышать сегодня от первого лица рассказы о гражданской войне в Сибири, нэпе, коллективизации...

     От первого лица

     Как человек «камерного звучания», Моряков пропускает исторические события через дела семейные. А именно через отдельные истории большой семьи Моряковых, которую, как и другие семьи, не миновали бури и шторма.

     «Наша память очень разборчива, — читаем в коротком предисловии к книге. — Она вбирает в себя только то, что в неё врезалось. Не будь такого отбора, она так бы перегрузилась, что в этом завале трудно было бы разобраться...»

     Приход белой армии врезался в детскую память ароматом блинов с душистыми консервами. Семья жила тогда в Анжерке. Блины пекла на двух сковородках мать для квартировавших у них белых солдат. Они завертывали в них тушёнку и съедали, запивая горячим чаем. А угощал его блинами фельдшер. Ни тогда, ни потом, казалось, не ел он ничего более вкусного...

     Коллективизация запомнилась «обречённым обозом», который увозил в Нарымские болота «врагов народа». Тревожный 37-й застал Морякова студентом третьего курса литфака Томского пединститута. А во время Отечественной войны он работал журналистом газеты «Красноармейская звезда»...

     Значительная часть книги посвящена воспоминаниям о работе автора на новосибирском радио. Среди его героев — композитор Николай Кудрин и гармонист Геннадий Заволокин; замечательный писатель-лирик Илья Лавров и журналист от Бога Александр Метелица... Илья Лавров подарил Морякову на память свою книгу «Зарубки на сердце» с подписью: «Была осень. Был листопад, были стихи и были мы ещё не очень старые».

     Размышляя о причинах долголетия автора книги «Что было — то было», невольно подумалось о том, что первопричина, скорее всего, в том, что его воспоминания — его «зарубки на сердце» — полны очень доброго, мы бы даже сказали, «любовного», отношения к тем, с кем его сводила судьба. Умел радоваться чужим успехам, никогда не завидовал тем, кто был более удачлив. Не держал камня за пазухой и не сокращал тем себе жизнь. Ну и, конечно, много работал. Он и теперь работает. Над своей новой поэтической книгой. Где, конечно же, будут и стихи о любви...


Татьяна КОНЬЯКОВА.  Городская газета "Вечерний Новосибирск". 2.11.2010