Однажды в походе мы вспоминали смешные школьные истории. Когда горит костер, а вокруг него двадцать пар озорных глаз, чего только не вспомнишь. А тут еще договоренность: рассказывать всем. Не увиливать! Затронули тему, как лучше запоминать уроки. И оказалось, что опыт уже накоплен немалый. Одни засовывали раскрытую книжку под подушку, другие включали музыку, третьи слушали магнитофонные записи во сне. В могущество таких приемов не верилось, хотя…
Мне припомнился один случай. Ни о каких магнитофонах тогда не было речи. Огромная черная тарелка-радио плохо подходила для экспериментов. Но в том, что воздействовать на мозг, внедрить в него какую-то информацию можно исподволь, силой внушения, убедилась сама.
А было дело так. Как активной комсомолке мне было поручено наставить на путь истинный одного моего одноклассника, упорно не желающего учиться. Не понимали взрослые, что у парня была важная на то причина: джаз покорил его, и он готов был ради него отречься от всего остального. Забросил свою скрипку, на которой, кстати, играл неплохо. Об уроках и говорить нечего. По основам дарвинизма намечалась двойка в четверти. А тогда было не то, что сейчас. И экзамены каждый год сдавали, и на второй год оставляли по 3-4 человека, и на осень. Так что перспектива вырисовывалась аховая. Вот и бросили меня на амбразуру, чтобы подтянула его хотя бы до тройки.
А в параллельном классе училась Зойка Талалакина, девчонка, в которую, казалось, было влюблено полшколы. Она действительно была очень красивой: небольшого роста, фигурка – статуэточка, одевалась так, как нам и не снилось. Мы в своих коричневых одинаковых формах проигрывали ей по всем статьям. Не знаю, был ли мой подопечный влюблен в нее, но заглядывался на нее, как все, - это точно.
И вот наше первое занятие. Решили, что сначала текст о роли труда в жизни человека читаю я, он слушает, второй раз мы меняемся ролями: он читает, я - слушатель. Читаю о том, чем же отличается обезьяна от человека: «Ни одна обезьяна не сделала простого железного молотка» и т.д.
Дочитала. Короткая пауза. Читает он. Доходит до этого места, и вдруг я слышу: «Ни одна обезьяна, даже Зойка Талалакина не сделала простого железного молотка». Наверное, я о чем-то в это мгновение задумалась, пропустила фразу мимо ушей. Потом, не желая показать, что невнимательно слушала, попросила его прочитать еще раз. Все снова повторилось. Я улыбнулась. Еще бы! Зойку с обезьяной сравнил. Он благополучно окончил чтение, и мы разошлись по домам.
На следующий день он наконец-то получил свою спасительную четверку, и Варвара Николаевна, желая поощрить "репетиторшу", вызвала отвечать меня. Бойко, уверенно рассказала я материал учебника - перед уроком ведь просматривала еще раз, потому что просто обязана была получить пятерку, иначе какой будет мой авторитет?.
И вдруг… Я сначала не поняла, что случилось. Класс буквально взорвался от смеха, а он сидел, как ни в чем не бывало. Оказывается, рассказали мне потом, я без запинки ответила, чем же отличается обезьяна от человека: «Ни одна обезьяна, даже Зойка Талалакина, не сделала простого железного молотка…»
Больше занятий не было. Наша мудрая Варвара Николаевна быстро сообразила, кто кого перевоспитает.