Рыбаки

Нина Авраменко
  В большой и шумной семье Стожаровых двое младших  выделялись своей привязанностью друг к другу. Куда один – туда и другая. Вместе что-то мастерили, вместе играли, вместе вечером подходили к бабушке Анюте, заглядывали ей в глаза и тянули дружно: «Бабушка, расскажи про   девочку Козетту…Что было дальше?


    Бабушка, переложив табачок от одной щеки к другой, начинала свой рассказ то про сиротскую долю девочки, то про злоключения юного Оливера, то про несжатую полоску и крестьянских детей.


    Но в этот вечер  друзья изменили своей привычке, о чем-то шушукались, а утром поднялись чуть свет, вместе с курами.  Кур в хозяйстве  было вдвое меньше, чем детей. Две хохлатки и петух  сосредоточенно рылись в земле или, когда повезет, клевали картофельные очистки.


    Восьмилетний Алешка  давно задумал сходить на рыбалку и  уговорил младшую  сестренку пойти с ним. Собирались основательно. Вырезали удочку. Она оказалась длинной-предлинной. Чтобы приладить крючок, положили ее поперек  двора, долго копошились – сделали.
    А червей-то забыли накопать! Побежали в конец огорода, стали ковырять слежавшуюся землю, хорошо  удобренную  прошлогодними листьями и всем, что оставалось от  нехитрого хозяйства.  Нет червей! Подняли камень, что лежал там с незапамятных времен. Вот они, голубчики! Живые, розовые – то, что надо. Насобирали в жестяную баночку -- и во двор.


   -- Леш, а Леш, а как он будет на  крючке сидеть?
   -- Так и будет. Смотри!- и мальчик  ловко насадил червяка на крючок.
   -- Все! Готово!  Берем воды, хлеба и идем! Утром, говорил дед Максим, рыба хорошо ловится.


    И дети побежали в хату за хлебом и водой.  А в это время одна из куриц заметила извивающегося  червяка. Ничего  не подозревающая хохлатка обрадовалась добыче и проглотила наживку вместе с крючком.


    Мать только руками всплеснула. Ну что же это за наказание?! Присмотрела во дворе  тонкий прутик,  да вмешалась бабушка:
  --Не ругай, Леля, это ж дети!


    Вечером семья  дружно ела незапланированную лапшу. Дети радовались  столь редким в их рационе кусочкам мяса, и только  двое  провинившихся тихонько всхлипывали и размазывали по щекам слезы. Бабушка с матерью  горестно вздыхали, потом не выдержали, посмотрели на ребятишек и улыбнулись:
  -- Ну, а вы, горе-рыбаки, чего не садитесь?