И на войне была любовь

Григорий Прокопец Вторая Страниц
                И на войне была любовь



Мой отец Трофим Сергеевич Прокопец, родился 26 сентября 1920 года в городе Спасске-Дальнем. Из рассказов отца я помню, что до войны он закончил лётно-военное училище. В начале войны, мой отец был штурманом тяжелого бомбардировщика.
Во время вылета на оккупированную территорию его самолёт был сбит.Штурман выжил и попал в плен. Но недолго он там находился: ему удалось сбежать. После плена (по законам того времени) был направлен в штрафбат. Там получил звание лейтенанта.
 -Отец искупил свою вину кровью, и после ранения его направили служить в Донскую дивизию, -где он в 1944 году познакомился с моей мамой, Присечевой Евгенией Филлиповной.
Мама уроженка станицы Большая Орловка Семикарокоровского района  Ростовской области. Её родители были кулаками, и, когда маме исполнилось 12 лет, родителей арестовали. Больше она о них никогда не слышала. Маму вместе со старшей сестрой отправили в детский дом, где она воспитывалась до войны. В 1943 году мама прибавила себе два года и её отправили на фронт санинструктором. По воле судьбы она попала в Донскую дивизию.
 Мама и отец много рассказывали своим детям о военном времени, но всё же о подробностях одного боя, в котором участвовал отец, мы узнали уже после смерти отца.


Выдержка из книги Евлампия Степановича Поникаровского "Едут по Берлину наши казаки"

Казаки преодолевают протоку. Там, рассыпавшись в цепь, бегут к руслу реки. Противник бьет по ним из пулеметов. Но казаки не останавливаются, не залегают. Они форсируют реку и, едва отдышавшись, снова в полный рост бегут к третьему рубежу. Последнюю протоку преодолевают легко. Прокопец падает возле Попова. Тот приподымает голову. Рот плотно сжат. Губы обкусаны. Лицо синее.
— Жив?
— Нога чужая… И рука.
— Крепись!
Прокопец делает рывок вперед, к тому окопу на возвышении, где сидел гитлеровец. Сейчас гитлеровец переломился на бруствере. Попов его укокошил. Прокопца прикрывают огнем казаки из отделения. Но где провод? Пленные показывали, что где-то здесь.
Прокопец шарит по земле и… находит провод. Красная двойная жилка бежит к мосту. Он хватается за нож, а ножа нет. Утопил в речке. Пытается рвать руками. Сдирает кожу с ладоней, а провод не поддается. В трех шагах от него лежит казак Шитиков с карабином.
— Давай карабин!
Казак отдает, хотя не понимает, зачем командиру, вооруженному автоматом, потребовался еще карабин. Прокопец приподнимает прицельную рамку, под нее на колодку подсовывает провод и резко нажимает рамку. Рамка как кусачки перекусывает провод.
— Гоша! Попенок! Ракету!
В небо уходит красная ракета.
По мосту на полной скорости мчится танк. Он успевает его проскочить. Его подбивают сразу за мостом. Но мчатся еще четыре танка с десантниками. За мостом десантники горохом сыплются с танков и бросаются в атаку. За танками скачут конники. К утру вторая половина города была очищена от противника. Гитлеровцы бежали и с высот, которые поднимались сразу за городом.
…Гвардии старший лейтенант Прокопец утром подъехал к штабу полка. Подъехал с шиком. На тройке лошадей, запряженных в немецкую пулеметную тачанку. В тачанке он привез раненого Георгия Попова и еще двух казаков из тех, что форсировали с ним Реут. Раненые были отправлены в госпиталь. Вместе с ними отправлен и Прокопец. Он застудил не зажившие еще раны, и его температура подпрыгнула к сорока градусам.
За мужество и отвагу в бою за город Оргеев Георгий Попов был представлен к ордену Отечественной войны 2-й степени, а гвардии старший лейтенант Прокопец — к ордену Александра Невского. Казаки из отделения четвертого эскадрона, что были с Прокопцом, тоже были представлены к правительственным наградам.


Затем был еще не один бой, и не раз старлей  Прокопец ходил в разведку. Вот благодаря одной из них он и познакомился со своей будущей женой.
     - Как-то отец с пятью казаками пошли в разведку (по законам военного времени документов с собой не брали),  два казака вернулись, четверо погибло. Считалось, что  отец погиб. А его ранило в спину. Наша мама вытащила его с поля боя,  и так получилось, что попал он в другой госпиталь, не тот, который принадлежал полку. Целый месяц он пролежал без сознания.
А в это время его родителям выслали похоронку, что сын их погиб.
И подполковник Недилевич, командир полка, написал представление на моего отца к награде героя СССР, посмертно.
Но этой награды у него не было. Сейчас буду в архив писать. И может мы её найдем. Мама  и папа всю войну прошли в составе Донской дивизии, закончили воевать в Берлине. Отец за военные действия награжден пятью орденами и шестью медалями.
По приказу Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза Сталина, награжден шестью благодарностями. Мать награждена двумя орденами Великой отечественной войны и восьмью медалями. После войны отец работал старшим рыбинспектором на оз. Ханка. Затем был учителем физкультуры военного дела в школах нашего города. Мама до пенсии проработала продавцом. Отец и мать вырастили  и воспитали 3 сына.