из переписки с коллегой 75

Алексей Герасимов
Состоялся вечер памяти художника N. Литератор Z отозвался на это событие небольшим репортажно-лирическим текстом, в котором имеется следующая фраза: "На вечере присутствовала последняя вдова художника..."

**

У актеров есть выражение: "Пьет не по таланту!"

Это о тех, у которых "богемных" пороков навалом, а как дело доходит до творчества-ремесла, то сразу - пшик... Большая дырка от бублика.

Хочется расширить... Не только пороки, но и дурные черты характера и слабости можно простить, если человек хорошо знает свое дело. Но я нередко встречаю людей, которые все прям такие нервные, такие раздражительные, такие вспыльчивые, такие самолюбивые, обидчивые и ранимые, но при этом совершенно бестактные, безжалостные, стервозные по отношению к другим, абсолютно не считающиеся с тем, что у окружающих тоже есть и самолюбие, и нервы, может, не железные.

И ладно бы такие персоны были сверх-одаренными - я бы понял их: они со Вселенной напрямую разговаривают, у них аппарат восприятия особо тонкий, и мы, обычные люди со своей неотесанностью и примитивностью можем их раздражать...

Но вот ведь беда - совершенно заурядные они личности: великих открытий в науке не совершают, прекрасную музыку не пишут...

Стервозят не по таланту!

**

Мне иногда делают замечание, что я в текстах смешиваю времена, например, один абзац может быть написан в прошедшем времени, а следующий - в настоящем. В настоящем времени обычно пишут киносценарии, а прозе настоящее время придает большую энергичность: "лил дождь" или "льет дождь" - есть разница!

Мне пытались доказать, что один текст от начала до конца следует писать в каком-то одном времени. А мне кажется, что это правило - школьное. В школе детей, например, учат, что каждая строка в стихотворении обязательно должна начинаться с заглавной буквы. Но когда дети вырастают, они узнают, что совсем не обязательно... Ну, так же и с временами!

Я стал обращать внимание на то, как обходятся с временами известные современные авторы - очень вольно: чередуя времена (а насколько это оправданно - уже другой вопрос).

Ну, ладно, возразят мне, современные - не авторитетны: их, может, забудут через две недели после похорон!

Но, вот, читаю "Басурмана" Ивана Лажечникова, классика исторической романистики, современника Пушкина.

И во второй главе под названием "Мщение" мне попадается фраза: "Идут; пришли в спальню страдалицы /.../"

Два времени соединены даже не в соседних абзацах, а в одном предложении, и разве кого-то этот прием коробит?! (И я соединил: прош. вр. СОЕДИНЕНЫ и наст. вр. КОРОБИТ. Кому-то это резануло слух? А по-моему, нормально...)

И в этом же абзаце - еще один пример: "Как хороша БЫЛА она, несмотря на свои страдания. Враг СЧАСТЛИВ ею /.../"

Так что оставим, пожалуй, это "правило" школьникам

**

Кошмарный сон приснился:

прихожу я на светское мероприятие, на мне - пиджак, рубашка, галстук, но штанов нет, только семейные трусы до колен. Но и прочие мужчины на мероприятии одеты также. Но на меня почему-то все оглядываются с презрительными усмешками.

Ко мне подходит некий знакомец и шепчет:

- Ты чего позоришься?..
- А в чем дело?
- Ну, как ты одет!..
- Ну... нормально я одет... пиджак, семейные трусы... Все так одеты... Это сейчас тренд такой...
- Тренд-тренд... - раздражается знакомец. - Посмотри, у всех трусы в клеточку, а у тебя - в полосочку... Это же полный отстой!!!

Проснулся я в ужасе

**

Люди, узнавая, что я сейчас тружусь учеником садовника (и хочу в это дело углубляться, так как работать с растениями мне приятно), часто переспрашивают: "Садовый дизайн? О, это классно!"

Почему им в голову сразу же приходит мысль о садовом дизайне?

Это все равно, как если бы я сказал, что учусь на хирурга, а они бы восклицали: "На косметического хирурга? О, это классно!"

Как будто нельзя хотеть просто ухаживать за растениями или лечить людей? Как будто надо непременно стремиться стать исполнителем чьих-то эстетических капризов?

Да, чихал я на садовый дизайн!!! (А также на любой другой дизайн...) Мне просто нравится пилить ветки, выкапывать и закапывать саженцы, сажать цветочки и тэдэ. Это не комильфо?

**

В Риге опять снимали кино (кажется, именно кино, а не тв-сериал). На этот раз - корейцы (южные, конечно). Я работал в массовке. Изображал санитара бундесвера (действие происходит в Германии). Вдвоем с коллегой мы загружали носилки на колесиках в машину скорой помощи. Тележка специальная - со всякими хитростями: колесики, как шасси, складываются-раскладываются. Ничего сверхсложного, но действия пришлось отрабатывать до автоматизма довольно долго (зато теперь я умею управляться с этой тележкой почти профессионально - у нее всякие кнопочки-рычажки, с бухты-барахты не справитесь).

Вместо тела - муляж. Нам сказали: не смейтесь на площадке - мы снимаем трагический эпизод. Я спросил коллегу: "Интересно, это мужчина или женщина?" - и пощупал муляж через простыню. Коллега расхохотался. Вот, такой я... Хотя специально смешить не хотел, конечно.

О корейцах скажу: такой дисциплины на площадке даже у немцев не было! Массовке запретили разговаривать, покидать площадку, фотографировать. За звонок мобильного пообещали урезать гонорар. Перерыв - один раз - минут на пятнадцать. Обычно на съемках часами маешься от скуки, ждешь пока свет поставят, то се, а снимаешься полчаса-час, от силы (я обычно читаю книжку), а корейцы все время снимали и снимали, я еле находил время, чтобы курнуть. Корейцы, кажется, все технические вопросы решали на счет раз-два-три: они рельсы для камеры минут за пять устанавливали - я такого темпа ни у кого еще не наблюдал!

Корейцы невероятно быстро работают (при сохранении четкости и слаженности). И они (в сравнении с японцами) очень шумные, темпераментные, много жестикулируют (и все чем-то немного похожи на Виктора Цоя).

Покормили на редкость фигово: чашку кофе и шоколадный батончик (я-то привык на съемках объедаться на три недели вперед, явился нежрамши, а мне - сникерс), но зато отпустили на три часа раньше, чем предусмотрено договором, и развезли всех по домам

**
На автобусной остановке две молодые женщины. Одна - возмущенная... Сначала она возмущалась тем, что у пенсионеров - бесплатный проезд на муниципальном транспорте. Говорила следующее: "Они теперь катаются из одного конца города в другой... Потому что в другом конце города - продукты чуть дешевле! Из-за мелочи ездят туда-сюда... Весь транспорт ими забит!"

(Не помню, чтоб в "забитом пенсионерами" транпорте я чувствовал себя дискомфортней, чем в "не забитом", но, видимо, я - дюже толстокожий, а у этой дамы - особо тонкая душевно-физическая организация, и дама страдает).

Затем она стала возмущаться организаторами некоего концерта, который она на днях посетила. Говорила: "Ну, если уж устраивают концерт так поздно, то должны позаботиться о транспорте!.."

(Интересно, а массаж пяток организаторы концерта не должны были ей сделать?)

Подошел мой автобус, и я, к сожалению, не узнал, что еще это даму возмущает... А ведь это так интересно!!! И поучительно... Вот, думаю, грех мне жаловаться - мой жизнь просто халява... По сравнению с жизнями таких вот особо чувствительных и нежных персон. У них не жизнь, а сплошное мучение: то им в транспорте тесно, то до дома добраться не на чем, то солнце им плохо светит, то ветер не в ту сторону дует

**

я - специалист по истеричкам. я на них специализируюсь. их жертвой я был, наверное, в юности. сейчас истерички для меня, скорее, спарринг-партнеры. отрабатываем друг на друге кармические грехи

**

Я профан в компьютерах: непродвинутый юзер. А продвинутые мне говорили: "Не бойся чего-то испортитьв компе... Ты сможешь что-то испортить, только если зайдешь в БИОС. Но в БИОС ты не зайдешь - у тебя на это не хватит квалификации..."

Так вот, недавно я зашел в БИОС. Случайно, сам не понял как.

А выйти?

И, кстати, что такое БИОС, и зачем он...

**
Между двумя пользователями фейсбука состоялся диалог о Борисе Гребенщикове. Копирую, но полные имена я сократил до инициалов: АШ - известный журналист, АК - молодой режиссер, недавно снявший свой первый полнометражный фильм.

AK. Отвратительный типаж этот БГ
АШ. чем тебе БГ не по душе? ))) "Какие нервные лица -- быть беде" (с) ))))))
AK. фальшивый типаж, круглый баран, соответствующую бородку отрасти. очень переоцененный музыкант, без принципов и позиций.

АШ. Вчера БГ был без бороды. И ваще, борода у у козлов, а не у баранов... А вот я беседовал вчера с БГ и он очень хорошо о твоем фильме отзывался, между прочим.
AK. где это он видел мой фильм
АШ. Я ему показал накануне ему у себя дома, Борис восхищался и просил дать ему твой телефон.
AК. интересно, что мой фильм делает у тебя дома? :D :D дал Гребенщикову мой номер?
АШ. У меня коллекция фильмов где-то штук три тысячи, между прочим. Дать БГ твой номер? Он, может, песню напишет для твоего нового фильма...
AK. песню, не знаю, но номер дай. не говори ему, что я о нем думаю