Как я стал изобретателем

Марат Гайнуллин
                Летели письма
                Холодили душу...
                Вдохновение:  Галина Серженко,
                «В психлечебнице» - без рубрики, 29.05.2012

                Уже месяц меня нет дома,
                Меня лечат мои врачи...
                Возле нашего райдурдома
                Снова свили гнёзда грачи...
                ...Поднимусь, протяну ладони,
                Выпью яда, запью водой.
                А соседка всё на пол уронит:
                У неё что-то там с головой...

    Галина, какая мудрая у Вас соседка оказалась, ну просто умница! 
    А мой знакомый тоже периодически наведывался к ним. И знаешь, врачи так вежливо и с уваженьем относились, всё потому что этот одержимый (на азиатски переводиться как поэт-меджнун, ну то есть по-нашему юродивый, больной на голову, а в народе – умоисступлённый или по простому умалишенный) такой порядок, покой и дисциплину там наводил, поскольку я ему гитару приносил. А иногда и две и начинали мы с ним петь. Нет, нет, не о беде. О радости, о счастье, о небе голубом, и как приятно было нам вдвоём, что я так часто оставался ночевать, поскольку там всегда, на всякий случай, была дежурная кровать. Главврач, конечно, поначалу так сердился, при утреннем обходе: – Кто этот, лишний? Не нужен нам нормально мыслящий! Но тут все остальные, жители палаты, так стали жалобно просить, чтобы меня оставили в палатке. И клятвенно, в порыве страсти, заверяли то будут все прилежно себя вести, не дебоширить, не хулиганить. Не бегать по подушкам, по кроватям и по стенам и потолку, как обезьяны. И тихо, тихо, бывало, так все сядут на коленки, и головы склонив, как в позе смертников пред гильотиной, что врач, да что там врач – весь персонал лечебницы прольёт слезу, ударятся все хором в плачь. Уговорят врача, который главный, ну а я останусь погостить ещё недели на две. А что – больничный обеспечен, и на работу не идти.
    А то придёшь, бывало, сядешь за кульман, мозгам так трудно. Как выполнить Соцобязательства – двенадцать пунктов? (Елена, которая из Красноярска – добавь ёще одну магическую цифру в свой реестр). А если не захочешь  бороться за звание УДАРНИКА коммунистического труда, то значить ты не в коллективе и не положена тебе путёвка в дом отдыха, или телевизор, холодильник. Да что там, простой ковер настенный был в глубоком дефиците. И потом подумай, как о тебе могут подумать плохо и обозвать двуликим Янусом, поскольку КОЛДОГОВОР был принят единогласно. И был ты на собрании или не был – попробуй, докажи. И только больничный лист спасал.
     И вот сидишь и думаешь, ну что ещё придумать. Ну там понятно, общие слава и фразы: План выполнять на 100 и 5-ть процентов, активным быть строителем  социализма, моральный облик соблюдать в семье, в быту и конечно на работе – не пить.
     О, Боже упаси, стыда не оберешься, как будут разбирать, на профсобрании отдела, и на поруки брать. А если коллектив вдруг подведёшь, то для начала на пятнадцать суток, а если и это не поможет тогда на трудовое воспитание в специальные заказники. А там дают специальные таблетки выпить и водочки или  разбавленного спирта затем нальют грамм этак по 100-150, примерно, на глазок, чтобы самим осталось – персоналу. Потом посадят парами друг против друга, чтоб видели что будет делать партнёр на против, когда агония начнётся – «белая горячка». И против каждого поставят тазики, какие попадутся, эмалированные даже, но все побитые. Поскольку в хозяйстве, в личном, эмалированные, целые, не битые  – практичней, удобно мыть посуду, руки, ноги,  – гигиеничней, чем простые  оцинкованные быстро ржавели, хоть были со знаком качества, как на канадских авто в виде пяти угольника. Но больно дорого платить за новые эмалированные – бюджет не по карману. И если в доме тазик, эмалированный, мужик по пьяни вдруг уронит и эмаль отколет, не беда – легко его, побитый, можно поменять на новый, – на складе за плитку шоколада «Алёнка» у кладовщицы Клавы – всего то 30 копеек. А это обойдётся в 20 раз дешевле чем если новый тазик в магазине покупать. А по отчёту всё чин-чинарём, комиссия не придерётся – больные алкоголики побили в агонии, когда у них мы рвоты вызывали. Поскольку таблетки, которые давали больным алкоголизмом, через минут 15-ть вызывали такие сильные эмоции в желудки – спазмы и тягу к рвоте как при морской болезни, что стон стоял и ужас, как из преисподние, и брань летела нецензурная, как при цепной реакции, что персонал, который медицинский, на время уходил подальше от кабинета процедурного, поскольку при виде такого издевательства над организмом, хоть и чужим, им тоже бы понадобились урны. 
     А в ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ необходимо было указать и про субботники, в предпраздничные дни, быть активистом и членом ДПД, (Добровольная Пожарная Дружина – три дня давали к отпуску), дежурить по воскресеньям в городе и обеспечивать порядок – бороться с хулиганами и пьяниц в медвытрезвитель доставлять. Но только тех которые, теряли человеческие достоинства. А ну ка отгадай, когда он потерял его это достоинство, когда напился или до того, когда ещё был трезвый. Однажды задержали одного, такой, всё важного хотел изобразить, корчил из себя министра автономии. А документов нет. Раз нет сиди не рыпайся, как все, тоже еще один пахан нашёлся. И знаешь, когда дня через два на утро, в понедельник, явился сам начальник КПЗ, вдруг выяснилось, что он, задержанный алкаш по нашим меркам, и впрямь министр. А нам то что, мы Народная Дружина, нас делегировал Народ, мочили всех подряд, кого в сортире, кого на «Зиме». Но своих конечно не сдавали, как во всякой дружине или шайке-лейке, закон инстинкта самосохранения, дело Святое, мы же не Иуды, который предал друга – Сына Бога.
    Но всё это конечно не было бедой и если немножечко подумать головой, не трудно было выполнить. А выполнить все пункты было необходимо, иначе останешься без премии квартальной, а это при средне годовой за месяц по СОЮЗУ – 180 рубликов – процентов 30. Если перевести на натур оплату, что более реально отражала экономику и благополучие семьи, то это 600 литров бензина, или услуги ЖКХ за года полтора.
     А потому легко припишешь, что выполнил, то да сё, да это. А как проверить - не возможно, поскольку это лозунги и как бы намерения твои, и не было статьи такой в ЗАКОНЕ, чтобы лишать тебя гражданства. Но Годовой ПЛАН или ПЯТИЛЕТНИЙ –  то там другое дело – отвечаешь головой. Последний принимался ВСЕНАРОДНО на съезде КПСС. И тут уж, начальнику, поскольку он номенклатура, нужно выполнить его любой ценой, а за ценой –  мы за ценой не постоим. А принимался он, План Пятилетний ни как-нибудь из головы. Сначала ПОЛИТБЮРО, давала указанья ГОСПЛАНУ, ГОССНАБУ, и институтам Отраслевым, а также другим  ПЛАНИРОВАНИЯ и ЭКОНОМРАЗВИТИЯ. Всего их было только в Москве 1001, до Борисфена, и он, как только власть почуял – решил с десяток упразднить, чтоб завоевать доверие Народа. И сам для этого однажды прокатился на трамвае и даже ходил пешком, да так что оступился, как бы случайно, на мосту, и в реку загремел, но к счастью не убился и что ты думаешь – с ревизией нагрянула Палата Счётная. А их вдруг стало через год – 1101, полезли как грибы – хороший видно дождь прошёл по отмыванью денег.   
     Но думаю, тебе об этом скучно знать вернусь ка лучше я с небес поближе к земле обетованной. Так вот сидим и голову ломаем, как подать – не менее двух рацпредложений в месяц. Как только 25-тое приходит так ажиотаж – не выполняем план по отделу. Работу основную все бросаем, сидим и думаем ну что ещё изобрести и знаешь смекалка часто выручала. Сижу однажды, думаю. А чтобы чем-то мозги занять, сосредоточить так потихонечку грызу свой карандаш, а что еще у инженера было – ни колбасы, как в магазинах, ни фруктов, как у спекулянтов. Вот если бы завмагом был или директором какого ресторана, то грыз бы сервелат. Я думаю что от того и был тот пресловутый дефицит, что нехотя, в нагрузку всё они, к то у кормушки, съедали, а люду простому – потом не оставляли. Так вот, грызу я карандаш и он уже в негодность превращается – с той стороны, где ближе к губам, зубам ко рту. Он потому и не заточен был, торец второй – так требовала инструкция по ТБ (Техника Безопасности). Ладно там в губы, а если вдруг уснёшь и в глаз во сне воткнёшь – тогда уж точно инвалид и пенсия пожизненная, поскольку травма не бытовая, а производственная. Но только помни, что засыпать нужно по понедельникам, что бы успеть составить АКТ о травме на РАБОТЕ. Ведь сначала нужно съездить к Врачам, а там своя комиссия и без подарков не приходи. Потом Местком, потом Партком, Пожарные, Гостехнадзор. И если случиться, несчастный случай на работе – в четверг, то ты до понедельника никак уж не успеешь АКТ добыть, и будет ТРАВМА БЫТОВАЯ. А пенсия там мизерная, как стипендия сейчас у студентов ВУЗА. И станешь для семьи обузой и Государству тоже - никто тебе уж не поможет.
    Так вот, грызу я карандаш и вдруг: о, Эврика! Отличная идея. Так если карандаш с торца пришел в негодность, поскольку весь графит я изжевал, тогда зачем затраты такие для Государства – не нужно заполнять пространство графитом со стороны где мы его всегда грызём. Привычка вредная - ещё с далёких детских дней. Поскольку со школы учат нас – грызи гранит науки. Как вспомню эту аксиому – так зубы сразу и ломались от страшной боли – и сразу кариесом чёрным разрушались. Ну сразу на Ватмане эскиз нарисовал и как положено – все три проекции и торец в разрезе. Графит, там где он есть – заштриховал крест-накрест. А где его нет там и суда нет – оставил пустоту. И для наглядности добавил стрелки – тут есть «Графит», где заштриховано, а там где его нет, на «полочке» всё как положено, так аккуратно написал «ПУСТОТА». Начальник цеха подписал где надо, и быстренько согласовал. И все вздохнули с облегченьем, поскольку выполнили план по рацпредложениям, а значить будет премия за месяц – к зарплате от 20 до 30% это как начальство там решит, поскольку им виднее. Только обидно – всё в их руках, а руки сама прекрасно знаешь – всегда друг друга моют. И если пирог к тебе поближе подвинуть – естественно, ты самый большой себе кусок отрежешь – первый Закон сознания и Бытия, поскольку о Боженьке тогда не вспоминали. Это сейчас власти держащие, для виду ходят в Церковь для показухи – вот мол смотрите мы с Народом, а сами даже креститься не умеют и не причащались.   
     Я как то помню практиковали немного КСП (Комплексная Система ПООЩРЕНИЯ) но потом о нёй забыли. Такая справедливая была система. Но не было там роли начальства и всё было расписано как надо кому за что положена какая премия и в каком размере. Тогда давай внедрять другое - менять на КТУ – коэффициент трудового участия. То же отменили – как премию делить так склоки, да ругань, Все перессорятся, до синевы и хрипоты пока разделят. Это так просто и легко делить шкуру медведя пока он спит в берлоге, а как проснётся аппетит – так сам скорее будешь или убит, или растоптан в грязи, не зря придумали пословицу про князя.
     А ПЛАН по сдаче металлолома – на каждом предприятию предписывалось непременно столько то тон сдать, иначе тоже без премии. А где ж нам было его взять, когда у нас в отделе только кульманы стояли? О нём тебе поведаю отдельно, ибо он является тем самым краеугольным камнем в развале СССР и перехода на рыночные рельсы.
     Косил одним я словом от неё, от ненавистной мне работы - как многие ребята от Армии сейчас «косят». Я понимая их, кому охота лезть под пули, ведь ясно что Народ весь обманули. И не стало Отчизны как таковой. И нам об этом в фильмах повторяли не раз. Когда в 14-том, солдаты, возглавляемые эсэрами, меньшевиками и большевиками, кричали: - Айда домой. Винтовки, штыками в землю по - втыкали: –  Не будем воевать мы за Царя. Долой  Самодержавие. А нео- демократы – о том забыли  вначале нео демократии. Но слава Богу образумились. И Нынешняя Власть повысила зарплаты и довольствие военным. Одумались, что Армия как динамит опасна – не знаешь когда сработает запал и так рванёт что мало не будет ни кому и всём достанется – как от цунами. Ведь все восстания идут от них – военных у них склады с оружием – не у Народа. Ну а Российский наш Народ – привык к лишениям, какой бы не был недород. Он стойкий и не боится трудностей-невзгод. А как у Вас на Украине сейчас – о чём поют.
      Забыл вначале я сказать за чем пришёл, но думаю подруга твоя во всём уж догадалась. Да. Да. Всё верно – поделиться опытом, как в те далёкие, в советские, застойные года – когда по опыту-обмену свободно ездили друг к дугу в гости – как братья. Не знаю как там у Вас сейчас на Украине – но в Белоруссии мы с ним, с друганом пели – только радостные песни, про Сталина, про Гитлера:

«Первача я взял ноль восемь, взял халвы,
Пива рижского и керченскую сельдь
И отправился я в «Новые столбы»
На братана и на психов посмотреть.

          Припев:
А у психов жизнь – так бы жил любой,
Хочешь спать ложись – хочешь песни пой,
Там предоставлено в роли «литера»,
Кому от Сталина, кому от Гитлера!»

    Но когда в Туркмению была командировка, пытался к другому, другу, в «психушку», попасть я иногда по опыту обмана в Кизил – Кая, это рядом с Красноводском. Кизил у них там означает – красный, а Кая я думаю переводить не нужно и так понятно –  что всем в том учреждении каюк. Звонил недавно – нет уже его на карте. Как в том кино, где немцы «дуриков» так славно заманили, чтоб грохнуть. Им  нужно было здание под Красный Крест освободить. А врачиха Все вспоминала, перед расстрелом, как на качелях с мужем, работником обкома, в юности качались, ладьёю по волнам, то влево, то вправо. Но раньше, тогда, мы тоже в песнях прославляли их необъятный край, но уже не с такой светлой радостью, как в Белоруссии. Оно понятно край суровый, безжизненный, всё выгорает летом там на солнце и в мозгах, не то что у больных – но даже у нормальных. Бывало, долго путешествуешь по средней Азии на одногорбом верблюде, да на жаре – на солнцепёке, то запоёшь бывало по другому, например: 
 
Солнце нынче ярко светит, - вай – вай - вай.
Мне сейчас «любовь не светит», - вай - вай – вай.
Мой верблюд не кушать жвачку – ой - ой - ой
Жарко суслику – впал в спячку... Как хочу домой!

         Ну, ладно пора прощаться - в гостях я засиделся. Как только получишь весточку, то непременно напиши, поскольку буду я переживать.
А на своей страничке, на титульном листе, ты правильно вначале написал по Украински:
        «Розпусти коси русії»

    Оставь название, как было в первоначальном варианте,  на титульном листе. Страничка то твоя, а песня моя лишь только вдохновила, там всё правильно. Но беспокоюсь за тебя, что не выходишь - который день на связь. Не уж-то заболела. Побереги себя нужна мне очень ты - хочу запеть с тобой дуэтом. В том смысле, что эхом хотелось бы с тобою растворяться. Правда, как услышу голос твой в стихах. Мне чудится  такое ласковое море. А мы с тобою в лодочке плывём, плывём и ветер нам попутный – лёгкий бриз. А иной раз вдруг почувствую волну. Она теплом по телу пробегает – от темени до пят и тонкою вибрацией, обратно поднимаясь вверх – спешит наверх, подняться к сердцу, чтоб раствориться в моей душе.
    Услышать песню новую – живьём, хотелось в исполнении твоём. Особенно в том месте – где поёшь ты соловьём на украинском «тьох-тьох»:
Жовто- сизая іволга, -
Моя ж пісня «тьох-тьох»...
Полетімо по райдузі -
Заспіваємо вдвох...
И если будет время загляни ко мне в мою "Психоличебницу". Пока, пока, до скорого свидания. Твой братец по перу.

02.06.2012г
пос. Ахтырский.