О Науке с Искусством... К Пушкинским дням этюд пят

Анатолий Артюшкин
О НАУКЕ С ИСКУССТВОМ, С ИСТОКОВ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛНАХ ПАМЯТИ К ОСТРОВАМ ТВРРЧЕСТВА И САМОПОЗНАНИЯ.


                Э  Т  Ю  Д   П  Я  Т  Ы  Й

Где Разум наш  и чувства,
Все за одним столом,
Наука там с искусством
Растут одним стволом.


     Мелодии, как и запахи, как и картины детства,  надолго, если не навсегда,  остаются с нами. Свойственное, наверное,  каждому стремление к удивительному, даже к фантазии, будит воображение и тогда склонный к гармонии наш мозг воссоздаёт из осколков памяти на облачном небе полотна  колоссальных размеров, превращает линии и пятна на мраморной облицовке  станций  метро, случайные и неприхотливые, в изумительные шедевры живописи,  вызванные к жизни воображением человека в соавторстве с природой. И становится очевидно, что без творчества немыслимо не только само искусство, но и общение с ним, невозможное без особого настроя душевного, способного превратить чью-то мелодию или идею в близкую нам и понятную,  которые тем самым нас обогащают.
     С самого детства я, кажется, неосознанно, вспоминал мелодии, чаще всего из кинофильмов, впитывал их  в себя, как губка, печалился, их забывая, испытывая ощущение праздника при их возвращении. Почему-то глубоко в память запала мелодия, передаваемая по радио в конце 40-ых годов в качестве аккомпанемента к утренней гимнастике. Позже я узнал, что была она из балета Делиба «Коппелия».  Сохранились тетради с записями песен тех лет И. Дунаевского,  М. Блантера, Н. Богословского,  В. Соловьёва-Седого, А. Новикова. Дома у нас в те годы не было никакого музыкального инструмента и, может быть, поэтому  подолгу я простаивал у отделов музинструментов и грампластинок. Зревшее во мне стремение воспроизводить  мелодии требовало выхода и однажды, лет в 6-7 я нашёл его, закрепив нитку между ножками табурета. Прикасаясь пальцем одной руки к нитке, другой я слегка ударял по ней и так я смог  извлечь первую в своей жизни мелодию- «Ши-ро-ка стра-на мо-я род- на- я».
     В 18 лет событием стало приобретение семиструнной гитары. Потом я приобрёл привлекшую моё внимание губную гармошку производства ГДР, позволявшую чувствовать себя одним целым  с инструментом. А когда подобрал на балконе по нотам «Серенаду» Шуберта в переложении для гитары, то получил наслаждение не меньше, как если бы я сам сочиил эту берущую за душу мелодию. Помнится, кульминации в овладении гитарой достиг я в 1955 году, освоив, правда наполовину трудное для исполнения «Воспоминание об Альгамбро» Ф. Таррега с чарующим тремоло. Позднее я приобрёл пластинку  с записью этой вещи в интерпретации Марии Луизы Анидо и до сих пор слушаю её с волнением.
     В начале 70-ых, после 3-х лет аспирантуры в Москве, не найдя интересных закономерностей в мире инфузорий, но получив хорошую школу науки под. рук. к.б.н. Ц.И. Роговской, я возвратился в Баку, в полученную на работе жены квартиру, где и печатаются эти этюды. Площадь квартиры позволила перевезти сюда подаренное дочери бабушкой А.Н.  Долженко пианино «Беларусь» первого выпуска. Благодаря этому дочь поступила в музшколу и нашла выход  подспудно зревшая во мне страсть к сочинительству, проявлявшаяся весьма  своеобразно. Стоило только пройти пальцами по клавишам и как бы сама собой приходила мелодия. Подобно навязчивой идее она не отпускала, создавая ощущение дискомфорта, пока её не запишешь, порой на листке бумаги, или не забудешь. Как то мне довелось услышать мелодию, сочинённую Л.Н. Толстым. Выдающийся  знаток и ценитель человеческих душ и страстей  искал гармонию даже в музыке. Да, понимаю и принимаю вашу ироническую улыбку, читатель, но моя ассоциация отнюдь не литературного плана. Я сам отлично сознаю, что только в тени великого писателя всех времён и народов  разместятся тысячи подобных мне. В стремлении к истине человек, случалось,  ставил эксперименты на себе. Надо же нам лучше понять, как мы утоляем жажду познания и самопознания и какую роль играет здесь творчество? Сосуд ли это для утоления жажды или сама влага, прекраснее которой, считал Антуан де Сент Экзюпери, нет ничего на свете? Не в силах одолеть этот вопрос поодиночке, нам надо себе его задавать сообща. Не забывая о прошлом,  сегодня мы должны думать о будущем, о тех,  кому наши мучительные поиски помогут найти себя. А с годами у меня накопилось много мелодий, подобным тем десяти, что в 1977? были пересланы на радио («До-ре-ми-фа-соль», выдана 9/12 Франио) , а 19 марта 1980 г. на магнитной ленте  переданы Л. Сухаребскому. Безответно. Ни мне, ни зам.редактора «Социалистической индустрии» В. Зубкову. Курьёзная вставка уже столько лет спустя сегодня, 7 сентября. Где-то в 70-ых я посылал кассету с записью нескольких мелодий на имя...удивляйтесь...известного поэта. Спрашиваю теперь себя- зачем? Что толкнуло меня уже в 93-ем вручить эту же запись кому- то в приёмной радиостанции "Маяк"? Впрочем понять мои поступки сегодня можно- так я пытался привлечь внимание к своим научным успехам по следующей логике.
     Если человек, скажем, сочиняет мелодии без музобразования, то почему бы ему не проявить себя в сфере, где он чувствует себя, как рыба в воде?
     Возможно, у меня имелись данные увлечься музыкой серьёзней, но другая всёпоглощающая страсть, к микробиологии не  позволила этого сделать. Но увы, жизнь не резиновая, а из шагреневой кожи. И всё-таки ясно- стремление к творчеству, в науке ли, в поэзии, в музыке ли и т.п. заложено в каждом и порой пробивает даже асфальт равнодушия. Человек должен разнообразить свои увлечения и привязанности. Ясно, почему Рубенс писал одновременно несколько картин. Многие в смене занятий лучший досуг. Универсализм, на мой взгляд, скорее правило, чем исключение. Это подтвердит и участник  телепередачи «Это вы можете» Н.М. Богословский. Разнообразие его увлечений поражает воображение А сколько простых эффективных решений?! А сколько простых эффективных решений?! И надо же было именно ему обратить внимание на устройство для снятия кожуры с плодов- дело рук и ума безвестного самородка. Поистине «не рвётся связь времён!»
     С детства памятен для меня запах мяты. Почую его и из глубин памяти выплывает дворику буквой «П» в Балаханах, в котором  до переезда в Баку  в сороковом сделал первые в жизни шаги, начал познавать этот мир. Вспоминается солнечный день, душистое поле и столб, к которому мама привязывала козу, первые вишенки на дереве, посаженном отцом. Вспоминается как пронзительный визг свиньи во дворе заставил меня  стремглав взобраться на подоконник. Прильнув лбом к оконному стеклу,  я его выдавил и остался шрам во лбу, как печать излишнего любопытства. Кажется, не раз мне впоследствии послужившего.
     Да, любопытство это исток. Потом оно перерастает в увлечённость, опыт даёт пищу воображению, и, оказывается, это почти всё, что нужно нам для открытий. Давайте и мы с вами, читатель, сделаем одно из них. Для этого спустимся вниз по эскалатору на станции метро «28 Апреля»  в баку и подойдём к перрону, откуда идут  поезда в сторону станций «Нефтчиляр». Подойдём ко второй двери предпоследнего вагона, дождёмся, когда поезд отъедет.
      Того не ведая, вы попадёте в мир прекрасного, потому что на противоположной стене разместится  настоящая  картинная  галерея . В центре её вы увидите, конечно же, ПУШКИНА, а вернее, профиль Александра Сергеевича в маске. Чуть ниже выплывет из мрамора и привлечёт ваше внимание профиль лица прекрасной женщины со смеющимися глазами, прижавшей к губам цветок. Напротив пушкинского профиля ваш взгляд остановится  на фрагменте лица заплаканной женщины, до сих пор горюющей об его слишком раннем уходе из жизни.  Чуточку воображения и ниже, на границе двух плит  возникнут три женских дика, причём, чуть сместите взгляд и один из ликов превратится из привлекательного в Бабу Ягу с длинным крючковатым носом. В метрах двух левее Пушкина вас испугает волчья пасть над бушующим морем, а ещё левее ваы увидите полный портрет диккенсовского Пикквика. Левее женских ликов на вас помчится с гиканьем будёновец, а в метрах полутора переплывёт реку пастух с ягнёнком на плечах. Пилили мрамор для облицовки, а что получилось? Кстати, ещё в 93-ем, до переезда в Вязьму, я любовался  этим созданным природой совпадением  мраморных линий. Сохранилась ли та стена до сего времени, автору не известно.  Опубликовано   на страницах «Вяземского вестника»  (к пушкинской дате в 1998г.- «Пушкиниана в мраморе»).

Иллюстрация из инета.