Точка сборки-ключ к истинному искусству

Зера Черкесова 2
илл.: соцарт

К статье «Двоемирие романтизма»
Здесь иллюстрация:схема Точки сборки в концепции Человека из трудов К.Кастанеды.
Нам представляется, что идеи эпохи Романтизма перекликаются с нашим «эзотерическим» временем. С более глубоким пониманием природы Человека и Вселенной.
Поэзия и Искусство в представлении романтиков - магический кристалл, преобразующий Реальность. Позже возобладал «Критический реализм», как отражение действительности. Наше время реабилитировало Воображение, как творящую энергию Искусства-параллельной Вселенной.
Автор(я) интуитивно верит в реальность персонажей и образов, сюжетов и идей истинного Воображения и высших творений поэзии, литературы, театра и кино. Цитата:
«Функционально Точка Сборки похожа на переключатель телевизионных каналов. Если вы смотрите телевизор, то мир который вы воспринимаете соответствует включенному телевизионному каналу. При переключении канала вы попадаете в совершенно другой мир, соответствующий программе передач транслируемой по этому каналу. Возвращаясь к компьютерной модели мира, можно сказать, что Точка Сборки монтирует для нас программу из информационного массива, в соответствии с некоторым правилом. Точка Сборки существует также у кристаллов (живых, или лучше сказать целых), растений и животных, однако, только существо разумное (как мы это понимаем) способно сознательно оперировать этим органом».

Остальное - в сочинениях Кастанеды и соответствующих сайтах.

Здесь мы высказали наше понимание истинной природы искусства.
 
Двоемирие Романтизма.

 Чему бы жизнь нас ни учила,
 Но сердце верит в чудеса:
 Есть нескудеющая сила,
 Есть и нетленная краса.

 И увядание земное
 Цветов не тронет неземных,
 И от полуденного зноя
 Роса не высохнет на них.
 ...
 Тютчев.

 В этой статье мы хотели бы высказать мысль могущую показаться кому-то эксцентричной, и все же...

Что такое эпоха Романтизма в европейской культуре?
Одна из блистательнейших эпох. Говорят, что поэты рождаются гроздьями. Великие поэты чаще в истории входят в гроздь равновеликих - в некое половодье имен.
Романтическая эпоха в европейской культуре это короткий промежуток первой четверти 19 века. А сколько имен, словно из рога изобилия, и каких!
Европейская культура всегда слагалась из переплетения культур национальных.
Духовной родиной романтизма была Германия. Идеи немецких философов-идеалистов послужили импульсом культурной революции Романтизма. Труды Иммануила Канта, а еще более: философско-эстетические сочинения Фридриха Вильгельма Шеллинга.
Но если идейную основу составили немецкие философы, то катализатором процесса стала Великая Французская революция, вызвавшая  массу революций по всей Европе. Это было очередное обновление мира через разрушение старого мира. Искусство не могло оставаться прежним. Алое знамя романтизма, словно сошедшее с картины Делакруа, стало знаменем нового искусства и литературы той эпохи.
 Генрих Гейне, Виктор Гюго, П.Б.Шелли, Джон Китс, Адам Мицкевич, Эдгар По, Шандор Петёфи. Ну а в России Золотой век русской поэзии: Пушкин в годы, проведенные в южной ссылке. Явление Лермонтова вслед за ним, романтические поэмы Лермонтова. Примечательно, что духовной Отчизной своей Михаил Лермонтов считал Кавказ («Как сладкую песнь Отчизны своей люблю я Кавказ!») и львиную долю своего богатейшего наследия посвятил в сюжетах и источниках вдохновения - Кавказу.
И это тоже характерная черта неожиданно сходных биографий поэтов-романтиков, при всей индивидуальности все же инвариантных в каких-то пунктах. (И не случайно!). Пассионарность, как мы теперь наречём эту инвариантность. Поэты романтической поры  искали  большего, чем литературной славы: они жаждали непосредственного действия. Оттого: Пушкин - и декабристы. Лермонтов - и Кавказ. Ссылки-наказания за дуэли были внешне - на деле студент словесного отделения бросил университет, предпочтя офицерский мундир и военные походы на Кавказе(чему ему некоторые народы Кавказа доныне не могут простить. Но Кавказ непомерно горд «своим» Лермонтовым).
 Лорд Байрон оставил скамью в палате лордов Британского парламента и устремился в гущу революционных бурь в далекой Греции.
 Мицкевич сражался за освобождение Польши. А Петёфи руководил восстанием в Будапеште против австрийского ига.
 Стихи и книги романтиков жгли, рвали, запрещали, пьесы освистывали, а в Опере устраивали дуэли.
Типичным примером была пьеса Гюго «Эрнани», на премьере которой в феврале 1830г. зал едва устоял от криков и свиста. Колоритно  эта атмосфера описана в одном из увлекательнейших авантюрных романов об этой эпохе, написанной, правда, в 20 веке - «Скарамуш» Раффаэля Саббатини.
 Индивидуальные линии судеб в литературе прочертили романтики - но и в национальных историях.

И все же, романтизм не принадлежит только истории.
Мы смеем утверждать в этой статье, что наша эпоха в искусстве, в кинематографе, в поэзии и прозе - во многом повторение идей Романтизма первой четверти 19 века, вернувшихся в обличье сюрреализма,  постодернизма пр.
Ведь что главное для искусства и философии Романтизма? романтическая фантазия! Это потом во второй половине 19 века возобладает суровый «критический реализм». А пока, в искусстве романтиков буйным цветом цветет фантазия - идущая от непримиримости романтиков с «серостью» и рутиной окружающей действительности, «призрачной и неистинной».
Но что это за фантазия? О, это не просто вымысел. Это философия жизни и кодекс искусства и мировоззрения романтиков. Подлинные пропорции мироздания доступны лишь Воображению.
 Фантазия во все времена и во всех культурах была неотъемлемым свойством литературы и искусства. Что же нового об этом сказали европейские романтики?
Античные авторы возносили фантазию и вымысел, как способ сближения предметов в повседневности ничего общего не имущих друг с другом.
Но романтики начали мыслить фантазию и воображение как ключ, который отворяет иные изменения реальности. И, как мы теперь сказали бы: расширяет сознание.
В этом акценте на уходе от одномерности «реальности», двоемирности, воображении как способе постижения граней Бытия, сознании со-масштабном Вселенной, - нам и представляется, что наша эпоха (текущая первая четверть 21 столетия) повторяет в  главном дух далекой эпохи европейского романтизма первой четверти 19 в. Два столетия спустя.
 
 Кант, Шеллинг...
Но нашему времени неожиданно близки оказались идеи философии, отстоящей от нас-тьмой веков и миров: философией давно поглощенного Летой исторического забвения одной эзотерической школы цивилизаций Доколумбовой Америки. Согласно этому взгляду на мир основой восприятия нами действительности является ТОЧКИ СБОРКИ человека, а именно: индивидуальный фокус внимания. Учение дона Хуана, записанное и осмысленное американским этнографом Карлосом Кастанедой предполагает нечто большее, чем расхожее положение практической психологии: «Если не можешь изменить обстоятельства - измени отношение к ним».
Смещение и изменение точки сборки в аутентичном понимании традиции - это реальная трансформация себя или любого объекта в любой объект, вплоть до телесного исчезновения из мира. Это бесконечность миров (вспомним Джордано Бруно и Даниила Андреева), в которые возможно попадать ментально-преобразуя указанный фокус восприятия.

Значит, европейские романтики, для которых поэзия была далеко не одним искусством стихосложения - но магическим кристаллом, преображающем восприятие действительности и её самое - говорили о том же. За два века до Кастанеды.
Двоемирие, даже многомирие, как художественное кредо Романтизма это взгляд на Воображение всеръез, личное участие на гребне в важнейших делах своего века, неуспокоенность - пассионарность. Все так узнаваемо...

И все ветры возвращаются на круги своя...