Статья про Русское поле экспериментов Игоря Летова

Алёна Серёгина
-------------
Эта замечательная статья была написана мною для какого-то научного сборника.
Язык у нее научный, а потому тупой.
Статья года два валялась у меня на компе, пока я сегодня не начала писать курсовик и не обнаружила сей милый документ. Так как моему научруку пох..й на мои научные письмена,
а миру пох..й на Летова, а статье пох..й - лежать на компе или висеть на сайте, то я решила ее поместить сюда.

*а если с меньшей долей пессимизма,то это мой маленький вклад в память о творчестве поэта



Последние четверти 20 века в русской культуре ознаменовались появлением нового направления в поэзии,якобы связанного больше с музыкой и общественным состоянием,нежели с литературой. Речь идет о так называемой «рок-поэзии». Сейчас становится очевидным,что это направление является естественным компилятором и продолжателем традиций русской культуры и литературы, оно сформировало специфическую поэтику, создало единую знаковую систему, все так же берет на себя роль в первую очередь воспитательно-эстетическую, и, наконец, это направление находится в постоянном развитии, осваивая новые формы и методы работы.
Все вышеперечисленное, несомненно, относится  к поэзии омского художника и музыканта И.Ф.Летова («Гражданская Оборона»). Причисляемый к гаражной панк-культуре (чему немало способствовало обилие нецензурных выражений в стихотворениях и отсутствие глубокого прочтения текста), Летов стал новатором в своей области, как когда-то новаторами стали уважаемые им Маяковский,Крученых,Введенский. Его поэтический стиль неповторим, и легко отличим  в ряде других рок-текстов,даже если мы берем близких по духу и времени авторов.
Вводя в текст огромное количество интертекстуальных связей: литературных, фольклорных, библейских, кинотекст, используя стилистические неоднородности и играя со словом, автор каждую деталь облекает смыслом, и все это в конечном итоге работает на единый смысл всего произведения. Сложная семантическая структура, органично складываемая в мозаику,подчинена более глобальному и важному смыслу-смыслу всего творчества поэта. Его сокровенной теме. Нам эта тема представляется как извечная борьба эстетики с пошлой обыденностью, на фоне гнетущей социальной обстановки дошедшая до крайних пределов и ведущая к ненахождению себя в живом пространстве. Вот из этих крайних пределов добавляется и образ солдата,который обязательно умрет, но не продастся за «бумажные цветы,резиновые мячики». Потому что он поэт и солдат одновременно, не может допустить замены живого-неживым, леса-асфальтовым заводом,а души-телом, проще говоря-порабощения системой.

Если делить творчество И.Ф. Летова на периоды, учитывая изменения в подходе к слову и, соответственно, к миру, то программным стихотворением периода начала 80х-начала 90х можно признать стихотворение «Русское поле экспериментов», написанное в 88 году, где перед нами в свойственном «летовском» стиле разворачивается особое видение мира, о котором сказано чуть выше.

В нашей статье на примере данного стихотворения мы рассмотрим,как поэт лингвистически  формирует это видение, используя подобную технику в большинстве своих произведений.
Для начала выделим ключевые мотивы стихотворения.
1)Мотив отчуждения.
2)Мотив военных действий
3)Мотив нелюбви
4)Урбанистический мотив
5)Мотив смерти
И ключевым образом данного стихотворения следует признать «русское поле».

1.Мотив отчуждения, ключевой для рок-поэзии, широко распространен и в поэзии Летова (также есть в этой теме видеть влияние близких автору идей экзистенциализма).
Мастерство быть излишним, подобно мне
Мастерство быть любимым, подобно петле
Мастерство быть глобальным; как печёное яблоко
Искусство вовремя уйти в сторонку
Искусство быть посторонним
Искусство быть посторонним
«Быть посторонним»-это типичное поведение для героя. И проблема не в том, что мир не принимает его, а проблема в том,что этот мир искусственный и сам герой, равный в данном случае автору,не войдет туда. В ряде стихотворений мир людей предстает как иллюзорный,это мир предателей-одиночек,как, например, в стихотворении «Армагеддон-попс»,разворачивающем перед нами жизнь Маяковского (о чем будет написано в другой статье):
А хозяева жизни
Убежденные жители
По ночам помогали
Воровать друг у друга сон
О бумажных цветочках
И проколотых мячиках
Новогодних открытках
И прочем одиночестве
Все реалии этого мира-иллюзия: мячики-проколотые,новогодние открытки-наверняка прошлогодние, потому что это-«прочее одиночество». Сюда же включаются «леденцы на палочке», «мертвые мышата» (потому что все живое в этом мире умирает), «свалка патриархальных понятий», «использованные образы».
Хмурили брови,
Менялись местами и планами,
Ворочали колёса, хоронили урожаи
В натруженных желудках и мозолистых умах
Деловито увязали в паутине междометий
Пышного многословия
Назойливой болтовни
Ходячие кладбища очевидных истин
Свежих новостей
Маринованных груздей
Горестных воспоминаний.
(«Хмурили брови»)
Все эмоции этих людей, почти «людишек», если по Достоевскому, автором прочитываются иронично. Жизнь идет своим чередом, «по плану», жители «воруют друг у друга сон», потому что доносят и предают.
За открывшейся дверью - пустота
Это значит, что кто-то пришел за тобой…

В кладбищенской конторе выпекали гроб
В общественной столовой пожирали хлеб
В трамвае пробивали проездной талон
В подъезде экономили электросвет
На стройку успевали завозить раствор
В больнице успевали принимать больных
Ну а после успевали покупать товар.
(«В кладбищенской конторе выпекали гроб»)

Словно после тяжелой и долгой болезни
Я вышел под серым уютным дождем
Прохожие лепят меня как хотят -
Так же как раньше -
Я в мятой и потной пижаме
Но уже без претензий на белый полет.
(«Словно после тяжелой и долгой болезни»)
И наконец,мотив отчуждения прямо читается в одной из самых известных песен «Гражданской Обороны»:
Пластмассовый мир победил,
Макет оказался сильней.

Обращая внимание на прилагательное «глобальный», нужно отметить, что образ глобализации,глобальности неоднократно употребляется в стихотворениях И.Ф. Это синоним общества потребления. В то же время это и гениальное пророчество: маловероятно,чтобы в 80х годах прослеживалась тенденция к мировой глобализации,сейчас же в мировой политике и экономике мы видим сильнейшую тенденцию стереть единоличное и втиснуть все в единые европейские рамки. (Чем не победа мирового коммунизма?)
Несмотря на то, что победа пластмассы (обывательщины) произошла окончательно и бесповоротно, поэт не отступается от борьбы. Пожалуй, это одна из причин, почему в поэзии Летова нередки образы Александра Башлачева (самоубийство, «выпал из окна»), Владимира Маяковского , прослеживаются текстуальные связи с Яной Дягилевой (самоубийство, «пошла в воду»), и оцениваются они если не с иронией, что было бы кощунственно, но горько и отрицательно.
Именно «летовская» картина отчуждения легла в основу современной рок-музыки в самых разных ее жанровых проявлениях, обнаруживая себя и в далеких от рок-поэзии текстах альтернативных, металлкор-групп и даже  рэп-исполнителей.

2. Мотив военных действий.
Мотив, взятый рок-поэзией из поэзии начала 20 века, в первую очередь из трагиков вроде Маяковского, безусловно, один из опознавательных знаков этой культуры. Его геналогию можно усматривать в таком социологическом и историческом феномене как «оборонное сознание».
Образ солдата в поэзии И.Ф трагичен. Солдат или умирает полностью, или частично:
Небо крутилось на пальце
На фоне окна он казался
Фанерной мишенью на поле -
Такой уж он был неподвижный
В кресле-каталке
Для инвалидов.
(«Вернулся из армии»)
В луже кровавого оптимизма
Валяется ощущение человека в телогрейке.
Весело и великодушно
Разбегаются в разные стороны
Где пальцы, погоны, карманы...
Ветер поднялся.
Стемнело.
(«Человека убили автобусом»)
То же видим в «Отряд не заметил потери бойца», «В огне брода нет», «Они сражались за родину» и т.д
В дверной глазок - в замочную щель
Гениальные мыслишки - моровые войнушки
Неофициальные пупы земли
Эмалированные части головных систем
Инстинктивные добровольцы
Во имя вселенной и хлебной корочки
Война, в которую втянут герой, всего лишь игрушка, «войнушка». Игра «головных систем». Добровольцы-солдаты, однако, погибают по-настоящему:
До крови прищемить добровольные пальцы
Погибают они за «корочку», как когда-то погибали за светлое будущее коммунизма, за дедушку Сталина и т.д. Иронию в текст вносит трансформация завершающей строки молитвы «Отче наш»:
Во имя вселенной и хлебной корочки
Далее, с образом войны связываются «совковые» образы, в сознании возникает яркая картинка-герб Советского Союза. Конечно, присутствует игровая словесная техника, которая вносит иронию и позволяет видеть не серп для колосьев, а, конечно, серп для людей, для «неправильных граждан», тунеядцев (кем, конечно, являлся и Летов для властей). Звуковая организация слова и ритма такова, что мы оказываемся в каком-то замкнутом пространстве текста (Большинство песен с ранних альбомов, кстати, исполняются в быстром ритме).
Орденоносный господь победоносного мира
Заслуженный господь краснознамённого страха
Праведный праздник для правильных граждан
Отточенный серп для созревших колосьев
Задается риторический вопрос, опять-близкозвучащие слова,словесная игра.
Так кто погиб в генеральном сраженьи
Кто погиб в гениальном поражении
За полную чашку жалости
В сталинградской битве озверевшей похоти?
Вопрос риторический потому, что ответ не важен. Как можно видеть в большинстве стихотворений, смерть проходит незамеченной для большинства: те же «Отряд не заметил потери бойца», «Глупый мотылек догорал на свечке», « В белом лесу никто никого не нашел», абсолютно незамечена обывателями вечерняя смерть Маяковского в «Армагеддон-Попс».
Наградой за войну оказывается жалость. Или «сердобольный смех». Жалость причем, если сравнивать с другими текстами, не позорная, это жалость народная, берущая корни в «Евангелии»:
Пожалей беззвучными словами
Своего неспасенного Христа.
На первый взгляд может показаться, что православие оценивается автором негативно:
Свастика веры стянула лица
Вавилонская азбука налипла на пальцах
Но, только в сравнении с другими текстами и наличием точных сведений из уст самого автора о его отношении к религии, мы поймем, что перед нами сложное и неоднозначное поведение: похоже, есть два православия, одно-истинное, другое-по свастике (что недалеко от истины).

3.Мотив нелюбви связан с двумя местами текста:
Трогательным ножичком пытать свою плоть-самое начало.

А свою любовь я собственноручно
Освободил от дальнейших неизбежных огорчений
Подманил ее пряником
Подманил ее пряником
Изнасиловал пьяным жестоким ботинком
И повесил на облачке, словно ребёнок
  СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ
  СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ
  СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ
  СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ.
Перед нами две нелюбви:
-нелюбовь как противопоставление любви
-нелюбовь к себе, то есть к телу
Нелюбовь как противопоставление любви бросает вызов одной из заповедей Писания:
Возлюби свою мерзость
Возлюби свою ничтожность
Возлюби свою мразь
(«Новая правда»)
Под любовью здесь, конечно же, имеется в виду любовь к человечеству, а не к женщине (Из 142 стихотворений из сборника «Русское поле экспериментов» лишь одно начинается про любовь к женщине, а завершается разрушением образа и сведением его к теме социальной отчужденности).
«Насилование ботинком» и «облачко» ведет нас к Маяковскому, прежде всего к «Облаку в штанах» и «Флейте-позвоночник». У Маяковского есть и любовь к человеку, и любовь к женщине, и, напротив, нелюбовь. Образы раздавленного, стиснутого, у обоих авторов, удивительно похожи.
Нелюбовь к себе, к телу, тоже возводит к Маяковскому (образ плоти как мяса у В.В), но и не только. Это еще и нечто от экзистенциализма, от вечной борьбы обывательщины с поэтом, и от библейского текста. Приведем здесь несколько выражений:
Горящего мяса пожизненный хохот («Новая правда»), Небо цвета мяса, Потные подробности обнажённых тел» (Сквозь дыру в моей голове), Разгрызая пуповину животной инерции, Тело отдаёт молодое тепло («Заплата на заплате»), Муха отдирается от липкой бумаги , Обрывая при этом свою бесполезную плоть , Покидая при этом свою неказистую плоть («Иваново детство»), «Как в мясной избушке помирала душа».
Это далеко не полный перечень «мяса» и «плоти». Плоть противопоставлена душе, душа должна летать: тот самый «белый полет», муха, которая отрывается от тела и т.д. Отсюда падающий самолет-ему мешает его тяжесть, он разбивается вдребезги, как падает Икар, утяжеленный своей плотью. Умершая плоть не воскреснет ни в каком случае.

4. Урбанистический мотив представлен в нашем стихотворении «плодами просвещения». Вслед за которыми появились «кровавые мальчики» (аллюзия из «Бориса Годунова» Пушкина). В мире, где произошел технический прогресс, революция в пользу «разумного,доброго,вечного» (цитация из Некрасова Н.А), все идеально и хорошо:
Вот и замечательно
Вот и превосходно
Всё уже обосрано
Можно успокоиться
Можно расходиться
Расходитесь по домам -
все уже обосрано!
(«Все замечательно»)
Но художнику видится не то, как человек преодолел все трудности и пришел к Золотому Веку, а как живое заменяется мертвым. Отсюда-частотные образы хтонических котят, мышат, птиц-все мертвое, находится возле человека-или в кармане, или «птички застревают кусочками в горле». Или сон, как туши убитых зверей на мясокомбинате трансформируются то ли в фрукты, то ли в оружие («Что приснилось художнику в сумасшедшем доме»). Символ наступающего города: «урбанистический хохот» из стихотворения «Лес»:
Стой и смотри, стой и молчи
Асфальтовый завод пожирает мой лес
Мое горло распёрло зондом газовых труб
Мои лёгкие трамбуют стопудовым катком
Стой и смотри, стой и молчи
Асфальтовый закон затыкает мне рот
Социальный мазут заливает мне глаза
Урбанический хохот в мой искусанный мозг.
Исчезновение живого пространства движется вместе с развитием человеческой мысли. Машины-трамваи, автобусы, автоматы, несут смерть:
 «Трамвай задавит его наверняка», «Человека убили автобусом», «Автомат удавил мой смех» («Насекомые»).
В наше время интернет-технологий и микротехники такое отношение к накапливающимся знаниям кажется очень актуальным, однако это было заявлено уже в незапамятные времена. Из ближайших соратников, повлиявших в этом плане на Летова, конечно, стоит назвать Маяковского, чьи футуристические образы выглядели скорее декадентскими.

5. И, наконец, соединяющий все эти мотивы мотив смерти.
Покончив с собою, уничтожить весь мир
ПОКОНЧИТЬ С СОБОЮ - УНИЧТОЖИТЬ ВЕСЬ МИР!!
...вечность пахнет нефтью
...вечность пахнет нефтью
Чтобы выключиться из мира, можно умереть. Но, насколько мы помним, по мысли Летова, это выход из борьбы. В «историческом методе пожирания сырой земли» можно обрести покой:
Набить до отказа собой могилу
Что же такое наследовать землю
Это значит исчерпать терпение
Исчерпать терпение-это умереть. Все очень просто. Тут перед нами и самолет, упавший в землю, тут и
«Яма как принцип движения к солнцу».
В одном из интервью у поэта спросили, почему он до сих пор не закончил жизнь самоубийством.
«Любое осмысление вызывает отстранение. Отстранение это отчуждение. Отчуждение дается перевариванием: человек что-то понимает, преодолевает какой-то уровень, и он для него отпадает. По сути это все напоминает пирамиду. Естественно, что итог — смерть на ее вершине.
Даже честному человеку здесь жить негоже. А нормально жить — это значит взвалить на себя такую массу всего, такую сумму греха, что можно умереть духовно очень быстро, просто, как лампочка перегорает..»
Умирают и обыватели, душевно, и не обыватели,  кто боролся и сдался-телесно: связь с образами самоубийц очевидна.
Новейшее средство для очистки духовок
От задохнувшихся по собственной воле
Новейшее средство для очистки верёвок
От скверного запах немытых шей.

Новейшее средство-это и есть «русское поле экспериментов». Это советская реальность, которая подрезает серпами воинов, это неживое непаханное еще поле, которое даже не удобряется иными, которых «хоронили в упаковке газет».
Мертвый машинный мир, мимикрирующий под реальность, скрыться от которого можно или в земле, или в небе-забывая тело, но лелея душу. И становится ясно, почему «вечность пахнет нефтью»-нефть рождается в земле, а земля, из которой растет семя (образ плодородной здоровой земли у поэта также встречается)  и земля, в которую потом уходят мертвые-это вечный круговорот, вечность.

Так на примере одного стихотворения мы увидели, что представляет из себя поэзия И.Ф.Летова в ее советский период. Конечно, мы не коснулись многих важных элементов этого стихотворения-не исследовали досконально интертекст, ритмическую организацию, ту самую словесную игру, но в общем виде познакомились с этим сложным интересным поэтическим миром.