Нам сны пророчат...

Владислав Стадольник
      Сны могут отражать прошлое и настоящее. Сны могут отражать уже сложившееся клише будущего. Но кроме этих земных отражений могут быть отражения Тонкого и Огненного Мира. Конечно, часто люди не могут запечатлеть именно эти два последних вида, ибо они мимолетны и, будучи иной природы, мало укладываются в меры земные. Только пламенное сердце может удержать в сознании эти искры дальних миров. То же самое происходит и с видениями. Можно видеть звезды в иных созвездиях, нежели видимые в телескоп. Для этого тело огненное должно быть уже достаточно образовано. Конечно, оно всегда существует, но может быть хаотичным и несознательным. Но путь устремления через все тела, и тогда триада засияет.
   Учение Живой Этики: Сердце, 258

                Ты, сердце,  –  странник
                по  дорогам  сна. 
                Малек Хадад


                НАМ СНЫ ПРОРОЧАТ…(1)*
                (И из Посланий Высокого Источника)

      Загадочна у снов страна, хотя мы в ней – треть жизни пребываем, уносимся в далёкие края, и горести, и радости встречаем.

                Мы живём, как во сне неразгаданном,
                На одной из знакомых планет.
                Много есть – то чего и не надо нам,
                А того, что нам надо бы – нет.
                Вельмир Хлебников

      Только что виденный сон указывает на работу, которую можно вести в Тонком Мире. Когда там вокруг человека видны искры или звездочки, состояние его духа становится светлым. Эти световые явления можно вызывать волей и волей же перемагничивать отемненное временно состояние сознания в светлое. Работа эта очень разнообразна и разностороння и позволяет творить много добра и вносить много света в потемки Тонкого Мира. Много можно помогать людям, трансмутируя состояние их духа. Конечно, и полеты в Мире Незримом тоже не без значения. Нужное знание и нужные силы для сознательной там работы приобретаются на Земле. Неустанное стремление к познаванию и открытость приемника позволяют накапливать опыт. Огорчения плотного мира к чаше опыта тоже добавим, ибо учат и они. Учит человека все, что его окружает, если только познавание и расширение опыта признать целью жизни земной. Так и при жизни на Земле плоды опыта можно собирать не только из плотного, но также и из Невидимого Мира, для чего и дается сон. Общение с тем миром прежде всего восстанавливает психические силы, но также и дает человеку возможность сознательно работать на других планах. Каждый опыт, принесенный оттуда, ценен, если осознан. Таким образом, будучи на Земле, можно начать приобщаться к жизни Тонкого Мира. Тунеядцев и праздношатающихся много и здесь, и там, но работники Света легко и быстро находят возможности приложить и там свои силы и знания.

      Если в бодрствующем состоянии сделана твердая установка на труд, то перед погружением в сон напоминание самому себе об этом поможет и в Тонком Мире найти своим силам лучшее применение. Надо жить, используя всякий опыт и учась постоянно. Проходит явление, принесшее опыт и знание, но плоды опытного знания остаются. Потому о явлениях горьких и тяжких, знание приносящих, можно забыть, бережно охранив полученное знание. А так же и с людьми. Право, за познание человека можно заплатить опытом горьким. Горечь пройдет, знание останется. Пройдет все, и в этом великое утешение, пройдет, оставив нетленные накопления в Чаше. Осознание этого поможет примириться и с жизнью, и ее теневой стороною, ибо мало счастья отпущено на Земле человеку, и особенно тому, кто вступил на Путь. Но счастье земное заменяется счастьем духовным и радостью духа. Много радости приносит сознанию огненная работа в Надземном Мире. Пусть будет лишь сердце открыто новым возможностям, радостно воспринимая их в духе. Тонкую работу можно углубить и расширить, относясь к ней сознательно и приветствуя ее радостью. Радость не о земных делах обывательских, но выше. Это и будет истинной радостью духа.

                Не в словах, а в безмолвьи общения –
                получаем ответ: "быть – не быть".
                Принимаем своё назначение,
                неизбежность в Пути продвижения,
                неоглядность Красот в измерениях,
                что измерить во всём не дано…
                Владислав Стадольник 2001

      Таинственный мир сновидений издавна привлекает всеобщее внимание. Можно сказать, что сон – чудо, ибо к нему и в прошлом, и в настоящем обращаются как к проявлению чудесного, как к рационально труднообъяснимому феномену. И в этом мире, и в том мире дух обладает зрением, но и это зрение тоже разнится от зрения земного. Плоскостью сознания и сущностью оболочек обуславливаются особенности зрения, этим же обуславливается и отношение к явлению времени и его интерпретация. Мир Огненный и меры духа вневременны, ибо дух вневременен.

      Мир мыслей и чувств не подчинен секундомеру. В некоторых психических состояниях даже на Земле останавливается для сознания обычный бег времени. Но сны вневременны, даже если они стройны и дают последовательность впечатлений. В одно мгновение по земным часам можно пережить массу событий в сновидениях. Тонкое состояние сознания во время сна вневременно и измеряется уже другими мерами. Время как будто бы и остается, но мерки его иные. Поэтому будем считать, что всякое земное утверждение может быть применимо лишь для Земли и материального мира. Но относительность времени очевидна даже астрономически. Но непреложно течение светил и неповторяемость их угловых сочетаний. Следовательно, движение и ритм при всех условиях остаются выражением жизни Космоса. И если бы нашлось великое огненное сознание, которое было бы в состоянии вместить все прошлое и все будущее, вытянутое во времени как одно огромное целое, существующее в великом и вечном ныне, проблема и тайна времени была бы решена. В словах «прежде начала времен, Аз есмь» кроются ключи к решению этой проблемы, ибо в этих словах «ныне» отделяется от понятия времени и как бы становится вне его. Поэтому прошедшее, настоящее и будущее правильнее считать аспектами великого вечного «ныне», аспектом Вечности, или Беспредельности в ее бесконечных формах проявления, постепенно раскрывающихся восходящему сознанию.

                Цветы голубые.
                Весенние сны
                И вздохи ночные
                Лесной тишины.

                Мне в сердце, оттуда,
                С лазурной звезды, –
                Лазурного чуда
                Упали лады.

                Звездою падучей
                Скатилась стрела
                И тайной певучей
                Мне душу зажгла...

                И в звёздах сгораю,
                И сыплю цветы,
                И песни бросаю
                Во мрак с высота...
                Пимен Карпов

    Сон можно назвать и тайной, как проявление скрытого, сокровенного, где обнаруживается причудливое сочетание образов, событий, времён. Многоаспектность граней Вселенной обусловлена явлением Беспредельности, которой нет ни конца, ни начала. Вот первая тайна, непостижимая для ума человеческого. Непостижима и тайна времени, тоже не имеющего ни начала, ни конца, равно как и тайна пространства. Ближе всего к разрешению тайна времени, и древнее обещание, когда Ангел Клялся, что времени уже не будет, как будто бы уже не кажется неосуществимым. Проблема относительности и связи времени и зависимости его от быстроты движения намечает пути подхода к этой проблеме. Решение надо искать в сознании. Безвременны сны, безвременны явления мысли и явления Тонкого Мира. Выход тонкого тела происходит уже вне пределов обычного времени. Некоторые утопающие свидетельствуют о том, как в этот момент в мгновение ока вся их земная жизнь, со всеми подробностями, проносится перед их духовным взором. Человек живет в мире тайн, ни одну из которых он еще не разгадал. Тайна зарождения жизни, тайна простого зерна, несущего в себе неисчерпаемую мощь прорастания, тайна вечного движения материи. Много тайн кругом. Но тайна трех миров уже приближается к своему частичному разрешению. Разрешать ее будет наука с помощью все новых и новых открытий. Каждый из двух Высших Миров получит научное признание наряду с миром земным. И невеждам, и отрицателям их придется смириться.

                Ищу я в этом мире сочетанья
                Прекрасного и тайного, как сон.
                Люблю её за счастие слиянья
                В одной любви с любовью всех времён.
                Иван Бунин

      Как тень следует за человеком, так следуют за ним его дела, хорошие или плохие. Хорошие – для утверждения, плохие – для изживания и освобождения от них. Все хорошее можно спокойно взять в будущее, но плохое будет гирями на ногах. Изживание заключается в полном, исчерпывающем отказе от нежелательного свойства, и притом таком, когда в глубине сознания не остается никакого к нему тяготения, даже подсознательного. Это достигается нелегко. Но, когда горит микрокосм человеческий всеми огнями, отпадает ненужная шелуха и даже мысли о ней не приходят на ум. Хорошей проверкой могут быть сны. Контроль над снами может служить показателем освобождения или, по крайней мере, искренности желания освободиться. Свободным от цепей прошлого вступает победитель в сужденное будущее.
       Нам сны пророчат, сны ведут. Они кружат нас по Мирам... И возвращаясь ото сна – немногое дают запомнить, и малое дают понять.

                В тумане утреннем неверными шагами
                Я шёл к таинственным и чудным берегам.
                Ещё летали сны – и, схваченная снами,
                Душа молилася неведомым богам.
                В.Соловьёв

      Во сне идёт постоянная работа духа, борьба, учёба… Сказано в Учении Жизни: «Да! Да! Ночью Учим. Используем сон, для того чтобы запечатлевать на экране сознания нужные отпечатки мыслей. Сон – явление знаменательное и очень глубокое. Дух проводит время в своей сфере. Это настолько важно и нужно, что без сна и возможности этого контакта с источником жизненных сил и энергии человек существовать не может. Сон может быть глубоким и живительным или беспокойным и тревожным. Такой сон мало восстанавливает силы. Погружаясь в сон, человек проникает в океан невидимого, и кто знает, куда занесет его прихоть случайной волны. Но у человека есть верный и надежный помощник – это Иерархия Света. Устремление к Ней перед сном даст правильное направление. Так мысль последняя перед погружением в сон пусть будет об Учителе. Необузданно сознание человека. Ему свободы давать нельзя. Оно, как конь без узды, занесет не туда, куда нужно. Оно нуждается в руководстве воли. Потому пусть воля заботится о том, чтобы сознанию давать направление. Руль должен быть в ее руках. У сумасшедших он отсутствует совершенно или поставлен намертво и сознание носится по воле волн или по направлениям, случайно принятым раньше, как, например, в случае, если человек вообразит себя какой-либо другой личностью.

      Курс корабля сознания и во сне может быть тверд и определенен, если к тому дан непреложный приказ воли. Но колебания бодрствующего сознания могут отразиться и отражаются и во сне. Во сне действует человек по принятому днем направлению, если только воля перед засыпанием не вносит своего корректива. Состояние сна требует заботы и внимания. Можно погружаться в сон с совершенно точным и определенным заданием, с тем чтобы проснувшись, пожать плоды ночных трудов тонкого сознания. Так может расти знание. Но надо к этому усилия приложить, и притом, систематические. Спазматические попытки результатов не дадут. Лишь мудрец с вечера может положить мысль на сердце с тем, чтобы на утро дать решение, или ученик, ритмически работающий над этим. Учитель Поможет, но надо прежде свое усилие приложить. Много возможностей у человека, только желания мало применить их на деле. Но принцип остается неизменным: хотящий получает и достигает желаемого. Умейте хотеть твердо и пламенно, и достижение не замедлит (Грани Агни Йоги, 1955 г. 401. Новосибирск, «Алгим», 2010 г.).

                Кто верит в Высшее  –  находит Путь,
                и в жизни  –  множество знамений,
                подсказки – в снах, в мельканьи фраз,
                везде  есть  в е с т и…

                Творенья  сердца,  мыслей  огнь –
                где связи с Космосом, с Грядущим, –
                вам  –  предначертано  л е т а т ь!
                Не  быть  –  ползущим…

                Полёты мыслей  –  в Далеко,
                и  –  созидательные  чувства,
                где  Красота,  Любовь  живут,
                и  –  Век  Грядущий!
                Владислав Стадольник 2007

      «Все великие сдвиги в истории человечества совершались полетом мысли и чистыми сердцами, веровавшими в вещие сны и звездные знамения» Письма Елены Рерих, 12 июля 1935 г.

      Как далеко и верно проникаем мы в суть событий? Часто очевидное скрывает достоверное. Это выражается в индивидуальности ощущений, восприятий, в ложно понятом, истолкованном. Очевидность не согласуется с действительностью – как во сне. так я наяву. Всем известно, что иногда мы обманываться рады – в чувстве, слове, на разных уровнях социальной жизни, личных и общественных интересах.

                Всегда чего-нибудь нет, –
                Чего-нибудь слишком много...
                На всё как бы есть ответ.
                Но без последнего слога.

                Свершится ли что – не так.
                Некстати, непрочно, зыбко;
                И каждый неверен знак,
                В решении каждом – ошибка.
                Зинаида Гиппиус

      Не есть ли  в мире снов – отражение наших грёз бодрствования? «В потенциале дана человеку власть над всем невидимым и видимым миром. Владыкою проявленного мира дано ему быть. Отсюда власть эта распространяется на все состояния человека, а также на состояние сна. В той части его, где сон является отражением дневных звучаний, особенно яро действуют законы причин и следствий. И нечто побежденное, преодоленное и утвержденное им в бодрствующем состоянии таковым же прозвучит и в сновидениях человека. Момент отхода ко сну значителен тем, что как бы устанавливается то направление, по которому устремляется тонкое сознание спящего. Мозг действовать во сне обычно не может, но принятое им перед засыпанием направление продолжается, и потому утвердить мысль перед сном будет решением мудрым. Перепевы земные, даже если они не плохи, все же пищи душе не дадут. Сон же питанием служит для духа, плюс он почерпает в нем силы с надземного плана. Сон есть явление универсальное. Пралайя и манвантара или пульсация и ритм обнимают собой все явления жизни – до Космоса включительно. Заснувшая на зиму природа весной пробуждается вновь, и так везде и во всем – чередование состояний. Дано человеку владеть состоянием даже пралайи, утвердив перед ней направление линии духа, ибо сон в аспекте земного существования человека есть малая пралайя сознания» Грани Агни Йоги,  1960 г. Июль 13.

                Умчаться б вдогонку свету!
                Но я не в силах порвать
                Мою зловещую эту
                Ночных видений тетрадь.
                Николай Гумилёв

      Где мы ближе я сути – в мире реальном или ирреальном? Сон и сновидения – это значительная и значимая часть навей жизни: доля и содержание их меняется в разных возрастных периодах и состояниях. Ставится при этом и вопрос: – что есть реальность? В истории племён были случаи, когда требовали возвращения долга, если давали в долг во сне. Китайский поэт Чжуан-цзы тая выразил мысль о реальности: – прошлой ночью мне снилось, что я бабочка, и теперь я не знаю, то ли я человек, которому приснилось, что он бабочка, то ли я бабочка, которой снится, что она человек.

      Николай Гумилёв подмечает в процессах настоящего времени – действия прапамяти:

                Когда же наконец, восставши
                Ото сна, я буду снова я –
                Простой индиец, задремавший
                В священный вечер у ручья?
                «Прапамять»

      «Действительность и Майя – два полюса вещи единой. Мудростью постигается природа Майи. Сознание движется от полюса Майи к полюсу действительности огненной. Двигает Майя чередованием своих сновидений. Они не являют собою действительность, но сама Майя есть действительность, и ею люди живут. «Мираж не являет собою действительности, но есть действительность». Точно так же и Майя. Возникает вопрос: как же мираж Майи может быть двигателем духа? Но ведь даже в обычном сне человек чувствует и переживает, и порою так остро, что просыпается в холодном поту. Двигают эмоции, переживания, испытываемые человеком, и все то, что наполняет его земную жизнь. Обычные сны быстро проходят и забываются, так же проходят и дни жизни земной, сменяясь все новыми снами. Конечно, реальны они и яро переживаются воплощенными. Но где же все то, что было сто лет тому назад или больше? Миг быстротечный перед беспредельностью – земная жизнь человека, и не сравнима она даже с надземным пребыванием. Но ценность ее высока, ибо учит она человека постижению действительно Сущего. В цепях рабства живет человек на Земле. От рабства цепей плотного мира освобождает его познание Истины. Сказано было давно: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными». Не может освободиться человек, пока не осознает своего рабства и не устремится к свободе. Футляр физического тела тяжелому скафандру подобен с пятью отверстиями для контакта с земным миром. Многое за пределами этих отверстий (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) не существует для сознания. Наука упорно стремится раздвинуть эти ограничивающие рамки и во многом уже преуспела. Но область непознанного все же огромна, ибо Беспредельность познать до конца невозможно. Эволюция дает человеку науку о центрах и возможностях непосредственного познавания при помощи их. Майя вынуждена будет отступать перед открытыми центрами и сдавать свои позиции одну за одной. Огненные центры человека позволят ему, когда начнут действовать, подойти и к изучению действительности, понять сущность Майи и освободиться от власти ее над сознанием» Грани Агни Йоги, 1971 г. 368. Английский и русский поэты также выразили своё отношение к реальному и ирреальному, к жизни из снов, и к снам жизни, обнаруживая единство:

                Мы созданы из вещества того же,
                Что наши сны.
                И сном окружена
                Вся наша маленькая жизнь.
                Беньян

                Как океан объемлет шар земной,
                Так наша жизнь кругом объята снами:
                Настанет ночь, – и звучными волнами
                Стихия бьёт о берег свой.

                То глас её; он нудит нас и просит...
                Уж в пристани волшебный ожил чёлн;
                Прилив растет и быстро нас уносит
                В неизмеримость темных волн.

                Небесный свод, горящий славой звёздной,
                Таинственно глядит из глубины, –
                И мы плывём, пылающею бездной
                Со всех сторон окружены.
                Федор Тютчев

      Осознание сновидений, как и – сознания, с его обширной памятью и подсознательным, Чашей чувствознания, издавна стремились постичь и, не найдя строгой логики, отступали, предавая их осмеянию, презрению, говоря: – "разум от дьявола», «сны от бесов" и т.п. Были и противоположные точки зрения. Сознание – является средством и мерой в процессе становления духовной культуры человека. Обнаружилась общность сновидений у разных эпох, народов. Свами Вивекананда призывал: – глядите на океан, а не на "волну"! Даже теперь мы в состоянии дать нашему сознанию известный "толчёк", и оно переходит в сверхсознание и работает в мире потустороннего.

Сознанье, как море, не может молчать.
Стремится сдержаться, не может сдержаться,
Все рвётся на всё и всему отвечать,
Всему удивляться, на всё раздражаться.     Г.Иванов

* * *

Всё строже мыслю я, вникая
В бег дней с их гордой суетой.
Не праздный колос мысль людская,
Людские сны не цвет пустой.    Ю.Балтрушайтис

* * *

О Вышний Свет, над мыслию земною
Столь вознесённый, памяти моей
Верни хоть малость виденного мною
И даруй мне такую мощь речей.
Чтобы хоть искру славы заповедной
Я сохранил для будущих ладей.    Данте

      А.Шопенгауэр утверждал, что – равномерность течения времени в сознании всех людей доказывает об их погружённости в один и тот же сон; более того – что видящие этот сон являются единым существом. Это своеобразно выраженная мысль об единстве человечества, – что все люди имеют непреходящую общность, и эта общность прослеживается во множестве объединений, в братстве. Поэзия – к тому же нас приводит:

                Но потому, что взор во мне крепчал,
                Единый облик, так как я при этом
                Менялся сам, себя во мне менял.
                Я увидал, объят Высоким Светом
                И в ясную глубинность погружён,
                Три равномерных круга, разных цветом.
                Данте

                Самих себя мы измеряем снами,
                На дно души спускаемся во сне,
                И некий дух себя измерил нами
                В первоначальном дыме и огне.
                Борис .Лившиц

      В языке снов, его образах, символах выражается – простое и загадочное, повседневное и фантастическое, земное и небесное. Мы ищем смысла в сновиденьях, единства жизней – бодрствованья, сна, надеясь найти ответ на дня задачи и загадки, свести разъединенное, разрозненное в чувствах, мыслях:

                Морфей, до утра дай отраду
                Моей измученной любви.
                Приди, задуй мою лампаду,
                Мечты мои благослови!
                Сокрой от памяти унылой
                Разлуки страшной приговор!
                Пускай увижу голос милый.
                Когда умчится ночи мгла
                И ты мои покинешь очи,
                О, если бы душа могла
                Забыть любовь до новой ночи!
                Александр Пушкин

                И мир был беспределен,
                Пронзенный блеском льдин.
                Я был свободен, целен.
                Я спал. Я был один.
                Константин Бальмонт

                Весна наводит сон. Уснем.
                Хоть врозь, а всё ж сдается: все
                Разрозненности сводит сон.
                Авось увидимся во сне.
                Всевидящий, он знает, чью
                Ладонь – и в чью, кого – и с кем.
                Кому печаль мою вручу,
                Кому печаль мою повем.
                Марина Цветаева

      Сон – это и боль, печаль, чёрные тучи, пустая пляска и удивительные сочетания трепета жизни. Елена Ивановна Рерих сообщала (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги): «Как его тень, будут следовать за человеком все его несовершенства и явления прошлых свершений, пока он не изживет и не преодолеет их все. Оттого и возможность упасть сопровождает его до самых высоких ступеней. И если Искуситель предлагал Иисусу все царства земные и власть, то значит, и искушение предлагается по росту и высоте духа. А трудности, в свою очередь, тоже будут расти и умножаться по мере его восхождения. И облегчения уже не приходится ждать. Спросят, не лучше ли пребывать в незнании? И легче, и проще, и безответственнее. Это можно сделать, только уничтожив росток. Потому «мертвым» предоставляется возможность «хоронить своих мертвецов». Избравшим же путь жизни остается лишь идти по нему, не останавливаясь ни перед какими трудностями. Все трудности – Майи обманы и сны, и через них надо пройти, чтобы вступить в Царство Света» Грани Агни Йоги, 1972 г. 328.

                О, эти сны! О, эти пробужденья!
                Опять не то ль.
                Что было в дни позорного плененья,
                Не та ли боль?
                Зинаида Гиппиус

                * * *

                Колоколов средневековый
                Певучий зов, печаль времен,
                И счастье жизни вечно новой,
                И о былом счастливый сон.
                Иван Бунин

                Эти сны словно черные тучи нависли
                И плывут над беспечной землёй.
                А.Кондратьев

                Ты знаешь: мир судеб развязка,
                Теченье быстрое годин
                Лишь снов твоих пустая пляска;
                Но в мире – ты, и ты – один.

                Всё озарявший, не согретый,
                Возникнувший в своём же сне.
                Текут года, летят планеты
                В твоей несчастной глубине.
                А.Белый

      «Сознание человека есть место встречи всех Миров, а тело его, вернее, его психо-физический организм, представляет собою аппарат, который движим и обычными, грубыми и тонкими энергиями. Они настолько переплетены между собою, что границы установить невозможно. И только смерть физического тела их разделяет. В выделившейся после смерти его четверице сердце его продолжает работать и биться, но сердце из мускулов и тканей, словом, физический его аппарат, неподвижно. В живом же теле энергии тонкие и плотные связаны тесно, и оба мира – плотный и Тонкий – объединены неразрывно. Мысль есть энергия Тонкого Мира. Зажглась мысль, ток пробежал по нервам, передался в мускулы – и человек пошел или побежал в желаемом направлении. Так тонкое действует в плотном. Все оболочки принимают участие в движении, но в степени разной. То тонкая активность превалирует, то плотная. Особенно интересен в этом отношении сон, ибо внешняя деятельность замирает, и человек переходит в Тонкий Мир, иногда даже сознательно действуя в нем, если развитие его дозволяет. Астральное и ментальное тела принимают участие в земной жизни человека, проявляя свою активность через физическую оболочку. Таким образом, в человеке непрестанно действуют два Мира, Незримый и зримый, проявляясь через его оболочки» 1967 г. 363. Во сне мы умираем, возрождаемся, меняемся в обличиях, странствуем по миру, ищем забвенья, тишины:

                Возлюбленная тишина,
                вечернее очарованье,
                виденьями какого сна
                овеяно твое молчанье?
                С. Маковский

      Сон присущ всей природе, в нём пульсирует Космос в ритме времён. «Право на вход в Мир Высший имеют все, в ком есть хоть бы искорка Света, но раскрывается он по сознанию. Тем, что в себе, постигается то, что вовне. Впрочем, так же и в Мире земном. Мир троглодита и мир озаренного разны, ибо человек есть мера вещей. Вот почему Говорим о расширении сознания, дабы больше могло вобрать оно в себя из окружающего его мира. Йог-отшельник, не покидающий пещеры своей, расширяет сознание свое без конца. При наличии огненного устремления ничто не может препятствовать человеку двигаться вперед в этом направлении. Лишь бы только не угас огонь устремленного сердца. Много гасителей и много условий, огонь духа гасящих. В сущности говоря, расхитители и пожиратели огня все, в ком горит он слабее. Закон сообщающихся сосудов в действии постоянном. И все же надо устоять. И не только устоять, но и двигаться дальше. Где же силы найти для продвижения непрерываемого?

       Обратимся к природе. Солнце восходит каждый день обновленным, после пралайи ночной. Весной после зимнего сна просыпается жизнь. Ритм чередования дает силу утверждению жизни. И человек каждый раз почерпает во сне новые силы, нужные ему для того, чтобы жить. Так же и дух во время ночной пралайи обновляет силы свои и почерпает энергии, нужные ему для восхождения. Если отнестись к явлению сна сознательно, зная, что может он дать человеку, то нужные силы для того, чтобы дальше идти, можно во сне почерпнуть и обновиться душою. Каждый в Мир этот земной приходит с запасом огня. Точно так же и сон возможность дает этот умножить запас. Но для этого требуется сознательное ко сну отношение и понимание явления сна.

      Все знают, что сон – восстановитель физических сил человека, но мало кто думает о том, что духовное значение сна неизмеримо глубоко. И свиньи спят тоже и тоже во сне отдыхают. Но свинья не пример. Сон может быть благодетелен очень, если при отходе ко сну дает направление сознанию воля. Ведь спит только тело земное. Тонкое сознание напряженно активно, но действует оно по линиям устремления, утвержденным в бодрствующем состоянии. Обычно эти линии устанавливаются бессознательно, хаотично, случайно и направления их часто тусклы, нечисты, смутны и отемнены земными страстями, недостатками и слабостями человека. Но в момент засыпания воля может отбросить лохмотья прошедшего дня и дать новое, освобожденное от них направление мыслям. И мысли тогда понесут тонкое сознание по каналам, заложенным в них. Сон смерти подобен. Многие готовятся к смерти, освобождая себя от земных пут, тягостей вещей и всего, что связывает дух человека. Точно так же ко сну отходя, освобождается сознание от сора земного, чтобы свободным взлететь на крыльях светоносной мысли в те сферы, где оно обновляется снова огнем и силы себе почерпает для жизни дневной в условиях плотного мира» Грани Агни Йоги, 1960 г. Июль 26.

                Чутко спят тополя. Онемели поля…
                Раскрывается ночь бесконечная…
                Звёзд исполнен простор, в их лучистый убор
                Наряжается бездна предвечная...

                Пробуждается ум для таинственных дум...
                Взор стремится в пространства безбрежные...
                В тайный час тишины раскрываются сны
                И смиряется сердце мятежное...

                Чуток бдительный слух, и уносится дух
                На бесшумных волнах Бесконечности...
                В звёздном вихре миров упадет покров
                С молчаливого образа Вечности...
                Ю.Балтрушайтис

      Мир  отвечаем на призыва природы своими чувствами, помыслами:

                И убегая вдаль, как волны золотые
                Давали мне приют в задумчивой тени.
                Под кущей верб, поля мои родные,
                Склонив колосья наливные.
                Шептали мне они:
                "Усни, усни!"
                Д.Мережковский

      Мир  оберегает человека или – стережёт тайны свои, скрывает путь судеб, и сновидения оказывающее нашим камнем преткновения: "Скрыли Великие Боги жизнь смертных густой пеленою" (Гесиод).

      У.Шекспир убеждает в возможности предсказаний:

                Есть в жизни всех людей порядок некий,
                Что прошлых лет природу раскрывает.
                Приняв его, предсказывать возможно
                События, ещё не родились что,
                Но в недрах настоящего таятся,
                Как семена, зародыши ветвей,
                Их высидит и вырастит их время.

      Хотя память сердца "сильней рассудка памяти печальной" (К.Батюшков), но во сне приходят и рациональные счастливые идеи. Периодическая система элементов, например, "сложилась» у Д.И.Менделеева во сне.

                И днём и ночью смежаю я вежды
                И как то странно порой прозреваю...
                А.Фет

                * * *

                Мы – роковые глубины,
                Глухонемые ураганы,
                Упали в хлынувшие сны,
                В тысячелетние туманы.

                И было бешенство огнём
                В водоворотах белой пены.
                И – возникали беги дней,
                Существований перемены.

                Мы были – сумеречной мглой,
                Мы будем – пламенные духи.
                Миров испепелённый слой
                Живёт в моём проросшем слухе.
                А.Белый

      Зинаида Гиппиус, обращаясь к определённым предначертаниям любого человека, говорила:

                У каждого, кто встретился случайно
                Хотя бы раз – и сгинет навсегда,
                Своя история, своя живая тайна,
                Свои счастливые и скорбные года.

                Какой бы ни был он, прошедший мимо.
                Его, наверно, любит кто-нибудь.
                И он не брошен с высоты, незримо,
                За ним следят, пока не кончен путь.

      «Друг мой, пиши, полагаясь на опыт, и ошибки прошлого пусть не заслоняют света настоящего. Принимай вещи как они есть, не мудрствуя лукаво. Приложи лучше внимание к тому, чтобы дать. И выслушать надо, утверждая. Желание высказаться сильно. Пусть скажут о том, что хотят. За словами, даже самыми хорошими, Ищем дела. Восприятия вообще не безусловны. Много знаков дается в начале пути. Дело венчает конец. Но надо помочь устремления утвердить. Скажи им: засыпайте с мыслью о дальних мирах и просыпайтесь. Бережно Чашу несите, чтобы не расплескать. Все придет в свое время. Тайна сроков немногим открыта. Устремление будет насыщено по степени силы его и постоянства. Знаки пусть берегут, как вехи тропы жизни. Принесенные кувшины наполнены будут. Хотящий получит, и принесший возьмет. Случайностей не бывает, сужденные встречи предрешены. Всюду за вами стража идет. Не ничтожному, не малому свидетелями станут, если огонь сохранят. Достижения определяются приложением Учения в жизни. Подвиг заключается в несении Света пылающим сердцем» Грани Агни Йоги, 1961 г. 345.

                Там было важное наверно,
                полеты в Дальние Миры,
                возможно – битвы были где-то,
                учения и помощь на пути...

                Всё  тише, тише отголосок,
                как серебристый ручеёк,
                что за тумана пеленою
                уже не виден, вот – и смолк.
                Владислав Стадольник 2007

      «Все пространство поет и звучит на ключе счастья к нему, и Зову сынов Своих, о нем позабывших. Человек живет для счастья. Весь путь его тяжкий земной – лишь преддверие к счастью Дальних Миров, не земного, но Дальних. Дисгармония и разрушение – основная нота Земли. Гармония, радость и счастье – форма выявления жизни на Дальних Звездах, на Высших Мирах. К ним мы и готовимся всем ходом земной эволюции, в них назначение человека. Формы счастья столь же многообразны, как и формы жизни. И счастье одного сознания так же похоже на счастье другого, как лица людей на Земле. Богат Космос, и беспредельны формы его выявления. В час мрака, сгустившегося над Землей перед Великим Рассветом, Говорим о счастье надземном, ибо оно идет к Земле, чтобы воплотиться на ней, насколько невыразимое может проявиться в шершавых и грубых условиях плоти. Новые лучи дадут эту возможность, но сосуды духовные для приятия огненного напитка радости должны быть заготовлены каждым по разумению своему и утонченности духа. Не вливают вино новое в мехи старые. Не умрем, но изменимся. О преображении духа и преображении плоти говорится, о Новом Небе и Новой Земле. Радостью будет увенчана новая твердь, и земная, и надземная, и счастье, счастье всего человечества будет ее основанием. Так, среди грозных последних дней битвы подумаем о чертогах Света, предназначенных человеку и готовых принять его в покои свои по Слову Владыки Света, нареченного Состраданием, ибо Им снизойдет на Землю Величие Огненное» Грани Агни Йоги, 1951 г. Из 7 А.

      В поэзии известного исследователя – А.Л.Чижевского, основателя космобиологии, в произведении "Космос» сказано:

                Всевластный лик, глядящий с вышины!
                Настанет ночь – и взор летит из бездны,
                И наши сны, взлелеянные сны
                Пронизывают знанием надзвездным...
                Лишь на листе, где численные тайны,
                Пылает смысл огнём необычайным.

      Созвучная тема в стихах "Среди звезд» у А.А.Фета:

                Пусть мчитесь вы., как я, покорны мигу.
                Рабы, как я, мне прирождённых числ,
                Но лишь взгляну на огненную книгу,
                Не численный я в ней читаю смысл…

                Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной
                Ты думы вечной догоняешь тень;
                Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный
                К тебе просился безоткатный день.

      К смыслу сновидений, их соотношений с прошлым, настоящим и будущим, подступались с математическими, символическими, поэтическими, психофизиологическими средствами. Гомер говорил, что сны входят в ворота из слоновой кости, которая непрозрачна,  - ворота обмана и заблуждения; - в ворота из рога, который прозрачен, заходят как в правду, истину. Это явствует из ответа Пенелопы Одиссею:

                Мудрая так Пенелопа на это ему отвечала:
                "Странник, бывают, однако, и тёмные сны, из которых
                Смысла нельзя нам извлечь,. Не всякий сбывается сон.
                Двое разных ворот для безжизненных снов существует:
                Все из рога одни, другие из кости  слоновой....
                Истину лишь заслоняют и сердце людское морочат;
                Те, что из гладких ворот роговых – вылетают наружу,
                Те роковыми бывают, и всё в них свершается точно".

      Сократ хотел, как пишет Платон в "Федоне», определить значение некоторых посещавших его сновидений. Одно и то же видение в разное время и в разных видах обращалось к нему с одинаковой речью: "Сократ, – говорило оно, – посвяти себя искусству муз и упражняйся в нем". Платон рассматривал сны как выражение единства рационального и иррационального в человеке. Аристотель – в природе сновидений обращал внимание на их рациональность, как причины событий или их знаки, либо – как совпадения; либо – как все или некоторое из этих трех, либо как одно из них. Тит Лукреций Кар утверждает, что сюжет в сновидениях определяется стремлением к удовлетворению потребностей.

      «Утверждать действительность вопреки очевидности будет умением Архата. Мы Живем в мире действительности, вы – видимости. Потому мир Наш и мир ваш так различаются, равно и понимание всего, что происходит на планете. Каждое явление Мы Рассматриваем с разных точек зрения, с разных углов, Мы и вы, и наши углы зрения расходятся порою на 180 градусов. Мы не Можем принять вашу видимость за реальность. Значит, остается вам пытаться приблизиться к Нашей точке зрения и начать усваивать ее. Давно Сказано, что Мы не от мира сего, то есть не от мира вашей куриной очевидности. Наш Мир шире, он охватывает Сущее во всех его аспектах, а не одну лишь его малую часть, доступную мозгу земному. Мы многое Знаем, и вас Зовем знать. Мы многое Видим, и вас Хотим научить видеть. Мы вас вырвать Хотим из мира майя-вической видимости. Процесс труден, болезненный и длителен. Часто Лишаем всего, дабы видеть могли, что вещи не есть нечто неотделимое от вас и что жить можно и без вещей. Часто меняем ваш облик, чтобы не привязывались к телу, дабы знали, что все это сны земного мимолетного существования, что правда не в этом, но в мире ином, где реальны лишь ценности духа. Вы же очевидностью наполняете сознание так, что ни для чего другого места уже не остается, и когда это видимое трещит по всем швам и рушится, жалуетесь на то, что рушатся иллюзии ваши. А вы не на песке стройте, ибо рассыплются все построения ваши, а на Камне вечного основания жизни. И тогда устоит дом вашего духа, когда вихри подуют и поколеблется Земля. И когда Приходил, вы так же окружали Меня, раздираемые яростью очевидности и звучанием жизни земной. Но ничего не осталось от всего того, чем вы жили. И снова вы, изменив лик и одежды, топчетесь вокруг, раздираемые, как и раньше, но уже новыми ярыми явлениями Майи. Скажите, доколь же будете продолжать гоняться за призраками и жить преходящими фантомами сознания, обо Мне позабыв? Доколе? Грани Агни Йоги, 1956 г. 1032. Новосибирск, «Алгим, 2009 г.

                Мысли людей, погрузившихся а сон, увлекают обманно,
                Если подряд много дней с увлечением играми занят
                Был кто-нибудь непрерывно, мы видим, что большею частью,
                Даже когда прекратилось воздействие зрелищ на чувства,
                Всё же в уме у него остаются пути, по которым
                Призраки тех же вещей туда проникают свободно...
                Если же кто-нибудь занят каким-либо делом прилежно,
                Иль отдаётся чему-нибудь долгое время,
                И увлекает наш ум постоянно занятие это,
                То и во сне представляется нам, что мы делаем то же.

      «Когда горят огни сердца, ожидание утрачивает свою тягость. Огни эти далекое делают близким, ибо позволяют осознавать действительность. Действительность трех миров, разрушая пределы обычности, вводит человека в те сферы духа, где стираются границы прошлого, настоящего и будущего и где царит великое, вечное «НЫНЕ». Правильно сказал Апостол: «Теперь как в зерцале гадание». Малые мирки обывательской обычности действительности собой не являют. Со смертью тела потухают они, заменяясь фантасмагорией земных пережитков и тем, во что вверг себя человек, гоняясь за призраками Майи. И не странно ли то, что каждый несет в себе и с собою эти призрачные мирки, полагая в них реальность, которой они лишены. Можно спросить каждого: если то, чем вы живете в данный момент, реально, то где же все то, что происходило с вами пять, десять, двадцать лет тому назад? Ведь все тогда казалось таким же реальным, и, однако, прошло, и исчезло, и заменилось совершенно другим, кажущимся снова таким же реальным. «Все суета и томление духа», все – сны преходящие. Действительность трех миров совершенно иная. Коснувшись ее, утоляет жажду дух от источника Вечной Истины. Пришедший ко Мне в Лучах Моих поймет «Вечную Правду Сущего» Грани Агни Йоги, 1970 г. 472.

______________
* Вторая часть – размещена в Проза.ру 9 июня 2012 г.
   Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4

   Смотрите ЦИКЛ ЭССЕ О СНАХ в «Галактическом Ковчеге» – Учение Живой Этики о снах, озарении (в самом начале) – http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68