Письмо Поэту с планеты людей

Полярина
Избави, Господи, от лукавого умствования!

Полярина  приветствует тебя!

“Блуждающее тело без души - космический осколок мирозданья, лишенный атмосферы...” – пишете Вы. Астролог заметил бы по этому поводу: « Поиск собственного понимания космических законов”. Пожалуй, ни у одного поэта не было такого космического отношения к Земле. Даже Хлебников и Уитмен, хоть и представляли ее единым целым - как одушевленный организм  (что сейчас по учению Даниила Андреева именуется планетарный Логос),- но делали это с точки зрения людей, находящихся на Земле, а не со стороны космоса. У Маяковского “солнце моноклем вставлю в широко растопыренный глаз” звучит не только негелиоцентрично, а даже эгоистично.

Тут взгляд иной, воистину галактического масштаба:

Уснули боги, измученные своими свершенными
И не свершенными делами
Разбежались галактики,
проскользнув между их
одеревенелых пальцев,
понеслись кто куда:
за пределы старческих ладоней,
двигаясь по инерции
первоначальной идеи
пока не столкнулись с иными
свойствами и
парадоксами пространства.

... Поэт и его литературный герой - это не одно и то же. Так ошибочно было бы отождествлять ПОЭТА и Андрея Чуклина, человека.  Эти слова - о вас как ПОЭТЕ, преимущественно о  литературном герое (хотя стихи так часто  похожи на самоисповедь).
Отчасти бессознательно, но во многом - совершенно сознательно вы затронули в своих произведениях вечные проблемы: небесные и земные. В таком концентрированном виде их не часто встретишь. Правда, разглядеть это очень не просто: полагаю, что ваша первая, так же как и последующие книги будут приняты и поняты до конца только потомками (дай-то Бог!)

В стихах - животрепещущие для публики темы,  простой и ясный слог. После “клевой жизни” современного телеэкрана многим трудно воспринять нормальные стихи, где каждое слово надо читать и понимать буквально, ощущая его изначальный смысл, видеть духовным взором именно то, что хотел сказать его создатель. 

Возможная реакция читателя, впервые открывшего “Четвертую четверть в тяжелой воде”:  «На первой странице - о пьянстве, на второй - о том же, так ... до 11 стр. включительно! Потом - тоже льется, только не портвейн, а “седьмые сутки дождь”.

В следующем стихотворении “заболоченная луна” и “собаки поют о мертвых”, а после: “звездный пью нашатырь и еще: “белой ночи пью сырое молоко и пьянствуют со мной вороны да сороки” (бедные птицы)... Дальше – больше: собственная “строка, как горькое алоэ... мне десна оботрет”. Цикл завершается “выходом из штопора”, а впереди еще поэма из 13-ти «алкоголий»!

Да, эта книга не простая. Вы не предлагаете читателю душистый мед искусства, а показываете боль этой жизни. “Петь не можешь - кричи!” “Это не стихи, это синяя пена у рта... Опасно, как невскую пить отравленную воду”. Стихи- боль, стихи-крик, чтобы самому “в свободном поиске” осознать смысл человеческого существования и заставить задуматься об этом других. “Душистый мед искусства” в больших дозах способствует вытеснению из сознания  дискомфортных воздействий окружающей среды. Это, в конечном счете,  ведет к деградации отдельного человека и человечества в целом. Осознание дискомфортного влияния и противодействие ему по закону выживания “живых систем” способствует поддержке равновесия с вечно меняющейся средой обитания. Таким образом, ваш литературный герой выступает как носитель прогрессивного миропонимания.

В самом отношении к неприглядным проявлениям земной жизни нет ни тени пошлости, вульгарности, грязи, фальши, демагогии. Отсутствует даже обычное, присущее всем, себялюбие. Единственное, что можно поставить в упрек, - это издержки юношеской, ювенильной (глубинной скрытой) психологии. Книга вышла  в 1990 г. Да и следует учесть, что за время это было...

Пытаясь познать глобальные духовные проблемы, ваш герой испытывает все на себе, без какой-либо помощи со стороны. Изначально нет никакой поддержки: ни извне, ни даже изнутри, от собственной души. Нет корней: связи с родными и близкими людьми; нет друга, нет  любимой.

Словом, нет веры ни в себя, ни в других, ни в Бога. “Я здесь один. Один в своей неподражаемой мутантности. Кто угодно: преступник, кентавр, кенгуру с головой альбиноса-барана, мираж который можно убить или посадить в тюрьму, но который нельзя увидеть...”.
 
Я ровесник первого ядерного взрыва
В атмосфере над северной землей 1962 года
от Иисусова рождества.
До этого в страшной, тяжелой воде
Я был говорящей рыбой
……………………………
Но в самом начале
Я был одной из малых планет
В созвездии Скорпиона
И кажется
Остался там навсегда.

Земля –  не лучшее место во Вселенной, но для нас – пока единственное. С гармонией земных отношений дела обстоят неважно: и с природой мы не в ладу, и друг с другом, и с собой... Здесь, как и во всех материальных мирах, действуют законы единства и борьбы, следствием которых является необходимость. Мы привыкли (иного не знаем) и  игнорируем многие вещи - это нормальная реакция на стресс. Вы, духовно связанный с Космосом, - обнаженными нервами и душой - “раненой птицей под сердцем”, воспринимаете тонким поэтическим чутьем всю неприглядность земной действительности.
Из глубин подсознания льется черный ужас: «Куда я попал?»

В этот час, в этот мрак небес
через дыры в озонном слое
Атлантида вселенной здесь
извергает свои помои.

Извергает чуму и тиф,
грязь и подлость, тоску и злобу.
И да здравствует новый миф -
Миф чешуйчатых и толстолобых!
Мы - подвид земляных ужей,
знать не знаем, уснув, как жабы,
что у спящих у нас уже
открываются в скулах жабры.

Мы обитаем в атмосфере “тяжелой воды” и привыкли не замечать этого. Вы называете наше обычное восприятие действительности сном, миражом. “В полусвете сомнамбулы спорили, пили, ели, вперемешку пешки, кони, ладьи, ферзи...” Действительно, большая часть людей поступает так, будто уверена, что никогда не умрет и что земные ресурсы вообще неисчерпаемы.  Смехотворная вера в то, что все равно ничего не произойдет (как ничего не случается во сне или в кино), которая у многих удивительным образом совмещается со  страхами грядущих бед.

Но неспроста у вас говорится “новый миф”, а не “мир”. “Чешуйчатость и толстолобость” людские – кажущиеся, как и многое в этом двойственном мире. Что скрывается под ними?.. Чем мы живем? Где радость, счастье в нашей жизни, где вера, которая не рассыплется после испытаний, где человеческое достоинство? “Всем плевать на униженье не приносящих радость дней”... Беспрецедентное вмешательство в земные процессы необратимо разрушает системы саморегулирования в природе. Земля, –  вся в ранах и язвах, – превращается в помойку.
Перспектива того, что станется с нашей Землей… Будущее, которое, может быть, не поздно еще поправить:

О, невидящий глаз, созерцающий
столько миров!
О, невежество слабого духа!
.........................................
Десять лет иступленной истомы полета
В ядовито - пахучей
воздушной траве над вчерашней землей.

То же разложение – в жизни людей: тело без души, в котором нет ни тепла, ни воздуха, ни света, только атрибуты духовной смерти – стремление к успеху любой ценой. Все стремятся получить удовольствие, удовлетворение, не гнушаясь никакими средствами, и одновременно –  хотят уважать себя.

Свыше 2000 враждуют с друг с другом (а теперь и со всей Вселенной: вспомните, как «на Луне» американцы хотели вделать ядерный взрыв!). А ведь было завещано: “Не делайте другим того, что не хотите себе”. Мысль не новая: если бы сейчас на Землю пришел сын божий и начал проповедовать свое учение, то против него обратились бы все те же.

Благопристойность и благочестие – чисто внешние.  Процветает демагогия. А как же евангельское “Порождения ехидны, как вы можете творить доброе, будучи злы?” Разве формальное, показное благочестие перестало быть тягчайшим оскорблением Бога?

То, что называется массовой «культурой», насаждается в сознании людей. “Трем поколениям людей выкалывали глаза, пока у них не стали рождаться слепые дети”. Вы беспощадно анализируете те подмены и ложь, которые зачастую преподносятся людям в качестве непреложных истин: «Дело не в том, чтобы обманывать себя, без конца выпрямляя кривое зеркало, хочу, чтобы вообще не было никаких зеркал».

“Камо грядеши?..” Вот панорама начала дня в Санкт-Петербурге 90-х годов (что уж говорить о жизни “в цепях провинциального покроя”):

Раннее утро. Вот и раннее утро.
В общественном транспорте
едут на работу усталые, хмурые люди.
Люди давят друг дружку,
как будто очень боятся опоздать
все равно куда.
В электричке женщины похожи
               на мертвые цветы,
даже духами не пахнут.

Это ли радость и благоустроенность цивилизованного существования?

Ваш литературный герой не умеет лицемерить, обольщаться, не может закрывать глаза на очевидные  и вопиющие вещи. Не принимая мир таким, как он есть, он говорит  о своем свободном поиске истин: “Кто откровения ищет в игре, а не дешевой игры в откровенья”. Это интуитивное мышление –  способ познания. Под пристальным взглядом поэта действительность безрадостна. Вывод закономерен: “Божий свет не похож на себя и вообще он не божий”.

Ну, а мы, что же с нами творится!?
Ведь не где-то, - у нас на глазах
ЗРЕЕТ ЗЛО. И что завтра случится-
мы найдем в ядовитых плодах.
В нас отвага и удаль литая!
Грудью ляжем, но выполним план.
Ерунда, что моря погибают.
Ничего, что порою обман.

Предостережение: “Стоит смердящее движение!!! Владея душами людей”. Люди живут даже не “по своей глупой воле”, как сказал Федор Достоевский, а находятся во власти злой и разрушительной силы. Подчас эта жизнь становится похожей на какую-то “бездарную сказку”. “Двигаясь под гипнозом молчаливого зова жизни”, вы пытаетесь жить, как все, по условиям территории:

В чужих одеждах ходишь ты,
с чужими пьешь, и день не светит.
Люминесцентные кресты
дрожат кругом и плачут дети.

Человеку внушают, что счастье –  иметь все больше, менять все чаще: “Счастлив тот, кто может позволить себе все”.  Деньги, власть, наслаждение – идолы цивилизации. Не всем ясно, что успеха (как и земных ресурсов) на всех не хватит. Поэтому (для того, чтобы люди сами себя уничтожали, а заодно и питали своей энергией злых духов) процветает пропаганда морального и физического растления. Вредное для себя с детства учат считать полезным. Дары природы превращают в смертоносные яды. Людей искушают, сбивают с толку. Возносится культ внешней чистоты (даже во вред здоровью: не призывают быть здоровым, но “выглядеть” здоровыми; затрачивать бездну денег и усилий, чтобы, в конечном счете, угробить здоровье, а после этого – выложить еще больше средств, чтобы лечиться, – вот вечный двигатель современного бизнеса). Под гипнозом “пластмассовой” цивилизации “бесконечные стены и бесконечные люди идут в одном направлении”– в пропасть, полагают всю жизнь на то, чтобы вскормить червей, которым они достанутся.

Только поэт может воскликнуть: “Вижу ваши глаза, они похожи на мух... их бесконечная жадность: поглощать, поглощать, поглощать”... Это о рабах своих вожделений, с кредо: «будь современным, таким, как мы!», субпассионариях (как классифицировал их в свое время Лев Гумилев) или о чандале, как именует их философия веданты, – человеческих особях низшей касты, погрязших в телесных страстях, но, в отличие от варны шудр - с претензией на «духовность».

Быть как все у вас не получается, вы из другого теста: “мозг отказывается понимать то, что глаза видят ежедневно”.

Вы, Андрей Владимирович, стремитесь  сбалансировать свое космическое и земное мироощущение. Каждый из нас задается вопросом: кто я, зачем я? На обложке книги «Четвертая четверть в тяжелой воде» –  ваше фото в гриме Черного корнета. Фотография тех времен, когда вы получали образование, которое дают артистам: безупречную актерскую дикцию, пластику и легкость движения, выверенные интонации аристократа духа… Потом вы стали профессиональным журналистом… Имя АНДРЕЙ (Andros–  Человек), наверное,  не давало покоя, как и прирожденная пассионарность, активная сила – поэтический талант. Так был заложен фундамент для зрелого творчества.

Путь к самому себе… Проблема, которую решает каждая, в особенности, творческая личность (интересно, что «личность» в русском языке не мужского рода). Ощущая границы своего восприятия земного мира (вы чувствуете многое иначе, чем остальные земляне) вы (или ваш герой?) хотите тоже проснуться, но от своего сна, своего преломленного отношения ко всему. “Но взгляд по-прежнему томится серым, –  наверное оттого, что запылился ветрами с Ладоги”... Зелень и летние яркие краски не радуют (будто в глазах и в сердце застрял осколок из дьявольского зеркала: как у Кая из “Снежной королевы” Андерсена).

Весну вы называете «развалинами осени». Ранняя весна действительно похожа на позднюю осень, но еще вы воспринимаете настоящее из будущего времени. Цветы видите засохшими, зелень деревьев – опавшей. Это необычный угол зрения, образ мыслей теории «вечного возвращения»: представления о том, что прошлое, настоящее и будущее едины и существуют одновременно...  Последним, кто до Вас  воспринимал мир так был Борис Шергин (“Древние памяти”). Он-то умел чувствовать глубоко и не только  - пространство и время, когда “невероятная несхожесть 9-ти измерений” соединяются в одном (поэтической иллюстрацией теории относительности Альберта Эйнштейна).


Единство… Ваш литературный герой стремится стать цельным, потому что, что только целостная система имеет творческую природу. Гений – это неисчерпаемость, щедрость таланта, вечная радость творческого созидания. Но человек один, без санкции свыше, на творчество не способен. Оно рождается из глубины души, но это Бог говорит оттуда, Оно дается извне, но это вдохновения не бывает без санкции свыше.

Что человек творящий без духовной опоры? Для нас, жителей Земли опора не только в духе, она –  в умении сочетать земное и небесное. Умение хоть что-то делать «твердо и крепко» дает чувство опоры, достоинство.
Твердь Вы пытаетесь отыскать, воспринимая все земное через призму космического, с высоким уровнем обобщения. И не находите…

Вот доступный расширенному сознанию взгляд из другого времени и пространства:

Что за ранняя осень
поверхность травы окропляет
иневым перламутром!
Что за странное чувство покоя
на пустынной планете людей!..
Кто здесь жил?
Кто здесь скапливал признаки Бога,
Наделяя природу крупицами
                знаний сердечных!
Кто все создал,
и сразу обокрал?

Что произойдет уже через сто лет? Ученые с мировым именем прогнозируют превращение Земли в “оранжевую планету” (типа Марса). Граница пустынь сдвинется на тысячу с лишним километров к полюсам, а в арктической и антарктической тундрах ледяная пустыня заменится нефтяной и радиоактивной?.. Или «Большая волна», очередной потоп?…

Недаром вещим зрением поэта Вы, Андрей Владимирович, воспринимаете этот мир как “высвеченное воровство”. Говорите, обращаясь к “умной Природе”:

Лугов свободное дыханье
и ровное тепло лучей
тебе уже не снится,
                ты сумела
изобрести не только красоту.

«Венец творенья», человек, в погоне за наживой и комфортом приносит Землю в жертву безумию, подрывает самую основу своего существования. Мало ему природных и космических катаклизмов: в гордыне своей он становится врагом матери-Земле, опоре своего существования. Поэт стремится к тому, чтобы люди осознали, что при таком направлении их «деятельности» конец ближе, чем это можно прогнозировать.

Раз опоры на земле вы не нашли, может, поискать ее в духе? В Ваших стихах, Андрей Владимирович, – поиск тверди нравственных устоев. Бесконечно тоскуя по космической гармонии, Вы знаете, что хотя бы отблеск ее есть здесь, должен быть на этой Земле. Сквозь «мутации сердца на гребне отваги», выходя далеко “за пределы окультуренного инстинкта самосбережения”, наконец, начинаете приближаться к той заветной тверди, которую ищите: “Как поздно приходит час рождения первого слова! Постигая особенности пространства, забываешь о времени: о бремени чисел и дат, а душа, становится той территорией, где люди и звери склонились над светлым младенцем”.

Слова... что делать с ними?  “Скрепив их раствором воображения нищего, строить дом пустой и никчемный – на зависть невеждам. В утеху себе?”... В обычной жизни “слово теряет смысл, мысли теряют цвет”. Они безнадежно расходятся со своей сутью. Тема вечная: “Суть слово покидает - что же мы не замечаем? И шепчем нежно те слова, где поселилась лишь тоска; и горько слезы льем над словом, в котором ни на всхлип святого...” (Alex. Salov).
Упрощение языка, разрушение, к которому немало современных литераторов и литературных чиновников приложили руку. Они постоянно твердят: “Поэзия умерла”. И верно: тупиковая ветвь, куда они ее завели – обречена.

“Сомненьем, страхом извращен, томится дух  бездарно беден.. И места нет ему на небе, пока он в мысль не воплощен”. Вы – благодаря тонкому лингвистическому чутью, – среди тех немногих, кто пытается вернуть словам их исходный смысл, вывести язык из тупика.

Когда закроют дверь за мною,
когда посадят под замок,
когда последний ангел с воем
забьется в низкий потолок,

Когда слова – слова бессилья
умрут по воле палачей,
когда ночной молитвы крылья
сгорят над пламенем свечей
…………………………………..


Андрей, слово нельзя убить. Только от вас зависит, смогут ли ваши слова стать силой. Судьба действует на нас через нашу собственную волю. Алкоголь  превращает человека в палача – (и не только своего слова), но и  собственного.

 Конечно, по пути наименьшего сопротивления “проще пить и угар слаще”. Поддаться легче, чем совершить усилие. Это усилие человек должен сделать, сам себя спасти и сохранить. Принудительно ему помочь нельзя (особенно, если он стремится поддаться искушению – предать себя самого). Счастье - это свобода свободного человека. Алкоголик не свободен, а раб своего порока. Зависимый от алкоголя (или иного наркотического вещества) человек по крупному счету теряет способность к творчеству.

Да от понимания многих правильных вещей до их воплощения в своей реальной жизни - путь долог и тернист: «То, что знаю, не делаю Знаньем – воля мне изменяет». Вы же сами призываете к победе духа, «порыву из не могу!» Или поддваться иллюзии, воображая, что поступаешь по своей воле, или жить по воле Божией.

Если уж подчиняться чему-то, зависеть от чего, то не лучше ли - от духовного, высшего? Порядок, гармонию в душе и в жизни надо делать (только беспорядок, хаос получается сам собой). Людям необходим регулирующий принцип, твердь. Раньше это была воля рода, традиции. Теперь человек должен сам делать индивидуальный выбор, сам найти свою твердь.
Вы и ваш герой продолжаете искать свою территорию, искать то, что не разрушится, испытывать все на прочность: “Рвется все, к чему не прикоснись! Я не знаю, как нам всем спастись”.

Полная пустота души
Гарантирует точное попадание
На нейтральную территорию разума
Между соци-умом и чистотой,
Где и совершаются все чудеса,
А именно: преображение духа.

Лао Дзе тоже говорил: “Достоинство души в бесконечной тишине”...
Пытаясь найти Бога в глубине своей души, молите:
Отче! Пусть я не верю в тебя,
                но знаю!..
Отче! Дай мне силы для веры в тебя!
Дай мне ясность того пробуждения,
                с которой
я постигаю тебя во сне.
Дай мне высшее знание, Господи,
- Знание Чистоты.

Вы подсознательно знаете Бога, но сознательно - не религиозны, не верите. Говорят, исторический Будда был атеистом. Он признавал только бессмертие души и ее перевоплощения (Он отрицал авторитет Вед для того, чтобы привлечь атеистов: они не верили в Бога, но поверили в Будду).

Академик Вернадский писал в своих дневниках о бессмертии души...
Проблемы всех времен: вера в Творца, поиск веры в себя и в свои силы,  уверенности в  том, что ты делаешь... Ваш герой ставит эти вопросы  не только другим, а, прежде всего, самому себе. Что жизнь: «поиск неизвестного чего: магического знака единства, знака, за которым бессмысленные линии твоего неустроенного бытия обязательно должны совпасть с неведомой тебе структурой той, что выше и значимее всего человеческого эго».
Вы хотите найти духовные ценности, которые будут опорой и стержнем Вам, покажут выход из “тяжелой воды на сушу” другим.

Так или иначе, но высокие истины обычно могут быть усвоены большинством в упрощенном, профанированном виде. “Все опошляется пониманием”, – замечает поэт стремясь выйти на ясный и понятный всем путь из завалов духовной культуры. Чем образованнее человек, тем он меньше знает (это обычная ступенька в  познании, мысль: “Я знаю, что ничего не знаю”. Многие именно здесь безнадежно застревают. Подчас простым людям о вечных вещах известно больше, чем «ученым» мужам и дамам, у которых часто совсем отсутствует цельность - “высшее образование души”, душа их расколота. Проблема согласования души и тела – во все исторические времена была весьма актуальной для человека (пока он живой).

 Решая  индивидуальные проблемы, вы делаете это для всех:  “Млечный Путь – человечьи судьбы, безнадежно плывут в меня”. “Звездным нашатырем”, взглядом из космоса,  пытаетесь привести в сознание “подушно” каждого, – ведь стихи обращены непосредственно к личности.

Когда!
Когда, наконец,
Мы поведаем богу о счастье!!!

Вот ощущение  причастности к делу, ради которого жили и умирали выдающиеся “чародеи слова” прошедших веков: “Все поэты будущего и прошлого живут во мне. Я повторяю их, они повторяют меня. Нет образа, который бы передал такое единство!” Это предчувствие того, что Вам удастся согласовать земное и небесное, “Чтоб одной серебряной подковой... этот час и год и вечность подковать”, найти связь между людьми и звездами, которая порвалась.
Вы идете по жизни с надеждой и верой. Любовь? О ней мы поговорим в другой раз, это отдельный разговор. Вы не сдаетесь и восклицаете: “Безосновательность моего поколения –  миф!”. Твердь, где есть достоинство и есть корни, существует.

Первая книга, четыре четверти круга, первого круга, который Вы прошли по тернистому пути познания жизни, заканчивается словами, исполненными надежды:

Через вечное Слово
к творящему смыслу молчанья!
Здесь живет Красота
здесь ее живородящее тело.
Продерись через все!
Доживи до Нее
Помоги!..
Ты - живой,
и живое подскажет...

Не отыскав в материальном мире Чистоты и Красоты, вы нашли их в Слове»: «Ничего, это легкая ноша…»
Во втором сборнике стихов вы говорите о себе: “ЛЕТУЧИЙ ГЕРМЕС ПО ДОСТАВКЕ НЕБЕСНОЙ ПОЧТЫ - ВОТ ПРИЗВАНЬЕ ДЛЯ МЕНЯ”... Помню этот день…

Было ваше лицо. Так смотрят на долгожданного ребенка: вы подписывали на память свою только что изданную книгу “Белым по черному”. Сразу пришли на память старые стихи:

... забываешь о времени,
о бремени чисел и дат,
а душа
становится той территорией,
где люди и звери
склонились над светлым младенцем...

“Светлый младенец” –  новая книга «Черным по белому». Крестный отец  – писатель Михаил Константинович Попов, составитель и редактор книги.

Если в стихотворениях 80-х годов еще встречается проходная рифма (то есть рифма не единственно подходящая, незаменимая, а сами они представляют “поток сознания”, то в последующие годы появляется зрелое мастерство. Во многом вы ему обязаны верлибрами, которые помогли освободиться от проходных рифм и превратить поток сознания в цельные строфы с точными рифмами, которые бывают только у полностью раскрытых образов.

Верлибром написана заключительная часть первой книги “Четвертая четверть”. Это вольное письмо окрылило рифмы новых стихов. И, говоря по другому поводу, вы как бы отмечаете свою творческую раскрепощенность:

«... грех себе желать роз букет с циррозом рифмовать!»
Поэзия - зеркало своего времени, но не простое (хоть и отражающее явственно то, что многие просто не замечают), а волшебное, творческое.

Книга названа “Черным по белому” (или “Белым по черному”?)… Черной полиграфической краской по белому листу. Черным документальным кадром по белой тундре. Черным беспощадным зрачком по белому свету. Настоящие стихи меняют у читателя точку зрения, оплодотворяют душу, облагораживают человеческую природу.

Прошли времена литераторов, которые были, по существу, “барами” - обеспеченными людьми, понятия не имеющими о том, что такое настоящий ежедневный труд ради снискания хлеба насущного. Конечно, “в рудниках” своей поэзии они работали, но о труде обычных людей точного представления не имели, а (как в русской пословице) что до кого не доходило, тот того и не знает.

Современным поэтам и писателям пришлось узнать все. Но неизбывное стремление создавать творческие произведения, рождать их, берет свое – вопреки всем преградам. Вы говорите:

Я буду счастлив тем, что пел,
Спокоен буду, что не лгал.

Творческий человек находит свое счастье на самой горькой родине.

Зачем писать про местное ворье?..
Тесна провинция, здесь каждый угол острый!
Того гляди, из неба воронье
Просыплется птенцами Коза-ностры.

Адвокат противодействия и бытия… Призыв: “Очнитесь, посмотрите, к чему мы идем!” внушен инстинктом жизни. Внутренняя ценность вашей поэзии - это духовность. “Здесь не дьявол хозяйничал, - труд” - говорите вы. Тремя веками раньше и здесь же (Нарьян-Мар – преемник древнего Пустозерска) Аввакум написал: “Оставя промысел своего творца, да дьяволу работаете, безчинники!”

Вы ищете дорогу, выводящую отдельного человека из замкнутого круга. Найти твердь, ту “территорию”, где можно прочно стоять на ногах: истины, на которые можно опереться, чтобы удержаться от падения в пропасть, наконец, то, что греет душу, что можно любить! А путь для этого один - не быть марионеткой внушений, найти себя самого и «царя в голове». “Знать себя – это больше, чем знать, – это быть повелителем зренья”– говорите вы. Слова человека, который вырастает из юношества. Однако, молодого задора не теряет:

Я сам на вечной мерзлоте возрос.
Хоть по углям, хоть по стеклу чеши!
Хоть на бумаге что-то соверши!

Вы “совершаете” нечто не только в поэтическом блокноте, хотя и являетесь блестящим журналистом. Превращая слово в действенную силу,  стремитесь изменить жизнь к лучшему. «Чтоб я вызвал грозу и очистился небом разъятым».

Очиститься, вызволить и себя, и других из безрадостной жизни, изгнать из души мрак и лед - этих “зловещих гадов” – вот задача, которую ставите вы. И несмотря на громы и молнии, которые подчас обрушиваются на голову, не отступаете от своего.

Запас тоски во мне иссяк.
Под веками иные сны.
Я поднимаю новый стяг,
Я поднимаю стяг весны.

Пока ж буравится январь
Со злой усмешкой к нам в дома,
Положим на ладонь янтарь
И ночью не сойдем с ума.

А вновь откроем белый свет
В глубинах сердца своего.
Которого на свете нет,
Но есть затмение его.

Эти строки написаны в январе, когда до полного таяния снега и вскрытия Печоры (май-июнь) еще пять месяцев! А до одухотворения, улучшения жизни - еще ого-го сколько...

Вы боретесь с холодом - душевным и внешним. Пройдет бесконечная полярная зима в Нарьян-Маре и в душе. Наступит лето... потом будет осень, которую вы любите, как любили Пушкин и Шергин... И зима, снова полярная зима, холод и тьма на много месяцев... «Счастлив я, что жизнь идет по кругу, мне возвращая дорогих людей...».

Становясь с годами зрелым и уверенным в себе человеком, вы сами приближаетесь к началу вожделенной “тверди”, которую столько лет искали. Вы молоды и полны сил – физических и духовных. “Несбывшиеся стихи” сбываются…Стихи - поиск слов “как откровенья вен иного бытия, иных объятий, иных небес, не знающих измен”.

..Мы так радовались выходу вашей второй книги!
 Сборник “Черным по белому” состоит из девяти глав. К каждой из них  сделаны  рисунки. На координатной плоскости в абстрактной форме отображен художественный отзвук, своеобразный код главы. “Земной круг” книги завершается девятой главой под названием “Кода” с рисунком, который можно расшифровать как последнюю каплю и точку. Однако это вовсе не конец, не отчаяние. Просто закончился второй круг на вашем пути, тернистом пути поэта. Что дальше? Дай Бог вам, Андрей Владимирович, терпения и мудрости. А таланта ведь вам не занимать!

От друзей-землян
Весна 1998 г. - октябрь 2002 г.