Глаз Бобова

Тэхон
"ГЛАЗ" БОБОВА

Иллюстрация : макет кабины самолёта Л-39 с "глазом хищной птицы" на фюзеляже.

Светлой памяти Евгения Ивановича Бобова...

Мы, Николай Михайлович Карташев и Роман Валентинович Тышечко -  выпускники ХАИ 1974 и 1982 года, соответственно,  - решили рассказать вам эту историю  об ещё одном  выпускнике Харьковского Авиационного Института.


Служим мы вместе в одной части  в городе Приморско-Ахтарске. Кто, кем ?
Не важно. Должности менялись, но специальность одна -  СД  : самолёт и двигатель.
Хлопотная специальность, на ней всё завязано.
Бывало, день был  ненормированным по времени.  Таковы были требования учебно-лётной работы с иностранными курсантами.

Полк учебный. Первичное обучение иностранных курсантов.  Даёт очень большой налёт с двух аэродромов : основного и лагерного.
Тип самолёта ? А вот  он: на фотографии, тренажер кабины представлен. Чешский,  Л-39.
Интенсивные полёты. Самолёт за год налётывает много часов и на плановый  ремонт уходит  на ремзавод.
С двигателями картина аналогичная. Много их за учебный год менять приходится по выработке ресурса.

Но бывают случаи, когда двигатель снимается с эксплуатации досрочно по всяким другим причинам, от его ресурса – независящим : то  «температурит» двигатель, как гриппом человек болеет, -  высокая температура выходящих газов, то посторонний предмет в него попадёт.

А что такое посторонний предмет ? – спросит читатель. Крошка бетонная оставит зазубрины на лопатках
двигателя или резино-битумная смесь от заделки швов аэродромных плит нашим жарким ахтарским летом…
А двигатель у данного самолёта один  – как у человека сердце. Без него он  летать не может.

Но есть особая категория предметов посторонних – это птицы. Они часто в двигатель попадают. Бич авиации… И не только военной, но и гражданской…Слышали про это ?

Всё дело в том, что наш город располагается на месте миграции перелётных  птиц.
 Великолепная природа, плавни, камыши, комары, кузнечики, обилие лиманов и водоёмов богатых рыбой.  Все эти факторы  - отличная кормовая база для пернатых друзей наших.
Какие птицы через наш город только не летали ! А угодья у нас какие охотничьи !
В сезон охоты да рыбалки, едут к нам люди из мест близких и очень далёких…
А птицам… Что надо, если здесь есть всё ! И корм, и питьё, и отдохнуть можно перед очередным перелётом…

В год из-за попадания птиц снимали до 15 авиадвигателей. Действительно, бич.
Для  технического персонала работа лишняя, да и в финансовом плане  не очень выгодно.
Ремонт  двигателя больших денег стоит !

Во всём мире с этой проблемой бьются, но решить до конца так и не могут. В районе аэродрома ещё можно как-то решить.
Так, на аэродроме Хитроу в  Лондоне  этим целая служба занимается: чучела передвижные, системы зеркал, машины для отпугивания, шумовые вертушки-флюгеры, ракетницы, петарды, дымовые завесы.
Там же музыку группы LED ZEPPELIN через огромные динамики запускают на ужасной громкости.
Орлы и  сапсаны, специально обученные отгонять птиц, состоят  на службе в штатах аэродромов.  Понятно, чем попадание  в двигатели пассажирских лайнеров закончиться может.
А вдали от него ? Что там можно придумать ?

Решалась эта проблема и на нашем аэродроме : чучела стояли, флюгеры, ракетницы. Во время полётов по взлётной полосе машина специальная ездила…  Но, всё равно, если не на территории аэродрома, так за его пределами, такие случаи имели место.

Вспоминается один эпизод.  После обнаружения попадания в двигатель птицы  при  каждом расследовании приглашался представитель метеослужбы полка. Определить её вид.
Приходил он с книгой-идентификатором, толстым таким фолиантом «Птицы, водящиеся на территории СССР», где  по оставшемуся оперению, определяют, что попало.

Доставались  перья, оставшиеся от птицы  из входного устройства двигателя. Он начинал листать книгу,  прикладывал его к рисунку, отображённом,  на странице в цвете.  Для сверки. Внимательно рассматривал окраску перьев и на картинке.
Нет…Не она…Листает дальше…Перелистав всю книгу, он делает заключение :
- На территории СССР не водится !
Чем вызывает улыбки у членов комиссии по расследованию случая.
Улыбки улыбками, а проблема не решалась.
На сборах инженерного состава часто доставалось инженерам полков за досрочно снятые двигатели.
Полк Приморско-Ахтарска был в лидерах.

Евгений Иванович где-то нашёл  материал, как борются с данной проблемой у них, в странах «вероятного противника».
 Вскоре, на всех самолётах нашей части появился «глаз хищной птицы».
Вырезали трафареты и наносили на фюзеляжи самолётов то, что вы можете видеть на фотографии вверху.
Вначале краской наносился жёлтый круг, затем чёрной круг – зрачок, затем ещё чёрной – веко.
Технари нашей части называли этот рисунок ласково «Глаз Бобова», отдавая этим ему дань уважения.

Казалось бы, что толку от рисунка  ? Ведь самолёты летают со скоростями, значительно превосходящими скорости полёта пернатых. Пойди, заметь, что это за хищная птица такая летит  на громадной скорости ?

После проведения такого эксперимента в нашем полку, анализируя количество снятых двигателей, пришли к выводу:  количество двигателей, снятых по причине попадания птиц на самолётах с «глазом» - уменьшилось.

Евгений Иванович оформил данную затею, как рационализаторское предложение. За что и был поощрён материально денежной премией.

Его опыт обобщили. Вскоре и в других полках Краснодарского училища можно было увидеть «глаз хищной птицы» на фюзеляжах.
Далее -  в полках нашего  округа.
Летая по командировкам, встречали этот «глаз» и в других округах.
Транспортная авиация тоже взяла  это на вооружение.
На данном тренажере кабины самолёта Л-39, на котором нынешнее поколение молодых авиаторов проходит
учебную подготовку, вы можете видеть этот «глаз».


 С прекращением обучения иностранных курсантов  училище сменило вывеску и называется теперь
"Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) имени Героя Советского Союза А.К. Серова".

Евгений Иванович  закончил ХАИ, начал  служить в Краснодаре в должности техника  самолёта. Заметили его организаторский талант и умение разбираться в сложной авиационной технике, сплотить коллектив для решения поставленных задач. Результат – новое назначение. Его переводят в наш город на должность
начальника  технико-эксплуатационной части полка. Вновь повышение: он - заместитель командира  части по инженерно-авиационной службе. Далее  инженер  по самолётам и двигателям Краснодарского объединённого лётно-технического училища  имени А. К. Серова.
 Прошёл путь от техника самолёта до инженера училища. За этот период им освоено около 25 типов самолётов. Отличный специалист  и мастер своего любимого дела.

На заслуженный отдых он ушёл в 1993 году. По окончании службы продолжал работать в службе МЧС по Краснодарскому краю.

Трагически погиб в автокатастрофе в марте 1998 года, следуя из командировки, на трассе Ростов-на-Дону - Краснодар.

Двигатели самолёта  –  как у человека сердце…
Без них они  летать не могут, такова простая истина авиации, которой он отдал всю свою жизнь.

Корректировка, техническое руководство проекта
Николай Карташев               
Идея, набор текста               
Роман Тышечко



17 мая 2012 года
Г.Приморско-Ахтарск