Футбольные реалии. Учите правила

Александр Антипов
Было бы круто запастись самым отборным алкоголем перед игрой и смотреть на поле через призму очумелого пьянства. Отличный вариант. За редким исключением. Как назло, мне пришло в голову на время ограничить себя, поэтому всего одна кружка пива в переполненном пабе, куда пришло немало таких же как и я, уже, в общем-то, готовых вываливать толпами на улицы и оголтело размахивать флагами в честь уверенной победы национальной сборной. Наивность не лечится.
В нашей стране не будет футбола. Это вовсе не новая фраза. Она звучит, по сути, после каждого крупного турнира (а то и перед, если очередная Словения дает дружного пинка нашим мастерам и отправляет их на летние курорты). Редкие всплески в виде 1-2 удачных игр или удач молодежной сборной вновь возносят нашу наивность намного выше, туда, где разуму докричаться до нее уже невозможно. Но суть не меняется, как бы то ни было. Это не просто глупые стечения обстоятельств и невезение, которые заставляют диких придурков вроде меня, имеющих не проходящую зависимость от спорта, орать что-то максимально нецензурное в адрес успешных и богатых людей, вроде Андрея Аршавина. Это намного глубже.
Футболисты значительно больше обласканы славой и почетом, чем любой другой представитель профессионального спорта. Быть футболистом – мечта миллионов пацанов. Вот только подход и стимулы везде и у всех разные.
В мире сейчас как минимум два признанных футбольных гения – Криштиану Роналду и Лионель Месси. Конечно, они не родились с мячом в ногах, и я более чем уверен, что до поры до времени могли бы ничем не отличаться от своих сверстников. Более того, их семьи не имели возможности обеспечить ребятишек всеми теми благами, кои доступны почти любому ребенку в более-менее развитых странах. Маленьким Месси и Роналду ничего не оставалось, кроме как выгрызать славу и успех самим, им ничего не оставалось, кроме как, будучи влюбленными в игру, заставить ее работать на себя, заставить получать удовольствие от каждого касания мяча, от каждого удачного действия. Я думаю, парни были немало удивлены, когда потом эти старания принесли им огромную славу и огромные деньги, но при всем при этом, даже имея охренительные рекламные контракты, черт, они остались теми пацанами, которым каждое касание мяча по-прежнему приносит кайф. То дело, в которое они поверили. Хотите доказательства и примеры – смотрите на поле, когда играют эти поистине футбольные фрики.
После развала Советского Союза, имевшего какие-никакие достижения, пускай и не столь частые, зато значимые, пришла новая эпоха. Эпоха, когда люди дружно приветствовали очередного умственного и физического калеку, к тому же сильно пьющего, который зачитывал новые постулаты революции в новой уже стране. Мы по-прежнему оставались русскими, но русское, к тому моменту, в нас вытравливали уже 70 с лишним лет. Ничего удивительного: каток, прокатившийся по нации в виде массового геноцида русских, начавшегося с тупняка эсеров, которые вместо адекватного и планомерного построения жизнеспособного социализма, в 17м году подарили убогим большевикам право безнаказанно уничтожать интеллигенцию, продолжившегося сталинскими репрессиями, второй мировой (в которой многие лучшие на тот момент представители нации полегли под пулями ****ской идеологии двух усатых пидоров) и закончившегося полным развращением оставшихся в 80е-90е, не оставлял нам почти никаких шансов. И все же каким-то чудом мы еще говорим на своем языке, да. Немного отошли от темы что-то. Отошли, да не совсем.
Страна стала новой, страна превратилась в руины великой империи, а новые проблемы были по-старому неразрешимы. Теперь на первый план еще отчетливее выходили, конечно же, деньги. А что вы хотели - свобода капитализма с самым мерзким лицом, в которое любой может плевать сколько угодно. Но машина уже запущена и чтобы остановить ее, нужно как минимум знать, на чем ты поедешь дальше. А все попытки очеловечить вполне себе прогрессивный и спасительный социализм пока что являются лишь попытками деревянной палкой пробить бетонную стену. Ладно, вопрос идеологии и моего личного недовольства рыночной системой и денежными отношениями – это не совсем то. Проехали. В конце концов капитализм не делает уродами всех поголовно, он только помогает уродам отчетливее показать себя. Ну и заработать, ясное дело.

От новой формации не открестился и профессиональный спорт, в том числе и футбол. Лучшие поехали покорять Запад. И если у хоккеистов экспансия НХЛ в конечном итоге оказалась успешной, пускай и заключалась только в личных успехах, то многие воспитанники советской футбольной школы достаточно быстро вспыхнув, так же быстро погасали, играя за европейские команды. Проблемы начали возникать почти сразу. И как назло пришлись на тот период, когда, по мнению многих экспертов, в стране подрастало одно из самых ярких и талантливых поколений мастеров чуть ли не за всю историю советско-российского футбола:  финал ЕВРО-88, победа на олимпийских играх того же года… Прошло 5 лет, сборная удачно квалифицировалась на чемпионат мира 1994 года в США и тут как гром среди ясного неба - «Письмо 14». Отказ ведущих футболистов выступать на мундиале из-за чертовых финансовых разногласий. То самое яркое поколение своими же руками ломало свою спортивную карьеру. Об этом сказано слишком много, чтобы повторяться в очередной раз и выводить на чистую воду виноватых и зачинщиков.
Хуже, что, как мне кажется, именно тот эпизод положил начало формированию совершенно иного менталитета у наших доморощенных футболистов.
Можно и дальше в стиле программы «Намедни» вспоминать провальные и удачные игры и непопадания на различные мировые и европейские чемпионаты. Но смысла в этом мало.
Так уж вышло, что футбол обласкан намного больше, чем любые другие виды спорта. Но убогая политика Российской футбольной Премьер-Лиги и Российского Футбольного Союза, направленная на создание искусственных условий и непротиводействие вливанию в «футбольный бизнес» непомерных и неадекватных денежных потоков, приведших к извращенному существованию таких клубов, как вполне себе симпатичный ранее «Зенит» и никогда за свою 20-летнюю историю не удивлявший ничем «Анжи» являет нам результат того, что 17-летний пацан, сделав пару удачных финтов и забивший 1-2 случайных мяча, получает неограниченные финансовые возможности. Он уже счастливчик, и для него больше не имеет никакого смысла идти в жесткие стыки, не убирать ноги и выкладываться на поле, когда он знает, что даже сидя в запасе в клубе первого дивизиона, все равно обеспечит себя и всю свою семью на много лет вперед. И он, конечно, не станет тратить лишние силы, если он не фанат наподобие Месси и Роналду. Ха! В наших реалиях такое, чего уж, почти невозможно. Если Алан Дзагоев убедит меня в обратном – что ж, это будет отличным исключением из правил.
 Нам же, диким и увлеченным этой игрой идиотам, может казаться противоестественным и убогим такое отношение, такие правила игры. Но там, на поле, в офисах клубов и в кабинетах спонсоров – совсем другое мнение, совсем другие законы. Впрочем, футбольные реалии мало чем отличаются от социальных и политических. Это, вроде бы, совсем другие темы и совсем отдельные разговоры, хотя слишком очевидно их постоянное пересечение.
Однако, мы все выросли в нашей стране, и вон тот пузатый тип с нарисованным триколором на щеке, будь у него больше стремления, желания и удачи в свое время, сейчас бы, возможно, точно так же выходил на поле в каком-нибудь Нижнем Новгороде, получая за месяц годовую зарплату менеджера среднего звена и был бы вполне доволен жизнью, целиком соглашаясь при этом с Андреем Аршавиным, заявившим, что «то, что сборная не оправдала ваши ожидания – это ваши проблемы».
В нашей стране не будет футбола. До поры. Не потому что мы генетически не способны быть лучше многих, а потому что слишком устоялась паршивая тенденция: В Европе себе зарабатывают имя, а в России - деньги