Персидские мотивы

Виноградова Татьяна Евгеньевна
          Для Гёте энтелехия есть «момент вечности», который пронизывает тело жизнью.
          В современной натурфилософии энтелехией называют действенную мощь,
          которая не является такой слепой, как физические природные силы,
          а наполнена смыслом, как человеческие действия.
                «Философский энциклопедический словарь»

    

Всё в природе имеет телеологический, трансцендентальный, энтелехический (а вообще-то, такое прилагательное есть, а?) смысл (не, во: смысел).
И капелька росы, и розы лепесток, и пенье соловья, и кваканье жабья – всё, в Натуре, соответствует Великой Цели Продолженья Рода. Ибо заповедано: плодитесь и размножайтесь. А вот сирень, персидская к примеру, – никакого смысла не имеет.
Точнее, смысл её – в благоухании сладчайшем, в пленительном обмане – и всё тут. Отцветут небесными зёрнами (вариант: негасимыми зорями) налитые гроздья – и останутся висеть, – потухшие, поникшие, сморщенные, старческие, с бесполезными семенами. Мне недавно объяснили (не знаю, правда или нет): оказывается, сирень персидскую, прекраснейшую, аристократическую, вывели люди. Просто так, для красоты. Поэтому цвести она цветёт, а плодоносить полноценно  – не умеет. Не научили. Не сочли нужным. Может, просто забыли. Размножают её люди, черенками. И потому от аметистового пламени, от пышно вздымающихся пасмурно-лиловых волн остаются лишь ржавые скелетики, никчёмные огарки. Смысл сирени – в её роскошном запахе. И только. Продолжения не следует. Нет, постойте: ну, может, смысл ещё в пятилепестковом счастье: найти и сьесть. Дабы сбылось загаданное. Причем у персидской этих «пятючников»  - куда больше и чаще, чем у обыкновенной. Т.е. она – счастливее.
Вот теперь – точно всё.

И кошки тоже особого смысла не имеют. Особенно персидские, над коими человек изрядно поработал. То есть плодятся они, конечно, – это да! Но только так – тактически. А в стратегическом плане – ну куды их таких, приплюснутых, какой из них род-племя? Нос курносый, как у Павла Первого, дышит плохо, храпит, глазищи-лупетки на полмордашки взирают на мир удивлённо, собственная шерсть забивает тоненькое горлышко, а умываться-то, вылизываться всё равно надо, это ведь у кошек в крови, на то они и кошки… И шерсть-то вся спутанная, колтунами, – если хозяйка расчесать забудет. Да ещё из глаз коричневые слёзки вечно сочатся… Не кошка, а сплошное нежизнеспособное недоразумение.
Так в чём же смысл персидской <сирени> кошки? Девственницы и квартирной затворницы к тому же? – Всё очень просто. Смысл – в любви. Ей без нашей любви - не выжить.

…И вот когда эта аномальная пушистость, этот персидский <коврик> генератор шерсти,
глядит на вас своими златыми лупетками, и щурится, и нежно, почти шёпотом мурлычет,
а в вазочке рядом торчит, распространяя ароматы, персидская же, но сирень – вы наконец понимаете, в чём смысл жизни, и делаете глубокий вдох, погружая нос в сиреневое упоенье, а руки – в тёплое и нескончаемое кошачье руно.
Вот оно! Всё так просто! И все, и всё на свете, и – в итоге – даже мы сами суть частички Энтелехии. И все, и всё на свете, бесспорно, имеет смысел: нет – Смысл. Трансцендентальный, это да, но с Продолженьем Рода никак не связанный. Просто (по Стендалю): "красота есть обещание счастья".

Ласковая красота – это ведь тоже смысл, да?