ВЕК ЖИВИ ликбез-шутка

Петр Голубков
Я с детства помню слово «перманент*»
(Так дамская завивка называлась).
Потом, когда я был уже студент,
К нему и «перманентность**» приписалась,
Заполнив в моей памяти пространство,
Поскольку означала «постоянство»…
На склоне ж лет – настал такой момент,
Когда, незванно, к слову «перманентность»
Прибавилось словцо  «амбивалентность***»,
Точно завив мозги мне в «перманент»!
Теперь – считай, «психушки» я клиент…
* Перманент - химическая завивка волос.
** Перманентность (от лат. permanens - постоянный) - непрерывность, постоянство.
*** Амбивалентность (от лат. ambo - «оба» и лат. valentia - «сила») - двойственность отношения к чему-либо, двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.

Термин введен Эйгеном Блейлером. Он считал амбивалентность основным признаком шизофрении[1] и выделял три типа амбивалентности[2]:
1. Эмоциональную: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям).
2. Волевую: бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще.
3. Интеллектуальную: чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.
Его современник Зигмунд Фрейд вкладывал в этот термин иной смысл. Он рассматривал амбивалентность как сосуществование двух изначально присущих человеку противоположных глубинных побуждений, самыми фундаментальными из которых являются влечение к жизни и влечение к смерти.
В современной психологии есть два понимания амбивалентности:
1. В психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
2. В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром — только отрицательные, а сейчас - снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго». Такая смена отношения не считается признаком здоровой личности и может быть одним из симптомов шизофрении
Расщепление Эго (или просто расщепление) - психологический процесс, который можно коротко описать как мышление «в чёрно-белом цвете», иначе говоря в терминах крайностей: «хороший» или «плохой», «всемогущий» или «беспомощный» и др. Взрослый человек прибегает к этой защите, когда у него не получается привести в единое целое свой разрозненный, противоречивый внутренний опыт. Однозначная характеризация людей или социальных групп - возможный пример применения этой защиты. Предположение о том, что есть конкретные «плохие» люди, олицетворяющие «зло» и, соответственно, восприятие себя как «хорошего» человека - обладает значительной привлекательностью для большинства людей. Защита собственной самооценки - одна из причин такой привлекательности. Несмотря на очевидные искажения, вносимые в восприятие этой защитой, при использовании расщепления человек не перестаёт замечать «плохое», исходящее от того объекта, который он считает «хорошим» (и наоборот) как в случае идеализации или обесценивания. Вместо этого он, в зависимости от ситуации, мгновенно меняет своё представление об объекте на другую крайность так, будто бы меняются не представления, а сам объект. Именно это «расщепление» объекта на «только хорошего» и «только плохого» является главной характеристикой работы данной защиты. Например сосед, одалживающий дрель, может восприниматься как очень хороший, чуткий человек. При этом тот же самый, но «вчерашний» сосед, устраивавший у себя ремонт, мог быть врагом № 1 - этот опыт игнорируется, словно бы не имеющий отношения к хорошему «сегодняшнему» соседу.
Активное применение расщепления в повседневной жизни считают симптомом пограничного состояния психики. Люди с такими нарушениями нуждаются в специальной психологической помощи.[1]. Не рекомендуется классический психоанализ, т.к. уровень тревожности таких людей довольно высок.