Юнгам Северного флота посвящается

Станиславская Галина
Юнгам Северного флота (Соловецким юнгам ) посвящаются эти  материалы экскурсий, созданные мною и учащимися лицея № 369 Санкт-Петербурга  на основе собранных в музее "Юнги Северного флота" экспонатов.
Осенью 2009 года экспозиция музея «Юнги Северного флота» была демонтирована. Более 20 лет  музей воспитывал  патриотов, но оказался ненужным новому директору лицея, потому что не приносил прибыли.
В музее было большое количество действующих экспонатов, рассказывавших самым занимательным образом о флоте и  кораблях, мальчишки просто млели от счастья, прикасаясь к ним. Но их  демонтировали, как не приносящие дохода.

Экскурсии в музее вели школьники, ученики 5 - 8 классов, поэтому  материалы строго ограничены по объёму  в соответствии с  возрастными особенностями  детей.
22.06.2012 г.

Я обещала Миру Назибовичу Нигматуллину, Игорю Николаевичу  Максимову, Николаю Ивановичу Холодову и другим бывшим юнгам опубликовать эти материалы в память об их товарищах. Я обещала сделать это Ивану Игнатьевичу Ушакову , который много лет сотрудничал с музеем. Я просто обязана была опубликовать эти материалы ради настоящих людей - бывших юнгашей, а также потому, что это надо мальчишкам, которые музей считали родным.

После того, как уважаемых ветеранов директор приказал не пускать на порог лицея, они обратились с письмом к губернатору Полтавченко Г.С., после чего чиновники разных инстанций почти 4 ( четыре!) года решали вопрос о восстановлении экспозиции.

26.02.2014 г. Ура!
Благодаря бывшим юнгам и неравнодушным людям, не позволившим креативному директору уничтожить Память, музей возрождён! Сегодня этой радостью со мной поделилась Ольга Леонидовна Савинова, дочь основателя музея Леонида Васильевича Корякина-Черняка. Я очень рада, что справедливость и человечность восторжествовали. Поздравляю всех, кто причастен к судьбе музея "Юнги Северного флота"! Жаль только, что все экспонаты, подвергшиеся демонтажу, перестали быть действующими.

1. Основание  Школы  юнг  на  Соловецких  островах.
2. Как  стать  юнгой.
3. Как всё начиналось.
4. Чему и как учились юнги.
5. Командиры-наставники.
6. Шли  юнги  в  бой.
7. Итоги  работы  Соловецкой  школы  юнг ВМФ.
8. История  тельняшки, бескозырки, брюк  клёш.
9. Они   прославили  Россию.
   1)  Юнги, прославившие  Россию.
   2)  Валентин Саввич  Пикуль, великий  русский  писатель.
   3)  Борис  Тимофеевич  Штоколов.
10. История  создания музея «Юнги  Северного  флота».

  1.    Основание  Школы  юнг  на  Соловецких  островах.
       Шёл  1942 год… Июль  проходил  в  ожесточённых  схватках  с  гитлеровскими  захватчиками. Тяжёлые,  кровопролитные бои  шли  на  Севастопольском  участке  фронта,  на  Курском  направлении,  в  районах  Воронежа, Новочеркасска,  Ростова. Совсем  скоро  должна  была  начаться  битва  за  Сталинград.
       Вот  тогда-то, в июле  1942 года, на  советском  флоте  появилось  воинское  звание – юнга! Приказом  Народного  комиссара  Военно-Морского флота  СССР  адмирала  Николая  Герасимовича  Кузнецова  от  25  мая  1942  года  за  № 108  вводилось  в  действие  Положение о  юнгах  ВМФ. В  нём  говорилось: « В  целях  создания  кадров  будущих  специалистов  флота  высокой  квалификации  учредить в  Военно-Морском  флоте  институт  Юнгов. Прохождение  службы  юнгов  слагается: а) из  обучения  в  специальной  школе  юнгов  продолжительностью  12  месяцев; б) из  практического  плавания  на  кораблях  флота  до  достижения  призывного  возраста».
      Специальная  Школа юнг  ВМФ создавалась  при  учебном  отряде  Северного  флота с  дислокацией  на  Соловецких  островах.
      Какой  мальчишка  не мечтал  о  море, о  романтике  плавания! Какой  мальчишка не  смотрел  зачарованным  взглядом  на  матросский  клёш  и  ленточки  бескозырки!  Какой  мальчишка  в годы  Великой  Отечественной  войны  не  мечтал  попасть  на  фронт!  Сколько  пришлось  их  снять  с поездов, идущих на  запад! Все  они  стремились  туда, где  сражались  их  отцы и  старшие  братья.
      И  летом  1942  года  эти  мечты  стали  близкими  и  реальными, ведь  в  приказе  о  создании  Соловецкой  школы  юнг  говорилось: « Школу  укомплектовать  юношами  комсомольцами  и  не  комсомольцами в  возрасте 15-16 лет, имеющими  образование в  объёме 6-7 классов, исключительно  добровольцами  через  комсомольские  организации в  районах  по  согласованию с ЦК  ВЛКСМ».
« Из  принимаемого контингента  готовить  следующих  специалистов: боцманов  флота, рулевых, радистов, артиллерийских  электриков, мотористов, электриков». Именно  в  этих  специалистах  нуждался  советский  флот в  годы  Великой  Отечественной  войны.

2. Как  стать  юнгой.
          Летом  1942  года  началось  комплектование  Школы  юнг  ВМФ.  Несмотря на то, что решено было  широко  не  оповещать о  наборе  в  школу, « чтобы  не  вызвать  самовольных    поездок  молодёжи  на  флот», городские  и  районные  комитеты  комсомола  были  атакованы   тысячами  мальчишек, которые  принесли  заявления  о  приёме  в Школу  юнг  ВМФ.  Подросткам  грезились  романтика моря, подвиги, слава.
          Но  всё  было  иначе…Уже  при  поступлении в  Школу  мальчишки встречались  с  трудностями, а  иногда  и с крушением  надежд,  потому  что кроме  заявлений  нужно  было  предоставить:
1) выписку  из  ЗАГСа  о  рождении;
2) справку  о  состоянии здоровья;
3) справку  об  образовании;
4) автобиографию;
5) справку  с  места  работы о  согласии  отпустить (если  кандидат  работал).
        Преимуществом при поступлении в Школу юнг пользовались сыновья рядовых, старшин и офицеров ВМФ и Красной Армии, воспитанники детских домов, а также опекаемые дети.
        Отсев кандидатов был, в основном, по причине непригодности к службе на флоте по медицинским показаниям (слабые слух, зрение, рост ниже 150 см и т.п.)
        Несмотря на условия добровольности при поступлении в школу требовалось обязательное согласие родителей. Не каждая мать решалась дать такое согласие, ведь школа школой, а мальчишки, окончившие её, получали направления на боевые корабли.
         Ребят направляли в Соловецкую школу Московский, Кировский, Свердловский, Ярославский, Горьковский, Татарский, Куйбышевский, Сталинградский, Саратовский комитеты областных организаций ВЛКСМ.
         К 1 сентября 1942 года в Школу юнг было направлено 1192 человека. На 18 сентября 1942 юнгами ВМФ стали 1307 человек. Это был первый набор в школу.

      3.   Как всё начиналось.
         Жизнь в школе юнг оказалась несладкой. С романтическими иллюзиями пришлось распрощаться. Морская форма, выданная юнгам, огорчила  их: она топорщилась, свисала с худеньких плеч, немало пришлось потрудиться, чтобы форма стала придавать её обладателю бравый вид. А бескозырка! Многие мальчишки от обиды чуть не плакали: вместо длинных лент с якорями – аккуратный «девчоночий» бантик и надпись «Школа Юнгов ВМФ». Юнгам объяснили: право носить ленты и погоны ещё надо заслужить.
          С самого начала учёбы озорники и непоседы обязаны были подчиняться воинской дисциплине, ведь с момента зачисления в школу на юнгов полностью распространялось действие «Дисциплинарного устава ВМФ». И мальчишки зубрили уставы, занимались строевой подготовкой, несли караульную службу и чистили на камбузе картошку.
          И была ещё непомерно сложная задача: юнгам самим нужно было строить жильё для себя и помещения для учебных занятий.
          Для размещения Школы Юнг на Соловецких островах был выделен посёлок  Савватьево, в котором стояли полуразрушенное здание церкви, каменный корпус и бывшая деревянная гостиница, предназначавшаяся для богомольцев. Эти здания отвели под учебные корпуса, а юнги разбили палатки и принялись строить землянки. Им приходилось копать землю, корчевать пни, ворочать камни-валуны, валить строевой лес и таскать его на неокрепших плечах. «Вспоминается, как группа юнгашей (15-20 человек) тянут из котлована огромный камень, силёнок не хватает, плачут, а тянут…» - писал бывший комиссар школы юнг С.С. Шахов.
           Были построены учебные корпуса на 42 класса, небольшая баня, прачечная, клуб на 200-250 мест, жилой дом для семей офицеров, столовая на 500 мест, камбуз, хлебопекарня и санитарная часть.
           Жили юнги в землянках каркасного типа вместимостью 52 человека каждая с койками в 3 яруса и печками – буржуйками. Поначалу даже света не было, зажигали коптилки – железные чернильницы с фитилями, в которых в качестве «горючего» использовали рыбий жир, выдаваемый для смазки ботинок. Стены от такого «освещения» были чёрными. Позднее поставили движок и провели ток.
       Обычное меню в  школе  юнг было  таким: суп  из  трески,  каша  овсяная «и-го-го» или  суп  гороховый  и  соевая  каша. На  третье -  компот. И  три  раза в день -  отвар  из  хвои  перед едой  от  цинги. Очень  горький, противный, но  очень  полезный. Кто  не  пил – остался  без  зубов.
       Юнг  приучали  к  чистоте  и опрятности,  быстроте выполнения приказов. Чистота  на корабле   при  большой  скученности -  залог  здоровья  экипажа. Приборки (уборки) тщательнейшим  образом проверялись  старшиной. Переделывали  столько  раз, сколько надо  было до  наведения  блеска.

               
4.        Чему и как учились юнги.
          Обустроились юнги, и потекли напряжённые дни учёбы. Ребят разделили на 2 учебных батальона. В каждом батальоне – 3 роты. Роты делились на смены. В смене – 20-25 юнг.
            Под председательством начальника Школы юнг Иванова Николая Ивановича работала комиссия из 13 человек «для проверки прибывающих юнгов и распределения их по специальностям: боцман флота, рулевой, радист, артиллерийский электрик, моторист, электрик, торпедный электрик, боцман торпедных катеров, боцман надводных кораблей, штурман. Члены комиссии учитывали прошлую специальность, желание и наклонности каждого юнги.
            Учиться было нелегко.
            Занятия проходили в бывших монастырских кельях, переоборудованных в классы, и даже в землянках. Не хватало мебели, поэтому на занятиях в землянках юнгам приходилось сидеть на нарах. Трудно было с дровами. В холодных классах, случалось, и чернила замерзали, и ученики, чтобы согреться, притопывали ногами.
            Не хватало учебников. Нередко один учебник приходился на одну смену, то есть на 20-25 человек. Достать электролампу, 100 тетрадей или мел для доски подчас являлось неразрешимой проблемой.
            По учебному плану юнги изучали следующие предметы:
1. Специальность
2. Общевойсковая подготовка
3. Военно-морское дело
4. Общеобразовательные предметы: русский язык, математика, физика, география и черчение.
5. Политподготовка
      Программа годового обучения была объёмна, насыщенна и разнообразна.
      Бывший юнга Агафонов Ю.Н. вспоминал, чему учили его по специальности: «Мы, рулевые, изучали не только навигационные приборы, но и штурманское дело, хорошо умели вести прокладку курса с учётом дрейфа и течений. Учились определять место корабля разными способами. Учились корректировать навигационные карты. Вели метеонаблюдения и составляли синоптические карты. Учили флажный семафор и светофор».
       Юнги 2 и 3 наборов занимались строевой подготовкой (в первом наборе этой подготовки не было, так как юнгам пришлось заниматься строительными работами).
       Юнги несли караульную службу и полностью обслуживали себя. Кроме теоретической подготовки юнги участвовали в практическом плавании на мотоботе № 319 и транспортном корабле «Ударник», а также выходили в море на шлюпках под парусом и на вёслах. Эту практику, несмотря на мозоли, мальчишки очень любили. Юнги понимали, что без знаний, без специальных умений и навыков опытного, сильного и умного врага не победить, поэтому, как вспоминал юнга Я.К. Кобяков «учились хорошо, с душой и с чувством ответственности за то доверие, которое нам оказали, зачислив в школу юнгов ВМФ». Они серьёзно увлекались спортом: занимались боксом и гимнастикой, играли в футбол, волейбол и баскетбол на специально оборудованных площадках, зимой ходили на лыжах.

5. Командиры-наставники.

      Безусловно, огромная заслуга в обучении и воспитании юных моряков принадлежала их наставникам.
      Школа юнг ВМФ с июля 1942 по январь 1943 года возглавлялась капитаном второго ранга Ивановым Николаем Ивановичем, затем с января 1943 по июнь 1944 – капитаном первого ранга Аврамовым Николаем Юрьевичем, а с июня 1944 по октябрь 1945 года – Садовым Сергеем Никитичем.
      Первым военным комиссаром Школы юнг был Фёдор Семёнович Щигарёв, а с января 1943 года бессменным заместителем начальника школы по политической части являлся капитан третьего ранга Сергей Сергеевич Шахов.
      По штату на каждые 50 юнг выделялись один преподаватель – офицер, один старший инструктор и два инструктора (командиры смен), т.е. всего 30 преподавателей, 30 инструкторов – старшин и 60 инструкторов (командиров смен). Большинство из них имели высшее, неоконченное высшее и среднее специальное образование, остальные – среднее образование. Например, физику юнгам преподавал В.Г. Долгополов, окончивший механико-математический факультет МГУ.
       Преподавательский и инструкторский состав встретился со многими трудностями, одна из них заключалась в недостаточной теоретической подготовке воспитанников. Кроме того, впервые в истории Военно-Морских сил командиры, преподаватели и инструкторы приступили к обучению 15 – 17-ти летних моряков.
       Многие командиры и преподаватели школы участвовали в боевых походах Великой Отечественной: преподаватель Кириллов А.В. воевал в 1941-1942 гг. в составе батальона Морской пехоты Северного флота, Юшин И.И. – на знаменитом эсминце «Гремящий», Кулинич А.Н. участвовал в десантных операциях Северного флота и т.д.
       Строгими, требовательными и по-отечески заботливыми были преподаватели, со временем пришёл опыт воспитания юных моряков. Постоянно  внушали  юнгам, что  быстрота  и чёткость  при  выполнении, казалось бы,  незначительных  приказаний  приучает  быстро  и  чётко  выполнять любую  задачу, что жизненно  важно  для  моряков,  ведь  морской  бой скоротечен, и  побеждает  тот, кто  наносит удар  первым  и  чей  экипаж  действует  слаженнее,  а это  зависит  от  каждого  члена  экипажа.
       12 воспитателей юнг, среди них капитан-лейтенант Ольнев В.В., инженер-майор Ребудэ Г.З., старший лейтенант Нечитайлов П.С., за образцовое выполнение заданий командования были награждены орденами Красной Звезды. А шесть человек награждены медалью «За боевые заслуги».
        Но самой высокой наградой для преподавателей и воспитателей стала отличная служба их учеников-юнг на боевых кораблях в годы Великой Отечественной войны.

6.     Шли  юнги  в  бой.
            Школа юнг ВМФ посылала своих воспитанников на все флоты и флотилии Советского Союза.
            Первый выпуск юнг состоялся в сентябре 1943 года. Затем были выпуски 1944 и 1945 годов. За год учёбы ребята мужали, крепли, хорошо овладевали специальностями, но всё же они были ещё очень молоды.
            В день выпуска выпускников школы на плацу перед штабом знакомили с приказом наркома ВМФ о направлении юнг на флоты и флотилии. Каждому юнге вручалось свидетельство об окончании Школы Юнг, напутствовали командиры и воспитатели.
            Перед отъездом на корабли юнги давали клятву на верность своему воинскому долгу. «Родина! Великая Советская держава! В день отправки нас на боевые корабли приносим тебе свою клятву! Мы клянёмся с достоинством и честью оправдать оказанное нам доверие, умножать боевые традиции советских моряков, хранить и оберегать честь Школы юнг ВМФ.
            Мы клянёмся отдать все силы, отдать жизнь, если надо, за свободу и независимость нашей Родины.
            Мы клянёмся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха, не знать покоя, быть в первых рядах самых мужественных, самых смелых, самых храбрых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины».
            Непосредственные участники и живые свидетели событий военных лет подтверждают: «Юнги сдержали клятву. Проверку боем они выдержали». Преподаватели и воспитатели Школы юнг ВМФ старались поддерживать связь с выпускниками, знали, как они служат, радовались успехам и тяжело переживали потери.
            Свыше 4000 квалифицированных специалистов за три выпуска дала Соловецкая школа флоту. Более 1000 мальчишек погибло в боях за Родину.
             Подвиг юнги-моториста Саши Ковалёва стал легендой. Он участвовал в 13 выходах ТКА-209 по поиску кораблей противника и пяти минных постановках у береговых баз врага. За участие в этих боевых походах, за обеспечение безукоризненной работы моторов юнга Ковалёв 1 мая 1944 года был награждён орденом Красной Звезды.
             Бой, в котором Саша Ковалёв совершил свой подвиг, происходил 8 мая 1944 года. Сначала ТКА-209 потопил сторожевой катер противника. Юнга Ковалёв безукоризненной работой своего мотора обеспечил форсирование ходов ТКА в атаке и выходе боя. Потом снаряд попал в машинный отсек, и Саша был контужен, но, несмотря на это, отважно боролся с водой, поступавшей через пробоину. А когда во время атаки истребителями противника был пробит коллектор мотора, «юнга телом закрыл повреждение, из которого под давлением ключом била горячая вода и отходящие газы».
             В этом бою Саша Ковалёв погиб, но своим самоотверженным поступком он сохранил ход ТКА-209 и жизнь экипажа. Орден Отечественной войны I степени – посмертная награда герою.
             Юнга – пулемётчик Николай Портенко, служивший на Балтийском флоте лично сбил самолёт и поджёг катер противника, за что был награждён двумя боевыми орденами.
             Катерный тральщик, на котором служил рулевым юнга Саша Адволоткин, подорвался на мине. Оказавшись в холодной воде, верный флотской традиции «Сам погибай, но товарища выручай», он набросил свой спасательный круг на юнгу Сергеева, который был контужен взрывом, а сам поплыл к берегу. Но не доплыл…
             После гибели катера в Нарвском заливе попал в плен запевала школы юнг юнга
В. Лущик. Фашисты расстреляли его на острове Аэгна близ Таллина.
             Юнга боцман ТКА-114 Иван Зорин летом 1944 года, когда этот катер захватил небольшой корабль противника, первым бросился на абордаж. За этот подвиг он был награждён орденом Красного Знамени.
             В боях с японскими милитаристами участвовал выпускник Школы юнг электрик Владимир Моисеенко.
             В августе 1945 года он командовал группой моряков в боях на полуострове Колокольцева.
             После третьего штурма моряки захватили важную высоту, но на соседней был обнаружен блиндаж, из которого просматривались все подступы. Моисеенко под шквальным огнём японских пулемётов подполз с противотанковой гранатой к блиндажу и взорвал его. За время боёв на полуострове Моисеенко взорвал 8 дзотов и блиндажей, в одном из которых находился командный пункт японцев.
              Указом президента Верховного Совета Союза ССР от 14 сентября 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий в борьбе с японскими захватчиками и проявленный при этом личный героизм» Моисеенко Владимиру Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза.
              «Жаль, не все пришли с войны мальчишки,
                Жаль, не всех потом их ждал успех.
                Но они навек живые – в книжках.
                И, конечно, остров помнит всех».

       7.  Итоги  работы  Соловецкой  школы  юнг ВМФ.
        Главная  задача, которую  предстояло  решить  командирам, преподавателям  и воспитателям  Соловецкой  школы  юнг, была  предельно  ясно  сформулирована  в  приказе № 108  Народного комиссара ВМФ  СССР  Н.Г.Кузнецова  от  25  мая  1942 г: « Из  принимаемого  контингента  готовить следующих  специалистов: боцманов  флота, рулевых, радистов, артиллерийских  электриков, мотористов, электриков». То есть тех  специалистов,  в  которых  нуждался  советский  флот в  годы  Великой Отечественной  войны.
       Всего за  годы  Великой  отечественной  войны  школа  юнг ВМФ  обучила: радистов -  946  человек, рулевых – 35,  боцманов  надводных  кораблей – 411, мотористов торпедных  катеров – 717,  электриков  надводных  кораблей – 534,  артиллерийских  электриков – 3, торпедных  электриков – 139, боцманов  торпедных  катеров – 166,  мотористов-дизелистов – 124 и  штурманских  электриков -  50 человек.
        Таким образом, Соловецкая  школа  юнг ВМФ, развернув  подготовку  специалистов  различных  профилей, с  заданием  командования  справилась.
        В 1945  году  школа  юнг  с  Соловецких  островов  была  переведена  в  Кронштадт и  просуществовала  до 1952 года. Выпускники  школы  служили  на Балтике  и  на  всех  флотах и флотилиях  СССР. Затем  на  базе школы  юнг  открылась  мореходная  школа, которая готовила  и  готовит  специалистов  для  вспомогательного  флота: буксиров, рефрижераторов и т. п.
III. Страницы  истории  Российского  флота.
6. История  тельняшки, бескозырки, брюк  клёш.
                Тельняшкой нынче  никого не  удивишь: её носят моряки  и десантники, пограничники, военнослужащие Сухопутных  войск и  милиционеры… Но далеко не все  знают, как появился  на свет этот предмет  исконно  флотского  обихода.
                Тельняшка – бытовое  название тельника ,  лёгкой  морской  одежды, надеваемой  прямо на тело  трикотажной  рубашки  с  поперечными  белыми и синими полосами. Тельняшка  особо  любима  моряками.
                Появилась она  ещё  во  времена  парусного  флота. И  наилучшим  образом отвечала  потребностям  работы  с парусами. Матросы, одетые  в такую  рубашку, хорошо  просматривались с палубы на  фоне  неба, моря  и парусов. Любопытно, что  многие матросы  тогда вязали  тельняшки  сами, ведь  вязание  крючком  хорошо  успокаивало нервы  и  помогало  скоротать  однообразный  досуг  в кубрике.
                В  начале XVIII века  практически  во  всех  европейских  флотах  ввели  единую  форму  одежды, и  тельняшка  была  объявлена «вне  закона».Моряки  стали  носить казённое  бельё, узкие  брюки до  колен  с чулками, форменные  кафтаны  и высокие  шляпы, чем-то напоминавшие  цилиндры. Если  у  матроса  под  мундиром  обнаруживали полосатый  тельник, его наказывали.
                Тельняшку  реабилитировали только в середине XIX века, когда  в моду  вошёл  голландский  морской  костюм, состоявший  из короткого бушлата, синей  фланелевой  куртки  с глубоким  вырезом на  груди ( летом  носилась  белая  полотняная  куртка), тельняшки и  расклешённых чёрных  брюк.
                До появления  тельняшки российские матросы  носили фланелевые, тиковые и холщовые  рубахи, застёгивающиеся  до  горла. Есть  романтическая  версия появления  тельняшки  на  российском  флоте: согласно  этой  версии её  ввёл ( позаимствовал в Голландии) Пётр I, чтобы  матросы  были  хорошо  видны  на  фоне  парусов  при выполнении такелажных  работ. Быстро  выяснились  и её  преимущества: тельняшка  хорошо  сохраняет  тепло, плотно  облегает  тело ( не  мешает  работе  на парусах), не  стесняет  движений  и быстро  сохнет. Кроме  того, тельняшка  хорошо  видна, если человек  оказался  за  бортом.
                Сегодня  флотская  тельняшка – самый  узнаваемый  атрибут  морской  формы, более  известный, чем  бескозырка, бушлат  или  брюки-клёш. Между  тем «морская  душа»( так  назвал  её  писатель-маринист Леонид Соболев) стала официальной  одеждой  российского матроса  всего  134  года  назад.
                Проектов  лёгкой, удобной  рубахи, отражающей  символику флота ( начиная с 1866 года) было в Российской империи несколько. Но  лишь 19 августа 1874 года «Государь  Император Высочайше  утвердил Положение о довольствии команд  Морского ведомства по  части  амуниции  и  обмундирования». Новая  форма  была  введена  по инициативе  великого  князя  Константина  Николаевича. Тельняшка  в приложении описывалась так: «Рубаха  вязаная  из  шерсти пополам  с бумагою; цвет  рубахи белый с  синими  поперечными полосами, отстоящими  одна  от другой  на  один  вершок ( 44,45 мм) Ширина  синих  полос – четверть  вершка. Вес  рубахи  полагается  не  менее 80  золотников…» Поперечные синие  и  белые  полосы  соответствовали  цветам  русского  военно-морского Андреевского  флага. Вместо узких  кителей с  высокими  стоячими  воротниками  русские  матросы  стали  носить удобные  фланелевые  рубахи с вырезом  на груди. Под  «фланку»  и надевалась тельняшка. Документ  закрепил  уже  сложившееся: тельняшка  обтянула  жилистые торсы русских  моряков  чуть раньше – в 1860-м, после Крымской  войны.  Поначалу  тельник  был  всего-навсего модным  среди  моряков  предметом  одежды. Из рапорта капитана 1 ранга Федоровского в  канцелярию  Морского  министерства: « Нижние  чины…преимущественно  надевали  их  в  воскресенье и  в  праздничные  дни  при увольнении  на берег…и во всех  случаях, когда  требовалось быть щёгольски  одетыми…»
                Эти «щёгольски  одетые» переносили любые  штормы, были  отважными  в бою, умели  наводить ужас на врагов России.  Вспомним  моряков, защищавших  Москву и Ленинград, Одессу  и Севастополь, Сталинград. Сняв  бушлаты, оставаясь  в одних  тельняшках, они  бесстрашно  шли  в  штыковые  атаки, всё  сметая  на  своём  пути. Недаром  гитлеровцы  называли  их «полосатыми  дьяволами»  или  «чёрной  смертью»(если  шли  в атаку  в чёрных  бушлатах), а появление  моряков в тельняшках на  фронтах  Великой  Отечественной  войны  вызывало  панику  в рядах  фашистов.
                Эта  непритязательная , на  первый взгляд, одёжка  особым  образом  сплачивала  моряков, они  считали себя  братишками и  хранили  верность боевому  братству, независимо от  того, каких добивались наград  и  званий.
                Если  померить  полоски  на нынешних  тельняшках, то  они  заметно  разнятся с  образцом, утверждённым Высочайшим  указом от 19 августа 1874 г.( только  в 1912 году  ширина  полос  на тельняшке стала  одинаковой, каждая  по  четверти  вершка ( 1 сантиметр ) Но от  этого современная  тельняшка  не  перестаёт  быть хранительницей  замечательных  морских  традиций, она  столь  же  любима  моряками, как и сто тридцать  четыре  года  назад. Повторяя  цвета  Андреевского  флага, тельняшка  напоминает  моряку  о  море и корабле, о том, что он- сын великой  морской  державы и продолжатель славных  дел своих  предшественников-  российских  моряков.
               
VI.    Они   прославили  Россию.
   1.  Юнги, прославившие  Россию.
Юнги не только бесстрашно воевали. И после Великой Отечественной войны они не забыли свои клятвы и продолжали хранить, оберегать и умножать традиции школы юнг ВМФ, честь для них всегда была превыше всего. Они и после войны поддерживали друг друга, создав советы ветеранов юнг в Москве и в Ленинграде (Петербурге), юнги-ветераны не только встречались, но и активно участвовали в военно-патриотическом воспитании молодёжи.
            Известными всей стране людьми стали бывшие юнги Борис Штоколов, Валентин Пикуль, Юрий Воронов, Вадим Коробов, Василий Копытов, Борис Смирнов, Михаил Герман. Служивший в конце войны на Балтике на крейсере «Киров» торпедным электриком Борис Штоколов стал Народным артистом СССР, его знаменитый бас звучал в самых престижных залах, на самых известных сценах.
            Путь от юнги до адмирала прошли Юрий Воронов, Вадим Коробов, Василий Копытов, Борис Смирнов.
            Учёный Михаил Герман преумножил славу российской науки.
            Писатель Валентин Пикуль вспоминал: «Я был демобилизован до матроса. В документах указано моё первое и последнее звание – юнга!... Конечно, не я принёс Родине Победу. Не я один приблизил её волшебный день. Но я сделал, что мог. В общем прекрасном пиру Победы была маленькая капля и моего мёду».
               
          2.   Валентин Саввич  Пикуль, великий  русский  писатель.
      Родился  будущий  писатель  13  июня  1928  года в  селе  Каргалык  в  семье  матроса. Семья  перебралась  в Ленинград, отец служил  на  Севере. 22  июня  1941г. германские фашисты  напали на СССР. Самую  страшную  блокадную зиму 1941-1942 г.г. тринадцатилетний Валя  прожил в Ленинграде, а в 1942 г. был  эвакуирован и  решил  пробираться  к  отцу  на  Северный  флот.
      О  том, как  складывалась жизнь  мальчишки  Вали Пикуля  после  эвакуации  из  блокадного  Ленинграда,  рассказывает  его  книга  «Мальчики с бантиками».
      Валя  нашёл отца, но отец, комиссар  батальона  морской  пехоты, был  направлен  на  передовую, где  погиб  в боях  за  Сталинград. А перед  отправкой  на  фронт  отец  благословил  сына на  учёбу  в созданной  в  1942 году Соловецкой  школе юнг ВМФ.
      Валентин Пикуль с  пятью  классами  образования  стал  юнгой 1 набора,  прибыв  в  школу  юнг  из Северодвинска. Именно этим  мальчишкам, первым  соловецким  юнгам, пришлось  вынести  все  тяготы обучения  одновременно с обустройством  на Большом  Соловецком  острове, именно о юнгах  первого  набора, их  преподавателях  и воспитателях, о  трудностях  и  радостях  их  военной  юности  рассказал Валентин  Пикуль в «Мальчиках  с бантиками».
       После  12  месяцев  обучения  в  Соловецкой  школе  с  15  лет  будущий  писатель  начал  службу  на  Северном  флоте  юнгой  на  корабле. В 16  лет  стал  командиром  боевого  поста, позже -  штурманским  электриком.
       После   войны, не  имея  высшего  образования, а  только  активно  занимаясь  самообразованием, Валентин  Пикуль  решил  посвятить себя  литературной  деятельности. В  течение  нескольких  лет  искал свой  путь, писал  стихи, рассказы, обращаясь к  истории Севера, а  затем – к истории России. Работал  без  выходных  и  отпусков, как  на  войне. Собирая  необходимые  материалы  по  истории, стал  обладателем  уникальной и обширной ( 11  тысяч  томов)  библиотеки. Но самый  первый  свой  роман «Океанский  патруль» посвятил начальнику  Соловецкой  школы юнг  Николаю  Юрьевичу  Авраамову . А  затем  начал  работать  и  над  первым  историческим  романом – « Баязет», вышедшим в  свет  в 1961 году. Затем  последовали романы «Париж  на  час» (1962), «На задворках  великой  империи» (1964), «Из  тупика» ( 1968), «Реквием  каравану PQ-17». В  1971  году  в  журнале «Звезда»  был  опубликован роман Пикуля  «Пером  и  шпагой».
        Работоспособность  писателя  была  уникальной.  Все  его  книги пользовались  огромным  успехом, популярность  Валентина  Саввича  у  читателей  была  необыкновенной.
        В 1974 году увидел  свет  роман «Слово и дело». В 80-х годах ХХ века  появились  романы «Три  возраста  Окини-сан», «Фаворит», «Честь  имею». Перу  Валентина  Пикуля  принадлежат романы «Битва  железных  канцлеров», «Нечистая  сила».
        В  1983 году  пишет «Миниатюры», своеобразные  маленькие романы.
        К сожалению, Валентин Саввич из  Ленинграда, где  он  жил  и работал  в  доме 16 на  4-ой Красноармейской  улице, вынужден  был  переехать в Ригу. Именно  там  титанический  труд  писателя  был  прерван  смертью 17  июля  1990 года.
       Там, в  Риге, а  не на  родине  писателя, находится  уникальный  архив  замечательного  сына  России  Валентина  Саввича Пикуля .Вдова  писателя Антонина  Ильинична  делает  всё  возможное  для  его  сохранения  и  не  прекращает  попыток  вернуть  его  в  Россию, однако  пока  эти  попытки  не увенчались  успехом.
        Но  память о  писателе не  умрёт, ведь  произведения  его любимы, а  потому –
 бессмертны.

3. Борис  Тимофеевич  Штоколов.
           Борис  Тимофеевич  Штоколов  родился 19 марта  1930  года в  г. Кузнецк  Кемеровской области.
Отец  Тимофей  Ильич, мама  Елизавета  Ивановна. «В 1938  году  отца  по  ложному  доносу лишили  партбилета  и  объявили  врагом  народа. Он успел, схватив  в  охапку  всё  семейство- жену  и  ораву детей, уехать добиваться  справедливости…Долго  ли, коротко ли, но  отца  восстановили  в партии, и  он  получил  назначение  в  Пермь. А  тут  скоро  началась  война. Отец  добровольцем  ушёл на фронт, наказав  мне, одиннадцатилетнему  мальцу, беречь  мать, брата  и  сестёр… Летом  1942 г. мать получила  извещение о том, что  отец  пропал  без  вести. Так  мы,  пятеро  детей, остались полусиротами,»- вспоминал  Борис Тимофеевич. « Было  голодно, и я – «глава  семейства» -  стал  воровать  из  товарных  вагонов  на  станции  Сортировочная  жмых. Ели  мы  его  с наслаждением, как  пирожное… Осенью  1944 года  всё  бросил из-за голода  и  уехал  в школу  юнгов  Северного  флота, которая  находилась  в  Белом  море  на  Соловецких  островах».
            Борис  Штоколов  стал  юнгой  третьего набора, торпедным  электриком. Но  воевать ему  не  пришлось: 9  мая  1945  года  Великая  Отечественная  война  советского народа  против фашистской
Германии  завершилась Великой  Победой. Поэтому  после  окончания  школы  юнг Борис был  направлен в  Кронштадт на  эсминец  «Строгий», позже – на эсминец «Стройный», а  потом  служил  на  крейсере «Киров». Участвовал  в первом послевоенном  морском  параде  в  Ленинграде  на  Неве 7 ноября 1945 г. Эсминец, на котором  служил  тогда Борис Штоколов, стоял  напротив  «Медного всадника», и  Борис  с  восторгом глядел  на  дивный  город, на  Исаакиевский собор, на Дворцовую  набережную…Но не  мог даже  представить, что  будет жить и петь в  Ленинграде,  в Кировском  театре (с 1959 года), станет  Народным  артистом  Советского  Союза, а  его  голос будет  звучать на самых престижных  сценах  страны  и мира.
          А  пел  Борис  всегда  и  мечтал  учиться  пению.
          « В  дверях  появился  очень  высокий  и очень  тонкий молодой  человек. Смущаясь,  рассказал, что  в  войну  был  юнгой  на Соловецких  островах, потом  служил  на  крейсере «Киров».
Недавно  приехал в Свердловск  учиться  петь. И  ещё  сказал, что очень  любит  искусство Фёдора  Ивановича  Шаляпина, собирает  его пластинки, стремится подражать  великому  певцу и, если  мы  позволим, покажет, как у него  получается… Молодого  человека  звали Борис  Штоколов… Скоро  он  стал  солистом Свердловской  оперы, а  затем на  многие  годы – солистом Ленинградского  академического театра  оперы  и балета  имени С.М.Кирова».
 
          
      
       VII.    История  создания музея «Юнги  Северного  флота».
              В феврале 1986 года  организатор  внеклассной  работы  школы № 369 Татьяна  Васильевна  Овечкина  выступила  с инициативой  создать  школьный  музей, увлекла  планами старшеклассников. Идея  создать  музей, посвящённый  Соловецким  юнгам, возникла не  случайно, ведь  в школе  работал  военрук, участник Великой Отечественной войны, капитан I ранга, бывший юнга второго набора  Соловецкой школы юнг ВМФ Леонид Васильевич Корякин-Черняк. По его предложению  учебному классу, который ещё предстояло отремонтировать и оборудовать, дали название: «Музей Соловецких юнг ВМФ». Привести его содержание в соответствие с названием будущего музея было не так-то просто. На какую-либо финансовую поддержку рассчитывать не приходилось. Спонсорство в его нынешнем понимании ещё не было в моде. Вся организаторская и творческая работа строилась на одном энтузиазме и, как любил говорить Леонид Васильевич, «в системе хороших взаимоотношений между людьми». Ремонт и приведение в порядок помещения, изготовление эскизов и стендов взяли на себя учащиеся во главе с Александром Романчуком.
              Леонид Васильевич обошёл и объехал десятки разных учреждений и организаций. Пришлось постучаться во многие кабинеты в поисках экспонатов, оборудования и расходных материалов. Он с удовлетворением вспоминал, что везде к его просьбам относились с пониманием, помогали, кто, чем мог. В числе содействовавших  созданию музея были: Ленинградский совет юнг-ветеранов ВМФ, Ленинградская военно-морская база (политотдел, отделы связи, гидрографической службы, аварийно-спасательной службы), завод «Феррит Прибор» (бывший шеф школы № 369), ВВМУРЭ им. А.С. Попова, Центральный военно-морской музей, Российский государственный архив ВМФ.
               Воодушевлённые идеей создания музея Леониду Васильевичу помогли ветераны-юнги: Игорь Георгиевич Гаврилов, Арнольд Павлович Лялин (почётный радист СССР, исполнитель всех радиоэлектронных работ в музее), В.А. Никитин и Лев Николаевич Дувалин (фотоработы). Сообща разместили корабельные приборы, мореходные инструменты, различные устройства, причём с таким расчётом, чтобы всё, что удалось достать, было не просто расставлено, разложено и развешано, но было бы действующим на оборудованных рабочих местах. Посетители с помощью экскурсоводов  могут сами поработать на тренажёрах, с датчиками кода Морзе, с автоматическим радиопеленгатором, корабельными радиоприёмниками, навигационным эхолотом.
                1-ая, неполная,  экспозиция  была  торжественно  открыта  8 мая  1987 года, а  основная  экспозиция  приняла  первых  экскурсантов через  год – 7 мая 1988 года. С  тех  пор в музее  побывали  тысячи  гостей – и школьников, и  взрослых, наших  земляков  и  соотечественников и даже зарубежных  гостей- ветеранов  Северных  конвоев. И  все  они  благодаря  музею  открыли  для  себя  замечательные, но  многим  неизвестные  страницы  истории  Великой  Отечественной  войны, посвящённые юным  защитникам  Родины, доблестным  морякам -  настоящим  патриотам.
                Источники:
экспонаты музея, архивные материалы музея, воспоминания бывших юнг.

22.06.2012 г.