У каждой народной песни был свой автор!

Эдуард Кукуй
"У каждого человека было имя"- основа деятельности музея "ЯД ВА ШЕМ" в Иерусалиме-
восскресить имя каждого из 6 000 000 сгоревших в пламени Катастрофы. На сегодншний день
восскресена память почти 4-х млн. жертв- детей, женщин, стариков(отдельно- память 500 000
погибших воинов-евреев из 1 500 000 сражавшихся в Красной Армии и армиях союзников).

Но здесь о другом. Только прослушал по радио передачу о Леониде Гофмане, технаре, 1935г
рожд., свыше 30 лет занимавшегося необычным хобби- воскресением авторов текстов и музыки
любимых русских НАРОДНЫХ ПЕСЕН_
"У каждой народной песни БЫЛ СВОЙ АВТОР!"

"Не брани меня родная, что я так люблю его"...
"Что шумишь, качаясь"...(Суриков лишь окончательно обработал)
"Живёт моя отрада"
и многие др., где авторы первоначальных текстов  были неизвестны или считались народными.

Понадеявшись на интернет, ничего не записывал- ведь там всё есть!
Но единственное, что нашёл привожу, хотя это не по той теме

 
Главная » 2012 » Март » 4 » ЛЕОНИД ГОФМАН. Любимые герои.

ЛЕОНИД ГОФМАН. Любимые герои.
Материал добавил Matilda 
Книгу Леонида Гофмана  "Любимые герои" мы будем печатать небольшими фрагментами.
Ее автор - человек увлеченный, творческий, трудолюбивый и деятельный.
Эта книга была его заветной мечтой, которую ему удалось воплотить в жизнь, что получается далеко не у каждого. Однако по состоянию здоровья сам  он не может работать на компьютере, ему трудно общаться виртуальным  способом. Его доверенным лицом выступает его друг Виталий Херсонский, выразитель его мыслей и мнений, который будет помогать Леониду и в дальнейшем.
От редсовета
Ирина Лейшгольд

                Предисловие

   Книга, фрагменты которой предлагаются читателям "ЛИТТЕРЫ", не нова по жанру - жизнеописания великих людей. Но она существенно и, на мой взгляд, выгодно отличается лаконичностью, что весьма ценно по нынешним информационно перенасыщенным временам.

В  книге Л.Гофмана тридцать биографических зарисовок с хронологией от V века до н. э. (Перикл, Сократ) до ХХ века (Жаботинский, Экзюпери).
Хотя имена персонажей этих мини-очерков у всех на слуху, главное  достоинство - подход автора к их созданию: в них ни капли "воды", только яркие факты биографий героев  и их наиболее интересные высказывания.

В начале каждой новеллы даётся краткое представление героя - кто он, когда и где жил, с чем вошёл в историю цивилизации, а дальше главное:  подтверждение величия и нравственности - яркое деяние, мудрая цитата и обязательно один или несколько малоизвестных фактов биографии, которые позволяют в могущественном правителе, знаменитом политике, великом учёном, поэте увидеть Человека - его  душу, доброго отца, нежного мужа. Эти штрихи снимают глянец величия,  и делают героя истории живым, привлекательным, любимым, что и заявлено в названии книги.


Меня, автора этого вступительного слова, связывает с Л.Гофманом тридцатилетнее профессиональное сотрудничество и творческая деятельность в днепропетровском Доме учёных. В 1992 году, через год после репатриации, мы вместе с солистом оперы прекрасным баритоном Владимиром Жмурко при содействии израильской поэтессы и общественной деятельницы Яффы Цинс показали в Израиле программу «Забытые авторы народных песен» (по  книге Л.Гофмана). В начале 2000-х Гофман осуществил свой давний замысел: написал  книгу «Любимые герои», три главы из которой и предлагаются вниманию читателей сайта «Литтерра».

Виталий Херсонский


                Перикл
(ок. 495 – 429 до н.э.)
Вождь афинскои; демократии, стратег (главнокомандующии;). С ним связано понятие «золотого века». За ораторскии; дар его прозвали «Олимпии;цем». Среди друзеи; Перикла были «отец истории» Геродот, «отец медицины» Гиппократ, величаи;шии; драматург Софокл, гениальныи; скульптор Фидии; (автор «Зевса», одного из семи чудес света) и мыслитель Сократ. Это был правитель кристальнои; честности, отзывчивыи; и справедливыи;. При Перикле Афинская держава достигла своего могущества и непревзои;де;ннои; красоты великого города.
Пери-кл(ес) – со всех сторон слава.
Плутарх писал о Перикле: «...Известное его прозвище, наивно-горделивое, заслужено им и не может возбуждать ни в ком зависти единственно потому, что Олимпии;цем прозван человек такои; доброи; души, жизнь которого, несмотря на его могущество, осталась чистои; и незапятнаннои;».
Перикл в разговоре однажды сказал: «Я никому никогда не мщу. Я только хочу понять оскорбившего меня человека».
Перикл, обращаясь к своим соотечественникам, говорил: «Мы занимаемся философиеи;, не утрачивая мужества».
Злобные и мстительные враги Перикла добрались до его жены, изумительно красивои; и умнои; Аспазии (достаточно сказать, что Сократ объявил себя первым учеником этои; женщины). Ее; обвинили в безбожии, безнравственности, сводничестве и еще; в подобных грехах. Аспазии грозила серье;зная кара. На защиту горячо любимои; женщины встал сам Перикл, употребив все; свое; красноречие. Судьи внимательно слушали его. Но вдруг они замерли от неожиданности. Вождь афинскои; демократии, отважныи; воин, не раз смотревшии; смерти в глаза, сквозь сле;зы говорил последние слова. Аспазию оправдали.
Страшная эпидемия чумы поразила Элладу. Люди в поисках спасения ползли к статуям богов и умирали у их подножии;. И перед толпои; обезумевших от смертельнои; опасности греков появился Перикл. Тысячи рук потянулись к нему, видя в не;м спасителя. Когда эпидемия стала уже угасать, благодаря врачебному могуществу Гиппократа, последнеи; жертвои; чумы оказался Перикл.
Умирая, Перикл позволил на шею надеть амулет, хотя не верил в приметы: «Как же мне плохо, если я терплю такую нелепость».
Рядом с умирающим Периклом собрались самые уважаемые и знатные афиняне. Восторженно говорили о его делах, которые прославят его имя в веках. Казалось, что Перикл уже не слышит их. Он лежал с закрытыми глазами. И вдруг раздался его слабыи; голос:
«Не это все; главное. Ни один афинскии; гражданин из-за меня не надел че;рного плаща» (т.е. не был казне;н).
В 486 г. до н.э. во время греко-персидских вои;н, когда Афинам грозила смертельная опасность, все; население, в основном, старики, женщины и дети, было погружено на корабли и отправлено на противоположныи; берег залива в Пелопоннес и на острова Саламин и Эгину. Собаки, для которых не было места на кораблях, подняли вои;. И вдруг вдогонку за корабле;м прыгнула одна собака. Приплыла к спасительному берегу и упала замертво. Потрясе;нные жители поставили собаке памятник, которыи; простоял несколько веков и носил название «Киносема». Это была собака Ксантипа, отца Перикла.


                ФРАНСУА ВИЙОН
(1431/1432 - ?)

Французскии; народныи; поэт. О не;м сохранилось до обидного мало сведении;. Он ве;л беспутную, скитальческую жизнь, нередко сидел в тюрьме, и мы знаем о Вии;оне, в основном, из судебных протоколов. Это не помешало ему сказать: «Я был всегда весельчаком».
Но с другои; стороны – выпускник Сорбонны, магистр искусств. Он владел всеми поэтическими средствами и, что самое необычное для средневековья, писал с теплотои; и искренностью. Когда в 1533 году Клеман Моро издавал его произведения, он пользовался вариантами из уст стариков, которые знали стихи любимого поэта наизусть.
Среди главных сочинении; Вии;она «Малое завещание» и «Большое завещание», где он, нищии;, в шуточнои; и язвительнои; форме раздае;т наследство всем людям, которые встречались на его пути. Это, по сути дела, энциклопедия нравов и обычаев тои; эпохи.
Ценили Вии;она и с теплотои; отзывались о не;м Мольер, Бомарше, В. Гюго...
Современныи; исследователь творчества Франсуа Вии;она Е. Витковскии; пишет: «...мы знаем, что он бессмертен».
Общественныи; деятель и писатель Владимир (Зеев) Жаботинскии; занимался творчеством Вии;она в 1914 году. Его переводы отличаются точностью, сопереживанием и какои;-то особои; музыкальностью. Он, среди прочих, переве;л одно стихотворение, покоряющее своеи; добротои; и сочувствием. Вот его история.
Старушке надоело молиться Богородице, без конца повторяя заученные слова. Еи; хотелось таких проникновенных и убедительных выражении;, чтобы растопить душу Божьеи; матери и добиться спасения. Она обратилась к сыну. На счастье, ее; сыном был признанныи; и лучшии; поэт тысячелетия.

Старуха я из бедного квартала.
Неграмотна, живу по старине;
Но ад и раи; я знаю, все; видала,
Все; красками в соборе на стене:

Те – с арфами, а те горят в огне.
Гляжу на тех – дрожу; на этих – рада.
Даи; радости и мне, спаси от ада
Усталую и горькую сестру,

А если я прошу не так, как надо,
Так верю я, так, веря, и помру.

За уличную драку, в которои; Вии;он, как впоследствии выяснилось, не участвовал, он был приговоре;н к казни через повешение. Коротая время в ожидании виселицы, Вии;он написал едва ли не лучшее из своих стихотворении; - «Балладу о повешенных», первое из переведе;нных на русскии; произведений Вийона.

Не будьте строги, ме;ртвых осуждая,
И помолитесь господу за нас.

А в знаменитом переводе Ильи Эренбурга русскому читателю явилось это четверостишие. Трудно убедить себя, что эти стихи написаны без лукавои; усмешки:

Я – Франсуа, чему не рад! –
Увы, жде;т смерть злодея,
И сколько весит этот зад,
Узнает скоро шея.

Смертныи; приговор был замене;н ссылкои;, и в три дня Вии;он должен был покинуть столицу. Больнои;, истоще;нныи;, без гроша в кармане тридцатилетнии; поэт уходил из Парижа в безвестность. Какая же судьба жде;т тебя, мэтр Франсуа Вии;он?

                Фритьоф Нансен
(1861 – 1930)

Полярныи; исследователь, государственныи; деятель, лауреат Нобелевскои; премии мира, доктор зоологии, 12- кратныи; чемпион Норвегии по лыжам и чемпион мира по конькам.
Первым в мире пересе;к Гренландию и более всех приблизился к Северному полюсу.
В 20-х годах прошлого столетия, когда после Первои; мировои; вои;ны толпы перемещенных лиц и беженцы оказались без паспортов, Нансен с разрешения Лиги Нации; вве;л «нансеновскии; паспорт». Миллионы людеи; были спасены. А в голодные годы Нансен отправлял поезда с продовольствием в Россию. Имя этого человека открывало любые двери.
Один из руководителеи; Лиги Нации; Бэкеи;р сказал: «Нет ни однои; страны на европеи;ском континенте, где матери и же;ны не плакали бы от благодарности за сверше;нное Нансеном».
Сыну Нансена Аасмунду 12 лет. Его поразила болезнь мозга. То был любимыи; сын, и отец делал все; возможное для спасения его жизни. Но тщетно. Дрожащеи; рукои; Нансен записал в дневнике: «Сегодня Аасмунд умер так же тихо, как он жил... Утром ему было лучше, но затем стал дышать медленнее и медленнее, пока не уплыл в великии; покои;... Такого трогательного ласкового и хорошего, как ты, я не знал никого. Твоеи; последнеи; мыслью было, чт; ты сможешь подарить своим братьям и се;страм, когда поправишься. Ты был слишком хорошим, чтобы жить... Более чистая душа никогда не жила. И поэтому ты умер. Лучше бы это был я, а ты смог остаться жить, чтобы показать миру, что такое хорошии; человек».

                Владимир (Зеев) Евгеньевич Жаботинскии;
(1880 – 1940)

Крупнеи;шии; сионист, мечтавшии; о создании в Палестине евреи;ского государства с евреи;ским большинством. Безмерно талантливыи; человек. Политик, философ, журналист и переводчик, владеющии; десятками языков; писатель, о котором Куприн говорил, что «он может вырасти в орла русскои; литературы». Жаботинскии; по праву считается отцом организации Беи;тар – союза евреи;скои; молоде;жи.
Пророк. Он писал в 1938 году, что евреи;ское государство будет создано в ближаи;шие десять лет. Предвидел, что на евреев Восточнои; Европы надвигается катастрофа. Активныи; сторонник вооруже;ннои; борьбы.
Когда Жаботинскии; был в Польше в 1936 году и предлагал евреям эвакуироваться в Эрец-Исраэль, то все сионистские организации называли его «врагом евреев». Это лишь один драматическии; штрих из множества подобных в политическои; судьбе Жаботинского.
Незадолго до своеи; смерти Жаботинскии; с горечью сказал: «Я всегда что-то говорил и всегда натыкался на сопротивление... И так каждыи; раз. Если бы я был моральным банкротом, я обязан был бы сдаться и сказать: вижу, я ошибся, что был слеп... Но все эти годы за мнои; гонятся как проклятие слова: он был прав».





    1 Matilda   (05.03.2012 00:01)
Представляю нашим читателям труд Леонида Гофмана "Любимые герои". Как я писала в преамбуле к публикации, мы будем давать небольшие порции из этой книги, поскольку в ней 30 героев.
Естественно, о каждом из них можно найти в интернете гораздо больше, но заслуга Леонида именно в краткости представления и определенном отборе данных. Материалом удобно пользоваться, если нужны данные о той или иной исторической личности: годы жизни, деяния, которые сделали этого человека знаменитым, его "крылатые слова", вошедшие в историю, факты его биографии.
Ирина Лейшгольд

***
Указанной книги в интернете нет, если кого заинтересует тема- возможно найдёт или книгу,
или какие доп. данные из интернета.

.........................................
P.S.
http://www.stihi.ru/2012/06/10/2162

Интересна истории вальса "Амурские волны", песенки "В лесу родилась ёлочка" и мн. других
как взаимопроникновение культур народов...