музыкальное надгробие

Ян Сикоревич
глава из романа-фантастики и приключений
"Альтернативный приговор"  http://proza.ru/2012/06/19/2038

Артист сидел, удобно развалившись в старом кресле, умело расслабившись. Он сидел без мыслей, упершись пустым взглядом в пятно на стене.Усталость после тяжелого концерта настолько придавила его  к креслу,что, казалось, он раздавит его тяжестью своей послеконцертной опустошенности. Ни о чем не думалось,ничего не хотелось, вот только бы так сидеть молча  и быть вне пространства и времени. Ни одна мысль  даже не пыталась пробиться  сквозь пелену туч усталости и аппатии и безразличия ко всему.Для чего, почему он отдал столько сил этому своему юбилейному концерту? Прошло не более часа с того момента, когда люди с упоением апплодировали ему! Публика была в каком-то необъяснимом экстазе, крики "Бисс" и "Браво" слились в один  молящий  восторженный стон! Но уже через несколько минут люди, покинувшие опустевшую филармонию, окунусись в свои повседневные дела и проблемы. Только стены филармонии еще некоторое время содрогалися от симфонии  невидимых звуков, но и они вскоре затихли  уставшим эхом в отдаленных углах.
Артист сидел в своем гостиничном номере,отрешенный от реального мира.Он вдруг подумал, что кто-то из его недавних слушателей может быть  в данную минуту переминается с ноги на ногу на морозе и ветру, пытаясь согреться в ожидании позднего aвтобуса или случайного такси.
Когда раздался стук в дверь, у артиста не шелохнулся ни один мускул на лице.Упрямое,волевое с множеством мелких морщин лицо,седая голова, ссутулившаяся от времени и усталости спина. Вот все,что осталось от гениального исполнителя, у ног которого только что бушевал восторженный зал.Уже давно он так мастерски не водил смычком по струнам ,испытывая благоговение и восторг перед каждым рожденным скрипкой звуком! Сегодня он творил! Даже дело не в том,что он играл,а в том -как!
Но сейчас усталость , как расплата за отданные километры нервов, и опустошенность,вплоть до отрешенности от мира  стали его сутью.
Эта отрешенность, пришедшая на смену вулкану вдохновения,начисто вычеркнула в настоящий момент из памяти артиста даже названия произведений и фамилии их создателей-композиторов. Главное,что в артисте сейчас оставалось - это ощущение полноты исполненных им произведений! Какая разница - Бах или Мендельсон, Бетховен или Хиндемит? Они все были людьми-творцами! Артист всегда пытался через звуки передать тот необъяснимый аромат,который он испытывал заходя в это волшебное царство музыки!
Многочисленные обертоны, которые он впитывал ухом,приложившись левой щекой к скрипке,как пчелка,многочисленные ароматные обертоны уводили артиста в другой мир,дарили экстаз,равный которому не могла ему подарить  ни любовь ,ни преклонение! Упоительные звуки, когда радостные, когда - печальные и томительные, окружали его аурой, за пределами которой терял смысл другой мир,из которого он пришел! Для этого только нужно было взять в руки скрипку и смычок и посмотреть в глаза людей,ожидающих от него музыкальных  откровений! Кто сказал,что скрипка только плачет, - скрипка любит радоваться не меньше, чем маленькие дети!
Стук в дверь повторился. Но артист опять не услышал его.На смену опустошенности пришла мука памяти : он опять был на эстраде,на нем незримо сошлись лучи внимания слушателей, ожидающих его  музыкальных откровений! Артист ,пусть и мысленно, продолжал свое выступление на истощение, в сотый, в тысячный раз! Творческий оргазм не прекращался ни на минуту! Артисту казалось ,что он играет все лучше и лучше и не было сил остановиться на пути к совершенству!
От недавней  усталости и отрешенности уже не осталось и следа! Он опять творил!
А стук в дверь повторился опять. Но в душе Артиста этот слабый, вежливый стук в дверь воспринялся лишь, как один из ложных акцентов, которым не было места в его итерпретации. Настойчивый стук в дверь повторился. В этой скромной настойчивости угадывался рок. И постепенно артист пошел навстречу этому звуку, еще не слыша его, но уже  внутренне готовый отозваться. И когда стук повторился, повидимому в последний раз, без всякой надежды быть услышанным, и повис в тяжелой тишине гостиничного нoмера, как безответный вопрос, сердце Артиста дрогнуло и дало сигнал его ушам услышать его.Уши артиста дали в свою очередь сигнал его глазам посмотреть в сторону двери , а голос Артиста неожиданно громко произнес:
-Входите,прошу вас!
Двери робко приоткрылись и на пороге застыл почитатель таланта артиста, тот, который так и не решился из своего  десятого ряда во время концерта  преподнести заранее купленные цветы. Но желание преподнести цветы маестро было видимо настолько сильным, что хозяин букета, мало владея собой, словно одержимый только одной идеей - увидеть творца волшебных звуков - уже битый час осторожно стучал в дверь, теряя с каждым новым  редким стуком всякую надежду войти.
Внешность вошедшего была столь непримечательной,что даже при большом желании трудно было найти в ней что-то отличного от любого встречного.
"Разрешите!- в волнении произнес он,переминаясь с ноги на ногу - Разрешите
преподнести эти скромные розы, как символ моей глубокой признательности и если у вас будет лишних пять минут, позвольте рассказать вам мою историю и идеи , которые возникли во время вашего замечательного концерта?
После этой длинной фразы вошедший еще больше съежился и как бы превратился в карлика. А в глазах застыла такая мольба,что разволновавшийся маэстро поторопился сказать:
-Конечно,садитесь,прошу вас!- и указал вошедшему на свободный стул.
Об одном лишь сожалел Артист, что случайный почитатель вывел его из волшебного солнечного мира, в котором маэстро купался ,как в ванне.Это было, как добровольное изгнание из рая. Но Артист понимал,что пора возвращаться на землю из мира грез.Оглядев с  нарастающим раздражением унылую комнату с выцветшими обоями и грязной скатертью на столе, мастро повторил ,обращаясь к незнакомцу:
- Садитесь,ну что же вы  стоите.
Незнакомец осторожно присел на краешек стула и произнес:
-Маэстро Беглидж,меня зовут господин Фуото.Я имею по маме русские корни,по отцу - японские.Я ученый,так сказать.Я давно работаю с акустическими системами и пытаюсь решить некоторые проблемы. Недавно я сделал кое-какие открытия, a посетив ваш концерт сегодня,я понял, что без настоящего художника,такого, как вы,грош цена всем моим открытиям! Давайте работать вместе, маэстро,нас ждут великие дела!
Воодушевление от собственных слов настолько преобразило незнакомца,что его внешность стала меняться буквально на глазах!
Никогда еще маэстро Беглидж не видел такого дивного  быстрого перевоплощения.Он вдруг заметил легкую горбинку на носу господина Фуото. И по мере накопления эмоций,с каждым новым произнесенным словом, эта горбинка на носу незнакомца постепенно увеличивалась в размерах и стала похожей на клюв хищной птицы.А маленькие,слегка раскосые глаза вдруг выпучились вперед и заблестели агрессивным светом! Они вдруг заняли на лице чуть ли не половину пространства,все больше и больше извергая из себя протуберанцы огня! И уже через несколько произнесенных фраз этот маленький, как показалось вначале человечек,стал расти на глазах!Каждое свое слово он сопровождал молниеносной жестикуляцией - его пальцы с набухшими венами метались, как руки дирижера в  бурном финале драматической симфонии!Постепенно этот человек заполнил,казалось, все свободное пространство в комнате!Артисту стало не хватать воздуха!
-Что вы хотели мне предложить? - устало сказал маэстро,он совершенно не был готов воспринимать это представление.
Я, - произнес патетически Фуото, - в процессе экспериментов случайно наткнулся на одно явление,которое привело меня к очень интересным выводам и оказалось настолько захватывающим,что я полностью переключился на исследование этой проблемы.В ходе моих экспериментов с мышами, первыми первопроходцами любой идеи, я обнаружил,что животные стали исчезать после облучения смесью нескольких изотопов радиоактивных элементов определенной частоты. После нескольких одинаковых вспышек пушки через определенный промежуток времени мыши полностью исчезали,а вместо них оставался хаос каких-то звуков. Затем,пропустив этот набор звуков  через рассеиватель Кестеля,я получал...
А впрочим лучше послушайте сами это". Фуото засуетился,вынул из кармана миниатюрный проигрыватель и нажал   на нем зеленую кнопку:
Комната мгновенно преобразилась!
Она наполнилась звуками необыкновенной красоты!Мелодии и аккорды их сопровождающие переливались,как драгоценные камни, они жили какой -то своей необъяснимой жизнью! Это было непохоже ни на что!Никогда еще маэстро не слышал ничего подобного по красоте и совершенству! Звуки светились,разливались,как ручьи, сливались опять  вместе,вспыхивали искрами,сияли радугами,шумели бурными водопадами и сквозь всю эту волшебную суету звуки как бы нанизывались,как бусинки,на один основной тон,который, как стон,то понижающийся,то повышающийся,то инoда вообще замирающий напоминал вьющуюся извилистую  тропу  времени!О Чудо!
-Что это ? - взволнованно происнес Маэстро.-Это самая прекрасная музыка из того, что я слышал на своем веку!Кто написал и кто исполнил это волшебство?
-Маэстро! - произнес Фуото с демоническим выражением лица.- То,что вы сейчас с таким упоением слушали - это жизнь,одна прожитая жизнь, вернее то,что от нее осталось! Это след, слепок, осадок, называйте это явление как хотите! Мышки больше нет, но от нее осталась прекрасная музыка,поток звуковых волн, которое хранит этот прибор. Вы понимаете,Маэстро о чем идет речь?
- Но ведь это ,- похолодел Артист,- это убийство! Все,что осталось от бедного животного после вашего опыта - это лишь музыка! И как бы прекрасна она не была - это, я настаиваю, натуральное убийство!
"Подождите! - вспылил Фуото. - Разве можно назвать убийством музыку? Музыка - это то святое, чему вы посвятили всю свою жизнь! Это вечность! Я не убил мышку! Я сохранил ее в виде музыки для грядущих поколений! Что остается от нас после смерти, немножко памяти, пока живы те, кто нас помнил и любил, а потом - прах, пустота! Вслед за нами уходят в небытие люди, которые нас знали,которым мы были дороги. И кто будет вспоминать о наших делах, проектах, память хрупка, как амфора!
Я предлагаю человечеству другой путь!Я предлагаю людям оставлять после себя прекрасные пьесы, симфонии, которые будут завораживать их потомков своей индивидуальной неповторимостью, это будут напевы, которых еще не знал мир! У каждого человека будет своя восхитительная лебединая песнь! Музыка  вечна! Пусть прекрасная музыка остается после нас вместо пожелтевших фотоальбомов и растрескавшихся надгробий, которые уже через два поколения зарастают травой забвения! Но! Тут есть маленькое "но"!Я проводил вначале облучение этим же набором изотопов животных, умерших  натуральной смертью перед опытом. К сожалению,должен констатировать, что после умерших естественной смертью животных  реально остается только один  ноющий тон! Этот тон долго преследовал меня после испытаний,пока я не стал работать с живыми "экспонатами"!Мышки умирали,но в следствии своей низкой организованности они бедные не в состоянии были узнать, какие  вечно-прекрасные  мелодии остаются в результате их кратковременных страданий! Вы представляете, Маэстро, какая память останется,если перенести эти опыты на живых людей, какая память останется потомкам! Ваши правнуки не будут скорбеть у вашей могилы, они будут наслаждаться необыкновенными завораживающими звуками вашей прощальной симфонии! Конечно,если вы только добровольно решите уйти из жизни! Когда вам она наскучит,так сказать!
Эх, порой я задумываюсь,зачем нам нужна эта скучная, пошлая,подчас беспросветная жизнь?"
Фуото поднялся из кресла и настолько заполнил собой всю комнату,что уже,казалось, не оставалось  ни одной молекулы свободного пространства! Артист задыхался,он сорвал пуговицу на воротнике и прошептал:
-Это ужасно! Я до корней волос музыкант, я отдал музыке всю свою жизнь, но будь она проклята, если у нее такое будущее! Вы предлагаете мне стать сообщиком, убийцей, а может быть и самоубийцей! - голос Артиста усилился до крика,-Да какое  вы имеете право отнимать жизнь,самое святое,что есть на земле,какое право вы имеете отнимать жизнь даже у маленькой мышки? Будь проклята музыка,если у нее такая судьба!
С этими словами Артист дрожащими руками схватил скрипку и ударил смычком и по струнам!Аккорд, извлеченный им был, ужасен!Это был гром смерти!Искривленное звучание гнусного аккорда достигло аппогея,Маэстро несколько раз повторил этот страшный набор звуков!Внезапно смычок самопроизвольно вырвался из ослабевших пальцев и полетел в сторону Фуото!
Пoсле того,как смычок попал в грудь изобретателя,Фуото дико закричал и с храпом завалился набок,ударившись головой о колено маэстро,его глаза выкатились из орбит, и в них  навечно застыл неземной ужас! Все было кончено!Музыка ушла навсегда!Все эти годы Маэстро хранил  ампулу с ядом в головке смычка, он знал,что нужно дикое усилие, чтобы его содержимое излилось наружу! Нужен был дикий аккорд, сочетание звуков , которое ему подарил много лет тому назад вместе с  дарственным смычком из фернанбука африканский шаман!
Да! Маэстро стал убийцей человека! Но главным его преступлением, как он чувствовал, было то,что он убил Музыку! В себе! Навсегда! Все,что было потом - это уже обычная история.Звонок в полицию.Добровольное признание.И прыжок в никуда. Без музыки.

.......Экран погас.Одинокий завороженно продолжал всматриваться  в погасший экран.Он хотел продолжения.Он не мог успокоится.Как настроение этого фильма было созвучно его настроению!Но он же хотел успокоится,привести свои нервы в порядок,а вместо этого....нет нужно найти в фильмотеке что-нибудь еще. Вот может быть это? И Этик опять прильнул к экрану.


© Copyright: Ян Сикоревич, 2012
Свидетельство о публикации №21206240146