Кузьма Данилыч

Людмила Юрина Белей
...Он важно шёл по дорожке, выложенной гравием. Его пушистый хвост легко покачивался из стороны в сторону, лапки бесшумно ступали среди ночной тишины, глаза - изумруды всё приглядывали по пути следования: и мелькнувшую мышку среди скошенной днём травы, и лягушку, неожиданно выпрыгнувшую прямо в середину садовой дорожки, потом одним прыжком спрятавшуюся во влажной прохладе анютиных глазок и одуванчиков, и большую ночную бабочку, задевшую крылом левое, пострадавшее от старой крысы ухо Кузьмы.
   Кот давно уже жил в доме Быстряковых,и он настолько привык к теплым рукам Бабушки, вечно пахнущим парным молоком, что шёл сразу к ней по утрам, ожидая свою законную порцию вкусного питья.Потом ждал у стола на кухне свой завтрак, что выдавался Машей, старшей дочерью хозяев. Её все звали Машей; даже малышка Наденька, только научившаяся говорить, лепетала - "Мася" и тоже тянула ручонку покормить семейного любимца. Кузьма нет - нет, да угостится с маленькой ладошки, аккуратно, чтобы нечаянно не поранить зубами, снимал языком масло или размоченный в молоке желток яйца.
   Кузьма уселся под старой липой, он любил сидеть здесь с Данилычем...Не хватает ему деда, умер этой весной...Добрый он был! Особо не ласкала его рука Кузьму, да и не ждал кот мужской ласки. Он любил просто сидеть рядом с ним, когда Данилычу было тошно. Тогда старик начинал скрипучим голосом рассказывать коту про свой последний бой под Кёнигсбергом,как потерял там брата и друга, как узнал после возвращения домой о том, что вся его семья умерла от голода в блокадном Ленинграде,как встретил потом свою Катю - так он называл Бабушку.Рассказывал про рождение Маши - старшенькой, про то, как она на всю жизнь из - за полиомиелита осталась инвалидом...Кузьма всегда долго сидел у скамейки, слушая старика и следя за его глазами...Как только они начинали слезиться, Кузьма, помуркивая, прыгал на скамью, и, усевшись рядом, клал голову Данилычу на колени и начинал тихо мурчать, успокаивая старого солдата.Вот в эти минуты и опускалась теплая ладонь к нему на голову и лежала там какое - то время, почесывая коту шею сверху. Кузьма мурчал тихо и долго. Приходила Бабушка, накрывала Данилыча теплой курткой, присаживалась рядом. Сидели молча, думая каждый о своём...Потом также молча и не торопясь шли домой, сначала Бабушка, потом Данилыч и Кузьма.
   Спал Кузьма в ногах у Данилыча, если не дежурил в сарае. Утром складывал на крыльце результат своего дежурства - Данилыч с гордостью выдавал любимцу по пескарику за каждую мышку. За крыс Кузьма удостаивался кусочка сыра, а на завтрак получал несколько ложек любимой манной каши.Днём кот спал на тёплой навозной куче , солнце грело спину, ветерок не позволял перегреваться. Но всё же к обеду кот менял место отдыха. Он перебирался в дом, там было прохладнее, или уходил в сад, под лавку у песочницы, где играли дети. Обедал опять же из рук Маши или самого Данилыча - он обязательно оставлял Кузьме немного супа и мяса на косточке, или разминал котлету , перемешивая с кашей или с картошкой, подливал молока и рядом клал кусочек чёрного хлеба.
   После обеда отдохнувший Кузьма принимал в жизни семьи активное участие - укладывал детей спать.Он садился в спальне на кровать Коли, братика Наденьки, долго топтался на его подушке, мурча и навевая сон малышам.Даша, их мама, или Маша читали детям сказку и сами засыпали, убаюканные поведением кота.Кузьма же, если не дремал вместе со всеми в детской, уходил в специально приотворенную дверь к Бабушке. Она после обеда обычно шила или вязала, Данилыч сидел рядом и разбирал на шахматной доске скопления шашек или шахмат - это во что перед обедом играли старшие. Он составлял новые задачки для внуков. Кузьма никогда не трогал фигурки, помня свой единственный урок - маленьким неопытным котенком он несколько  раз все смахивал со стола и закатывал лапкой абсолютно каждую шашку или шахматную фигуру под диван. Данилыч в очередной раз вопиющего хулиганства просто взял Кузьму за шкурку на шее, заглянул ему в глаза и тихо сказал - "Ещё раз нахулиганишь, выгоню! Забуду, каким пришел!" Опустив на пол напроказившего котенка,трепанул по ушам и добавил,не смеясь "Выгоню!"
   Только не это! Его уже выгоняли. Под дождем, ослабевший от голода, приполз грязный малыш в соседский сарай. Отлежавшись ночь, утром смело шагнул во двор и лег,чувствуя слабость в лапках.В глазах потемнело. У будки раздирался лаем злой Буран. Мама предупреждала - к соседям ни шагу. Буран может сорваться с цепи и просто разорвать от ярости беззащитных котят.Мамы нет уже несколько дней, Кузьме не стало места в родном доме. Пусть рвет. Что теперь делать? Неожиданно чья - то добрая рука подняла маленькое измученное тельце, пронесла через злобного пса. "Что, серый, в гости заглянул? Ну, пошли в дом, нечего лежать около сарая!" Именно Егор Данилович, а попросту Данилыч,внес Кузьму в дом, где он и обосновался. Кузьма стал воспитанным котом, прекратил лазить по столам, в доме в туалет не ходил, на веранде ему предоставили личный лоток.
   Вечерами, если было безветренно и тихо, Кузьма сопровождал старшего внука Диму на рыбалку.Он шел перед Димой по тропинке к пруду, зная наверняка , что парнишка идет чуть подальше с удочкой наперевес.Как только кот видел, что Дима копает червей,то уже готовился к этой приятной прогулке.Ему нравилось сидеть и наблюдать за поплавком,как он то тихо лежит на водной глади, то начинает призывно подрагивать, а то и резко уходить под воду, показывая Диме, что вот она - добыча! Кузьма нетерпеливо вставал, и, подергивая усами, ожидал зрелища - вовремя выдернутой лески с трепещущей рыбкой на конце. Он знал, что за терпение в этом случае будет вознагражден - первая рыбка, даже если она оказывалась последняя иногда , будет его! Порой Кузьма спускался поближе к воде, наблюдал за мальками у самого берега, и даже порой пытался лапкой достать эту мелочь. Вот только вода такая мокрая!И, досадливо подергивая мокрой лапкой, кот убирался восвояси на берег.
..."Что -то я стал стареть...Чего это я развспоминался?" - сам себя спросил Кузьма, чувствуя внезапную слабость. Хотел было вздохнуть, да за грудиной вдруг защемило и опять, как тогда, в детстве, потемнело в глазах.Чья - то добрая рука накрыла Кузьму как одеялом." Данилыч" - пронеслось в голове у слабеющего кота." Я так соскучился!"...
   Утром младшая дочь, Даша, нашла красавца серого под липой...Хоронили всей семьёй. Малышей не взяли.На табличке, что поставили на могилке любимца,  написали "Кузьма Данилыч".
- Ну надо умереть под той же липой! - плакала Бабушка. - Забрал его к себе Егор Данилыч...


© Copyright: Людмила Юрина, 2012
Свидетельство о публикации №21206250113

----------------------------------------------

из альбома " Племя Кошки"