Мой Бетховен

Мария Подлесная
                Мой  Бетховен

    В гармонии я слышу как душа летит.
    И выбор мой непроизволен.
    Ведь, эта музыка – мой мир,
    А этот гений – мой Бетховен.   

    Отчетливо помню тот  день  и час, когда я впервые услышала эти звуки: такие глубокие, что в них можно утонуть, и такие волнующие сердце, что, кажется, оно может выпрыгнуть из груди, - первые аккорды из «Патетической сонаты» Бетховена. В ней отражена человеческая жизнь: события, переживания, чувства,  успехи,  падения и взлеты. После прослушивания такой музыки обычно не бывает сил чтобы встать, вздохнуть, открыть глаза…
     Я уверена, что этот человек, внутренний мир которого скрыт в произведении, и есть сам Людвиг ван Бетховен. Он оставил себя, часть своей души, как в дневнике, в виде воспоминаний в сонате. Каждая гармония представляется мне новым чувством, новой необъяснимой эмоцией, а каждый аккорд – новым препятствием, одним из многих, которые ставила перед Бетховеном безжалостная Судьба всю его жизнь. А жизнь этого замечательного гения музыки была по-настоящему тяжелой, полной душевных мук и страданий, горя и несправедливости. И часть этой жизни можно прочесть в нотах и за нотами, услышать в музыке, там, где бьется сердце каждого произведения.
        Первая часть сонаты такая же как детство и юность Бетховена - сложная, со множеством «подводных камней», но многообещающая и полная надежд. Нежные созвучия представляются мне мягким солнечным светом, лившимся сквозь маленькое окно в комнату, где помногу часов в день, упорно сидя за клавесином, занимался Людвиг. Ведь отец, профессиональный музыкант, заметив дарование сына, безжалостно заставлял ребенка совершенствовать игру. Талант, дарованный мальчику Богом, не давал честолюбцу покоя. Мечта вырастить второго Моцарта, мысли о будущей славе затмевали у него в голове все другие заботы. Мне кажется, что будь у Людвига такой же заботливый и любящий отец-педагог как у Вольфганга, детство его сложилось бы совсем по-другому. Потрясающие способности, безграничная любовь к музицированию и искусству помогли ему пережить это тяжелое время и начать творить.
     Слушая первую часть «Патетической сонаты» кажется, что это  вершина, совершенство, выше подниматься некуда. Неужели возможно большее? А Бетховен без капли сомнения нам отвечает: «Возможно. Это только увертюра. Настоящая Музыка лишь впереди.». И он прав. Как и музыка в сонате, жизнь его становится все сложнее. Нежные, умиротворенные минуты  сонаты - это тихая церковь, царивший в ней покой, место, где уже в двенадцать лет работал органистом Бетховен. Понятно, что эти стены тесны для него, ему необходимо нечто большее, абсолютная свобода и  простор для творчества.
      Еще одна светлая передышка от бурных эмоций в сонате - это шанс, подаренный ребенку Судьбой, - его встреча с известным композитором и исполнителем того времени Христианом Нефе. Несколько строк посвящены ему – доброму и отзывчивому человеку, ставшему первым учителем будущего классика. Точно вступает еще один мудрый и опытный голос. Он словно пытается укротить бурлящий и кипящий поток чувств,  эмоций, наставляет ученика на правильный путь, помогает ему. Но весь необузданный характер Бетховена бурно изливается в музыке. Гений описывает себя в двенадцать лет так, что можно представить его каким он был и внешне, и внутренне.
      Музыка передает малейшие его желания и  мечты. Стремление в Вену, грезы о встрече с Моцартом не давали ему покоя. Столица Австрии – чудесный город. Его улочки и площади, парки и старинные дома, все, что видел Людвиг, заняло свое место в сонате. Даже легендарная встреча с Моцартом нам слышна в виде бурных переливов. И мелодичный нежный голос Вольфганга запечатлен композитором. Перед глазами встает картина: юный Людвиг с гривой темных волос и в простом камзоле, закрыв глаза, ловко импровизирует на клавесине, а рядом стоит Моцарт в белом напудренном парике и, показывая на юношу рукой, говорит: «Обратите внимание на него. Он еще всех заставит о себе говорить!».  Конец первой части сонаты печальный и тяжелый, как известие о смерти горячо и преданно любимой Людвигом матери; как его скорбь, необходимость возвращаться домой  в Бонн, ухаживать за младшими братьями, зарабатывать на жизнь уроками.
     Вторая часть, медленная и спокойная, изображает тяжелые будни юного гения, вынужденного давать уроки, уход за семьей и работу в капелле. Но есть тут и нежные, светлые эпизоды. Нет сомнения, что это – одинокие прогулки Бетховена по берегам живописного Рейна, его любование природой, открывшее в нем для нас чувствительного романтика, обожающего родную природу, любящего тишину и покой.
      Но что же это? Началась третья часть, и нам уже понятно, что не о себе повествует гений. Музыкой он описывает толпы людей, которые сражаются за свою свободу, за счастливую жизнь. На другом берегу Рейна гремит Великая французская революция. Бетховен вместе с нами смотрит на эти события со стороны, но от всего сердца поддерживает борцов за свободу, равенство и братство людей. Каждая вооруженная стычка, каждое сражение и маленькая победа, все так красочно описано звуками, что не остается сомнений в достоверности событий. Третья часть – это финал сонаты. Как-то не верится, что такое великое произведение, как «Патетическая соната», способное подробно рассказать о  человеческой жизни, может закончиться. Но оно заканчивается, чтобы уступить место новым событиям в жизни композитора.
       Началась самая страшная часть жизни Бетховена, о которой целиком не может рассказать ни одна соната, ни одна симфония. Но самая тяжелая, из созданной им музыки приходится именно на этот период. Ведь несчастный композитор начал терять… слух. Он ускользал от него, становился все призрачнее, слабее. В это невозможно поверить, но такое происходило. Глохнущий композитор, измученный душевной болью, как можно больше своих страданий пытается вложить в свои творенья. Он хочет поведать людям о своих муках. Страшно подумать, что значит для композитора потеря слуха. Для Бетховена это был страшный и сокрушительный удар, ужаснее потери близких, отвергнутой любви… Людвиг, такой эмоциональный, такой темпераментный замыкается в себе, избегает друзей, стыдится своего недуга.
      Борьба гения со злой Судьбой требует проявления всего его могучего характера, силы воли, крепости духа, всего того, что он показал нам в «Патетической сонате». Подобно героям французской революции он сражается с жестоким Роком. Он противится желанию расстаться с жизнью, осознает, что должен, обязан жить ради тех людей, которым его музыка несет радость, счастье, энергию, у которых вызывает слезы…
    Нет! Жизнь гения не закончится на этом! Из борьбы он выходит еще более закаленным и энергичным. Известны его слова: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она меня сокрушила!». Полностью оглохший композитор создает один за другим шедевры мировой классики! Эти произведения наполнены такой силой и волей, таким мужеством и энергией, что не ясно, как может человек это сотворить. Но Людвиг ван Бетховен только улыбается за сценой, сверкает глазами и говорит: «Музыка должна высекать огонь из груди человеческой!». Он как всегда прав! Разве не для этого он ее писал  и создавал из миллиона  звуков?! 
     Когда я слушаю его музыку перед глазами сразу появляется сам Бетховен: или за фортепиано, или на берегу реки, или у стола с пером в руках. Но во всех случаях ярко видны его горящие глаза - зеркало его души, или бегущие по клавиатуре сильные, но грациозные руки. И всегда, каким бы он не представлялся, он великолепен и прекрасен, как настоящий гений…
     Последние четыре года он очень тяжело болел, на премьере своей великолепнейшей девятой симфонии уже не присутствовал. А спустя несколько дней, когда над Веной бушевал страшный ураган, сильный ливень хлестал в окно, сверкали молнии в комнате не было ни души, кроме одного умирающего гения. Когда думаешь в тишине об этом Человеке, о его конце, как-то стыдно, больно и обидно становится за людей, окружавших Бетховена в то время. Где они, все эти друзья, когда они так нужны? Почему же его бросили в последний момент? На утро погода немного успокоилась, только шел сильный дождь. Словно природа оплакивала невосполнимую утрату, когда на Венское кладбище гроб провожала двадцатитысячная толпа. Думать об этом без слез нельзя, если осознать всю глубину и масштаб трагедии.
      Но почему же я так люблю именно эту музыку? Почему выделяю ее среди другой? Потому что хорошо ощущаю то живое чудо, которое этот великий композитор вложил в свои творения – собственные чувства, собственные мысли, свою душу…  Убеждена, что не найдется на Земле человека, которого бы не тронула такая Музыка, сердце которого не заставила бы сжаться… В душе Людвиг ван Бетховен был и тонким романтиком, и отважным революционером, решительным и темпераментным, но в то же время нежным и ранимым. Может ли такой человек жить на Земле?   - Нет, не может… , но жил.
       За всю историю жили и творили сотни талантливых композиторов. Но среди них Бах – один, Гендель – один, Моцарт – один, и конечно же Бетховен – единственный, такого как он больше не было, нет и никогда не будет. Поразительно, что человек с такой уникальной, тяжелой, полной испытаний и препятствий судьбой, оставивший нам такое бесценное наследие на Земле написал в своем откровенном завещании: «…Я много думал о людях, хочу, чтобы и люди лишь думали обо мне».