Заметки путешественника. Часть 2

Геннадий Митченко
  Пржевальский заявил, что жизнь интересна тем, что можно путешествовать. Когда я стал ездить в служебные командировки, то мною двигала страсть к путешествиям и я, перефразируя Пржевальского, говорил себе, что работа на заводе интересна тем, что есть возможность ездить в служебные командировки. Я очень старался выполнять любые задания, чтобы потом поехать в очередную командировку, познакомиться с новыми городами и людьми.
  Мои транспортные и гостиничные  расходы компенсировало моё предприятие.  Таких командировок набралось за 25 лет работы на предприятиях более трёхсот.
  О каждой из них можно было бы написать отдельную историю, не как «картину маслом» Быкова, а как эскиз с  отдельными штрихами, дополняющими интереснейшую историю развития отечественного электротранспорта.
  Специальность «Электротранспорт» мы с однокашником Евгением Алексеевичем Закись (правильнее – Закис: по-латышски закис это заяц) выбрали сами, когда поступали в Новочеркасский Политехнический Институт, и не ошиблись.
   Во все поездки я брал с собой мой надёжный фотоаппарат «Зоркий», подаренный мне моими родителями к моему шестнадцатилетию. Фотоплёнки не выбрасывал, и сохранилось их великое множество. Было бы время на печатание фотографий! Выработались навыки фотоохотника и фотохудожника.
    Моя тяга к путешествиям обнаружилась в средней школе. Наш учитель Николай Тихонович Латышев был ещё и отличным воспитателем, бравшим на себя ответственность ездить с нами на экскурсии, в лес, в бывшую столицу донского казачества Старочеркасск.  Ездили школьники с ним, даже, в трёхдневный поход на велосипедах на открытие Цимлянской гидроэлектростанции и искусственного водохранилища, затопившего сады и виноградники на левом и правом берегу реки Дон.
  Учитель Латышев заразил меня любовью к велосипедному туризму. А я в, свою очередь, заразил этой любовью многих людей.
  Жажда увидеть, что ТАМ, за бугром, за горизонтом двигает мною и по сей день. Моими стальными конями были велики марок Диамант, Турист, ХВЗ, ЗИФ, Украина, Аист, Складной , четырёхколёсный самодельный веломобиль, маунтбайки итальянский, американский, французский. «Сборная солянка» - велосипед, сделанный по моему заказу веломастером, стал моим любимым стальным конём, которого чувствую, сливаясь с ним в одно целое при скоростной езде на нём.               
  В стихотворении «NOMEN  NESCIO» у меня есть такие строки:

Хожу – меня не замечают.
Превышу скорость на велике – не остановят.
Голодаю – не видят.
Стих читаю свой – не слышат.
   Я, быть может, невидимка
   Иль снежинка и пылинка?
   Уйма гениев известных!
   Я же просто Неизвестный,
   Некое лицо – N.N.

  Я действительно превышал скорость при езде на велосипеде по городу, но госавтоинспекторы  ни разу меня не остановили, ни разу не оштрафовали за нарушения правил дорожного движения, а это большой плюс к преимуществу велика над автомобилем.
  Остальные преимущества педального чуда вы хорошо знаете.
Маленький недостаток – нет крыши. Но есть крытые велостоянки и будут, без сомнения, крытые велодорожки. Да! Наступит время, когда автомобили изживут сами себя, как наивреднейший для здоровья человека и природы транспорт. Электромобили и веломобили вытеснят автомобили со всех дорог и дорожек планеты Земля и околоземного пространства! 
  Я вспоминаю добрым словом  писателя Алексея Злотника и его фантастическую книгу «Посмотри на Гранат». Его герои ездили и плавали на веломобилях!  С  Алексеем Злотником и с мастером по велоспорту Михаилом Дюбелем я собирался сконструировать и построить туристский веломобиль. Мой замечательный шеф  Валерий Лазаревич Болдинов предоставил нам участок в своём цехе, но центробежные силы перестройки разбросали  нас по разным странам:  Михаил уехал в Бельгию, Алексей – в Израиль, а я – в Россию.
  Четырёхколёсныё веломобиль, однако, собранный у Болдинова, кишинёвцы увидели на дорожках парка «Дендрарий» и на выставке «Молдэкспо», официальным участником которой ОО «Экологическая лига» (Эколига) были три раза.
  Директор парка «Дендрарий» Ион Узун терпел десять лет наше присутствие на территории парка, где Эколига собиралась каждую субботу под развесистой ивой. Там пили чай из старинного тульского самовара, мечтали о светлом будущем. И не только мечтали и распивали чай, но и собирали мусор, скапливавшийся под деревьями и кустами парка и по берегу озера, украшавшему парковый ландшафт и привлекавшему к себе купальщиков.  В апреле 2005 года Эколига собралась под гостеприимной ивой парка «Дендрарий» последний раз, где она 1 апреля 1995 года и заявила о себе всем участникам субботника  Этот субботник был проведен по Указу президента Республики Молдова Мирчи Снегура, ставшего «крёстным отцом» Эколиги. Но он об этом не знает.
  В мою статью, опубликованную в газете «Советская Россия», вставили фотографию бородатого деда, едущего с внуком на велосипеде. Это был не я и это был не мой внук!  Если кто не читал этой статьи, то я опубликую её с сокращениями и с фотографией своих внуков-великанов в третьей части «Записок  путешественника».