9 мая 1945 в Америке. Продолжение записок

Вера Овчинникова
   Отрывки из воспоминаний моего отца, ветерана ВОВ, 1925 г.р., летчика-бортрадиста, служившего в московской АГОН -авиагруппе особого назначения,  позднее переименованной в 10-ю гвардейскую дивизию ГВФ. Записаны им собственноручно в 1980-е годы.

 
   9 мая 1945 года, находясь в Сан-Франциско, мы узнали, что Германия капитулировала и вторая мировая война закончилась.

   Как мы ни ждали этого заветного дня, сколько ни гадали, какой это знаменательный и исключительно радостный будет день, но для нас оказалось все не так. Лично я почему-то принял это известие спокойно, как и весть о начале войны 22 июня 1941 года. Даже было обидно и самому не понятно, почему же я не ликую. Возможно, влияла обстановка, в которой мы находились. В Америке эту знаменательную дату не отмечали. Ни торжеств, ни митингов, ни ликования людей не было.  В Америке говорили, что для них война еще не кончилась - они продолжали воевать с Японией. Одним словом, 9 мая был обычным днем. И даже больше того - запретили продажу спиртного. Так что, когда мы решили отметить долгожданную победу, то не смогли купить ни вина, ни виски. Мы просили продавцов и хозяев сделать для нас исключение - ведь мы русские, у нас такой день, к которому мы шли через смерть наших товарищей, кровь и страдания четыре года. Но все было тщетно. Они нам сочувствовали, понимали нас, но нарушить закон не смели. У них в этом отношении очень строго: если продажа разрешена до 17-00, то в 17-01 никакими путями спиртного не купишь, хотя бы ты давал продавцу и двойную, и тройную стоимость бутылки. Позже нам рассказали, что так строго соблюдают закон не потому, что люди морально устойчивые и принципиальные поборники закона, а потому, что в первую очередь думают о своем благополучии: если продавец попадется на нарушении закона, на него наложат такой штраф, что его предприятие разорится и он обанкротится. Так что в этот день, 9 мая 1945 года, мы не смогли выпить ни грамма. И только 10-го мы собрались у кого-то в номере и отметили нашу победу. Правда, утешили себя тем, что , хоть и по американскому времени, но число было все же 9-е, так как, когда у нас, в СССР, было 9-е мая, в Сан-Франциско все еще было 8-е мая, а на другой день по-американски было 9-е, а по-нашему уже 10-е. И вот, 10-го по нашему, но 9-го по американскому времени мы все-таки Победу отметили. О том, как ликовал в этот день наш советский народ, о том, что творилось в Москве, мы узнали только по прибытии в СССР. Вот и получилось, что ждали мы этот день с большим нетерпением и так долго, а рассказать мне об этом дне и нечего. Ну, что поделаешь...

   Хочу продолжить мысль о строгом выполнении закона в торговле спиртным. Зашли мы как-то с Васей Мокроусовым в ресторан, попросили у официанта "ту бир" и "дабл виски" и что-то закусить. Официант принес закуску и удалился. Мы ждем-ждем, а спиртного нет. Подозвали его и, думая, что он нас не понял, снова попросили "ту бир" и "дабл виски". Но он, что-то объяснив нам, снова ушел, и выпить опять не несет. Нас это стало раздражать. Ведь, как правило, в таких заведениях обслуживающий персонал готов выполнить заказ клиента на высшем уровне, а тут что-то непонятное происходит. Мы снова его позвали и еще раз повторили, что мы требуем. Но он продолжал что-то объяснять,  а заказ не выполнял. И тут в наш разговор вмешался мужчина, который кое-как говорил по-русски, и  наконец объяснил нам, что официант не может выполнить наше требование, так как в ресторанах отпуск спиртного лицам до 20 лет запрещен. Мы были в гражданских костюмах и попросили его объяснить официанту, что мы - русские летчики и нам уже исполнилось 20 лет. Однако, официант был непреклонен. Он сказал, что очень уважает русских, восхищается их мужеством и героизмом, но закон нарушить не может. Пришлось нам с Васей доставать свои "паспортины"   с серпастым и молоткастым гербом и подтверждать, что нам уже как раз по 20 лет. И только тогда он принес нам "ту бир" и "дабл виски". Довольно забавный эпизод, над которым мы потом шутили : воевать нам, мальчишкам, было можно, а пиво у американцев пить - нельзя.
 
   Правда, мальчишками мы себя уже давно не считали - с самого начала войны.

Продолжение следует...