Книга Слов, слово четвертое - Абай Кунанбаев

Ерлан Гаймолдин
Слово Четвёртое
________________________________________

Люди давно замечали - глупый смех опьянению сродни.
Опьянение ведет к проступкам, разговор с хмельным - боль души.
Предаваясь смеху пустому, отсраняясь от дел как всегда,
мы теряем разум и совесть, мы терям частичку себя,
А возмездие ждать не заставит и как правило поделом,
мы заплатим за все и ответим  будь на этом свете иль том.

Человек слонный думать и мыслить, всегда собран и взгляд его чист,
он успешен в делах повседневных, не чурается  дел простых.
Эти качества - ключ и основа, к процветанию, к благу ведет.
И не значит что скушным унылым, должен быть лишь серьезный народ.
Разве может душа лишь печалиться?, без причины на то и утех.
Нет я против тоски и уныния, есть веселье и добрый смех.

Но беспечности нет оправдания, есть о чем подумать порой
не ища себе отговорок, лучьше делом займись, не стой.
Не пустое веселье, безделье, укрепляет тебя из года в год,
труд полезный душе и телу, продолжение жизни дает.
Только слабые духом люди, не найдя утешенья извне.
предаваясь горьким раздумьям, замыкаются с горя в себе.

Человека дурного, глупость - порождает еще один грех.
Смех с досады, порой обличающий, и отнюдь не радостный смех,
Слава Богу бывает не часто, нету пользы в том и затем,
ты чужой то ошибке не радуйся, смех с досады ведь горький смех.
Смейся с радостью, искренне радуясь, когда видишь как человек,
совершая дела достойные, обретает благо и свет.

Украшенье его -  дела добрые, для любого хороший пример,
учит сдержанности, добродетели, опьяненье не их удел.
Смех пустой не красит мужчину, не устану я повторять.
Для чего он скажите пожалуйста, что бы просто красиво журчать?
Человек рождается с плачем и уходит на тот свет скорбя.
В промежутке  тех двух  событий, счастья истины и не узнав.

Драгоценное, неповторимое, время жизни бездумно, свое,
прожигает на низкие ссоры, споры с теми кто не за одно.
Спохватился а время упущено, на исходе и жизнь твоя.
И тогда лишь поймет что за деньги, не продлить ему и ни дня.
Жить лишь хитростью или обманом, попрошайкой по жизни пройдя,
проходимцев удел, бездарных, веруй в Бога, и с Богом в себя.

Даже твердь земли каменистая, честный труд твой отметит сполна,
и ответит пшеницей душистой, веруй в Бога, и с Богом в себя.


                (перевод с казахского языка)