С гривой и без гривы

Мама Мия
              С некоторых пор не даёт мне покоя один вопрос. Из древнегреческого мифа известно, что разгневанные боги превратили Гиппомена и Аталанту в пару львов, запряжённых в колесницу богини Кибелы (в испанском варианте Сибелес), что и отразил архитектор Вентура Родригес в своём знаменитом проекте «Фонтан Сибелес», а я – в миниатюре «Роковая страсть». Если быть точнее, Родригес не сам воплощал свой проект, это сделали два скульптора: Франсиско Гутьеррес и Роберто Мишел, причём львов высекал из каменных глыб Гутьеррес.

                Но странное дело: Гиппомен – мужчина, Аталанта  - женщина, а колесницу везут два льва, о чём можно заключить по наличию у них  великолепных грив и кисточек на кончиках хвостов. Неужели боги, совершая страшную кару, ещё и поменяли пол Аталанты? Или авторы знаменитой скульптуры были введены в заблуждение неточным переводом (пара львов, значит, оба самцы). Или не знали, как выглядит львица? До поры-до времени читатели не обращали внимания на этот странный факт. Но когда миниатюра появилась, с моего разрешения, на Прозе.ру, там  развернулась целая дискуссия. Все предположения, высказанные по этому поводу, можно посмотреть в рецензиях и замечаниях  к «Роковой страсти» http://www.proza.ru/2012/07/03/444. На мой взгляд, правдоподобней всего выглядит последняя версия Николая Шурика. Прочитав её, я как-то успокоилась и почти забыла об этой истории, но тут на глаза попалась фотография.

                Вот так, оказывается, принято выяснять отношения в львиной семье! И как бы грозно ни выглядел царь зверей, последний «рык» остаётся обычно за львицей. Лев -  прекрасный охотник, но выкладывается до такой степени, что отсыпается потом по 20 часов подряд, а львица отправляется на охоту в компании подруг, приносит мужу лучший кусок, а потом этим же куском его попрекает. Перевести их диалог с львиного языка особого труда не составляет:
   - Бездельник! Спишь целыми сутками, просыпаешься только пожрать, а  я  ношусь за зебрами по всей саванне!  Львята не присмотрены! Сама валюсь от усталости! Никакого внимания от тебя не дождёшься!
   - Опомнись! Да я двое суток глаз не сомкнул, когда мы с тобой…
   - Закрой пасть! Когда это было-то? Небось уже другую присмотрел!
   - Не смей! Я царь зверей! Я имею право!
   - Я тебе покажу твоё право!

                Вот это семейка… Похоже, что дело дойдёт до драки. Не потому ли в колесницу испанской Сибелес авторы предпочли запрячь двух отвернувшихся друг от друга львов, а не такую «сладкую парочку»? Ведь если начнётся семейный скандал, могут невзначай  и колесницу перевернуть.

                Впрочем, возможно великий архитектор руководствовался не эмоциями, а строгими расчётами: львица меньше льва, значит, и легче, особенно, если учесть, что грива у монументального царя зверей не шерстяная, а каменная. А чтобы обеспечить устойчивость композиции, масса львов должна быть одинаковой. Тем более что львам поручено не только украшать Мадрид и везти его покровительницу Сибелес, но и охранять золотой запас государства, хранящийся в бронированной камере Испанского банка, расположенной как раз  под этим фонтаном.


                Фото Ли Уайтема в саванне Ботсваны.