Волшебная сила пиара

Мама Мия
                Есть много примеров, подтверждающих, что не так важно что-то придумать, изобрести, открыть, как правильно преподнести своё достижение. Иначе либо открытие войдёт в историю с большим опозданием и под чужим именем, либо вообще останется незамеченным.

                Недавно знакомый американец упомянул, что каждый год у них отмечается национальный праздник – День  Христофора Колумба, а в этом году исполняется 520 лет со дня  открытия им Америки. Интересно, а почему  «Америки», а не «Колумбии», если Колумб официально признан первооткрывателем?

                Оба путешественника были отважными мореплавателями и достойными людьми. Однако Колумб побывал у берегов неизвестной страны на несколько лет раньше, чем Америго Веспуччи. Более того, именно пример Колумба вдохновил Веспуччи на участие в экспедициях. Позднее выяснилось, что задолго до Колумба на новой земле успели побывать викинги, египтяне, римляне, японцы, китайцы и даже африканцы. Но в названии материка эти факты  не отразились, и имена тех людей история не сохранила.

                Итак, будем считать, что первыми там оказались поочерёдно два мореплавателя. Христофор Колумб описал свои 4 путешествия  в деловых письмах, которые переиздавались 12 раз и были хорошо известны  в научных кругах. Судьба мореплавателя была переменчива. То он пользовался покровительством королевы Изабеллы Кастильской, то доставлялся на родину в кандалах, то вновь отправлялся в плавание. Приумножая славу и золотой запас Испании, он сначала и сам получал немалую прибыль, а потом был лишён всех прав первооткрывателя и умер в нищете. Не потому ли кто-то постарался  использовать для названия  нового материка другое имя?

                Оставалось выбрать подходящего человека и приучить людей к мысли, что именно он открыл новый континент, иными словами, грамотно провести пиар-акцию. Вы можете возразить, что такого слова в средневековой Европе не было. Слова, может быть, и не было, а деятельность такого рода была всегда.

                Выбор пал на Америго Веспуччи, который тоже  побывал на новом материке, хотя и не первым и даже не вторым. В отличие от Колумба, он не судился с королевской семьёй, «не привлекался», «не замечался». К тому же, его имя было созвучно с названием одного из туземных племён – амеррики и со словом «Америокапана», которым называли свою землю дикари. Была, правда, ещё одна кандидатура: бристольский купец Ричард Ам Меррика, который финансировал одну из первых экспедиций в Новый Свет. Но его внешние данные требовали вмешательства имиджмейкеров, а литературный талант и вовсе отсутствовал.

                В наше время  заниматься пиаром легче: реклама на телевидении, фирменные полиэтиленовые пакеты, наклейки, магнитики «на холодильник». Но не было ещё  тогда ни телевизора, ни полиэтилена, ни холодильника. Можно было выпустить календарики с портретом Америго Веспуччи на фоне контуров Нового Света, но, возможно, возник вопрос, какую систему летоисчисления  взять за основу. Европейцы не восприняли бы календарь индейцев, а индейцы не нуждались в европейском календаре, да их согласия на название материка никто и не спрашивал, как, впрочем, и на его «открытие».

                Оставалась публикация дневников, путевых заметок, писем. Желательно, необычных, шокирующих. Веспуччи был не только литературно одарённым человеком, но и отличным психологом, наделённым  богатым воображением и знавшим, чем привлечь к себе внимание. Правда, его подлинные письма, адресованные Лоренцо Медичи, были опубликованы значительно позже. А пока срочно издавались огромными тиражами и переводились на многие европейские языки путевые заметки, дневники, книги. Впоследствии историки сомневались, когда это Америго Веспуччи  успел столько написать, но, безусловно, руку к этим публикациям он приложил.

               Романтикам он поведал о звёздном небе южного полушария и об экзотической земле, где «…деревья и нивы без всякого ухода  дарят обильные, не известные европейцам плоды, море кишит рыбой, реки и источники полны прозрачной, вкусной воды. С моря дуют прохладные бризы, а густые леса, в которых водится много неизвестных животных и птиц, даже в самые знойные дни дают приятную прохладу». Коммерсантов больше привлекли описания золотых запасов. А любители «клубнички» нашли в путевых заметках откровенное описание женских тел, подробностей интимной жизни туземцев, их обычая предлагать гостям «много своих жён», отличающихся «безмерной страстью».

                Безусловно, эти откровения сделали  диковинной земле и автору заметок  такую рекламу, что нашлось много желающих отправиться в «райский уголок». Не останавливали ни долгий опасный путь, ни описания неимоверной жестокости, с которой не признающие «ни вождей, ни храмов, ни идолов» дикари уничтожали своих врагов, ни процветавший  на той земле каннибализм. Каждый путешественник рассчитывал оказаться не в числе съеденных врагов, а в числе принятых с распростёртыми объятиями друзей.

                Имя Америго Веспуччи приобретало необыкновенную популярность и постепенно входило в сознание людей как часть Нового Света. Поэтому никого не удивило, что в 1507 году  на карте  появилось название Amerigosland. Не обратили внимания даже на ту странность, что материк был назван не по фамилии путешественника, а по имени, хотя такие исключения делались только для коронованных особ. Справедливости ради, надо заметить, что Америго Веспуччи  не претендовал на  свой приоритет  открытия Америки, хотя и умалчивал о составе экспедиций и своей роли в них. Однако, узнав об оказанной ему чести, возражать не стал, а своё имя начал писать с двумя «р», в соответствии с  названием туземного племени. Колумба ко времени появления первой географической карты Нового Света уже не было в живых, а  его сыновей не интересовало, как названа открытая отцом земля.


      
                Иллюстрация: гравюра Теодора Галля «Америго Веспуччи и Америка»