А. Бушков об уральских казаках

Павел Кожевников
«... Донцов и кубанцев погубил их собственный эгоизм – так же, как и Оренбуржское казачье войско. Всем им показалось, что, объявив суверенитет, они будут жить сладко и счастливо...
... Но были и другие! И вот перед ними стоит снять шапку...
Когда по всей России возрождались казачьи традиции, когда по многим градам и весям щеголяли картинно-пёстрые станичники с дедовскими «Георгиями» на груди, это поветрие, насколько мне известно, обошло те районы, что были когда-то территорий Уральского казачьего войска. Причина проста и трагична: уральских казаков больше нет.
Всех прочих в России сохранилось немало, а вот уральских попросту нет...
Дело в том, что Уральское казачье войско оказлось единственным, не поддавшимся ни разложению, ни большевистской пропаганде, ни эгоистическому стремлению к созданию самостийной «державы». Крепкие хозяева, староверы, уральские казаки с самого начала без колебаний и раздора в собственных рядах выступили против большевиков. Сначала они гибли в боях. Потом, когда стало ясно, что красные побеждают, Уральское войско с семьями двинулось на юг; через казахские степи, пробиваясь в Персию. Цели они достигли, но жертвы были огромными – голод, бездорожье, холода...
С Урала под командованием своего атамана вышли пятнадцать тысяч человек, а до прикаспийского форта Александровск добрались только три тысячи – выжил один из пяти... Вот потому-то возродить уральское казачество и невозможно – некому.
Единственное войско, не заражённое ни эгоизмом, ни шатаниями. Ничего общего с Доном, с Кубанью, с Дальним Востоком, где атаман Семёнов был, по сути, такой же японской проституткой, как Краснов – германской. Оба, уже в сорок пятом, получили свою петлю...»

А. Бушков «Сталин. Красный монарх», стр. 198-201. Издательский Дом Нева,
Санкт-Петербург , 2005 г.

Александр Александрович Бушков - единственный писатель, который не побоялся сказать правду об уральских казаках. Низкий ему поклон от всех уральцев за это.