Гости

Koordinator
Этот рассказ написан моим товарищем, физиком Александром Лукиным. Привожу его полностью - он более чем интересен...в ЖЖ, к сожалению, нельзя разместить фото, а оно - необходимо.

Гости

Мне не слишком часто приходится перемещаться поездами на дальние расстояния. Время давно стало главной ценностью и не хочется тратить его бездарно. Поэтому авиация все более входит в нашу жизнь. Однако, по моим наблюдениям, в самолетах люди общаются реже, чем в поездах. Если полет долгий, "через ночь", то многие обычно спят. Если же короткий, то часто просто не возникает желания начинать беседу с незнакомым человеком. Другое дело - поезд. Он более располагает к доверительному разговору, возможно даже просто потому, что люди сидят на психологически комфортном расстоянии друг от друга. Согласитесь, что расстояние между креслами в самолете меньше того, которое незнакомые люди инстинктивно выбирают, если садятся за один стол.

Месяц назад мне случилось съездить из Москвы в Нижний Новгород именно на поезде. По дороге в Нижний забот хватало. И пока не села батарея в ноутбуке, была возможность подготовить некоторые документы. А назад не оказалось билетов на быстрый "Сапсан", поэтому пришлось ехать обычным пассажирским поездом. Дорога домой всегда более расслабленная: дела сделаны, познакомились с новыми деловыми партнерами. Да и вообще смена обстановки располагает к общению.

С попутчиком в двухместном купе вагона СВ ночного поезда мы оказались вдвоем. Он был человеком почти моего возраста. Как потом оказалось, всего на три года младше. А то, что он работал в Институте прикладной физики РАН, занимался распознаванием образов и когда-то окончил известный московский ВУЗ, нас быстро сблизило. Поэтому мы заказали ужин из вагона - ресторана прямо в купе. У меня с собой была презентованная бутылка коньяка "Век буржуазии", произведенная по французской технологии. Он появился в Нижнем в 2010 г. и быстро стал популярным. Рассказ, конечно, не место для рекламы, но коньяк оказался очень достойным. К слову сказать, он производится в Калининграде и в Москве его тоже можно найти в фирменном магазине. Попутчика моего звали Сергей Вениаминович. Фамилию я его называть не буду, хоть и понимаю, что в ИПФ РАН второго человека с таким сочетанием имени и отчества скорее всего просто нет. Впрочем, мы обменялись визитками и почти сразу стали называть друг друга по имени.

Сергей долгое время занимался цифровой обработкой сигналов, и несмотря на то, что у него была небольшая лаборатория в Институте, самостоятельно много программировал, а также разрабатывал алгоритмы обработки изображений. В частности, результаты разработок его лаборатории широко использовались при реконструкции старых фотографий, расцвечивании черно-белых фильмов. Естественно были и другие направления, связанные со специальными задачами по обработке спутниковых снимков поверхности океана. Оказалось, что Сергей участвовал даже в двух экспедициях на НИС "Академик Виноградов", ходил из Владивостока в экваториальные широты, вместе со специалистами аэрокомической лаборатории Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН, в котором я многие годы работал. В общем, нашлись и общие знакомые и много тем для обсуждения. Когда затронули совсем узкопрофессиональные области, я рассказал Сергею о результатах работ, проведенных в прошлом году, по распознаванию звукового сопровождения телесигналов, в которых мне довелось участвовать. Удавалось по пятнадцати - двадцати секундной записи звука на мобильный телефон с высочайшей достоверностью идентифицировать телеканал и программу. Эти работы имеют коммерческую перспективу, поэтому продолжаются и в настоящее время.

В ответ Сергей поделился некоторыми интересными результатами своих разработок по фотоснимкам. В этой области в мире известно очень много работ. Более того, с ростом производительности компьютеров в последние годы, удается решать задачи, которые раньше даже не ставились. Многие из них отличаются тем, что сами формулировки задач распознавания очень расплывчаты или задаются неявно. Практически дело движется к тому, что создается программный искусственный интеллект, который начинает не только решать, но и неформально самостоятельно искать, определять задачи. До думающих, мыслящих машин пока далеко, однако уже есть примеры высокого качества решения задач.

Одним из таких примеров Сергей поделился. Речь не шла о работах, выполняемых по тематике его института, или по официальным грантам. Нужно сказать, что в наше коммерческое время серьезные ученые скорее "сводят концы с концами", чем "жируют". Наиболее смелые и молодые подались в другие страны, многие сменили профиль или даже профессию.

Работа, о которой рассказал Сергей началась неожиданно. К нему в Нижний приехал представитель известной Студии документальных фильмов Петра Солдатенкова из С.Петербурга. Этот режиссер снял множество очень интересных работ и, к счастью, продолжает творческую жизнь. К слову сказать, он был единственным профессионалом, снимавшим похороны В.С. Высоцкого в частном порядке, потому что снимать официально не разрешили. У киностудии была задача обработки очень старых уникальных фотонегативов, необходимых для использования в фильме про Нестора Махно. По существу ставилась задача идентификации личности с одного фотоматериала, в сравнении с серией снимков, на которых эта личнось была снята в различных ракурсах. Задача была непростая, однако лаборатория Сергея имела определенный опыт по идентификации изображений людей по различным снимкам. Более того, они могли похвастаться уникальными научными результатами, которые получались не за счет традиционных способов масштабирования, пересчета фокусного расстояния объектива или повышения контраста размытых изображений. "Коньком" разработанного программного обеспечения была способность выделять из картинки, после её оцифровки, тех деталей или элементов изображения, которые содержали отличия по фактуре, освещенности, ракурсу, размытости границ от соседних элементов на том же снимке. Любой, даже очень качественно выполненный фотомонтаж программа определяла достаточно быстро при минимальных ошибках.

С Питерскими снимками Сергею и его коллегам пришлось повозиться. Подлинность негатива сама по себе не вызывала сомнений. Стиль съемки, качество материала позволили быстро определить тип камеры, марку пленки и примерный возраст снимка. Основные трудности оказались связаны именно с идентификацией личности Махно. По всем представленным фотографиям обработка давала четкое определение личности на изображении, даже искаженном царапинами, размытом или с дефектами обработки. Практически задача, которую ставила киностудия была положительно и в срок решена. Однако сама работа программы интеллектуальной идентификации, которая ранее не давала сбоев, отличалась двумя характерными особенностями для тестового группового снимка. Во-первых, его обработка требовала в четыре раза большего времени, чем это обычно бывает. Нужно отметить, что эталонные фотографии обрабатывались за время, на 10-15% меньшее, чем стандартное. Во-вторых, подсистема для работы с контекстными правилами многократно обращалась к элементу изображения с фотографией мужчины на заднем плане. Эта программа запускалась после полной проверки и идентификации подлинности и однородности фотоматериала, отсутствия фотомонтажа. Ее задача заключалась в поиске элементов изображения, которые существенно могли отличаться по стилю, фактуре материала, отражательной способности или даже по необычным предметам одежды, прическе. Другими словами, авторы разработки заложили в программное обеспечение режим неформального поиска отличий, которые не могли быть однозначно выражены или описаны.

Тем не менее, киностудия вскоре получила положительное заключение по своему заказу. Однако необычное поведение программы ее разработчики продолжили изучать. Фотоснимок сегментировали, объединяли с другими, имеющими близкий сюжет, проводили исследование слоя фотоэмульсии. Однако компьютер постоянно определял фотографию мужчины, как имеющую нестандартные отличия по ряду признаков.

Человек на снимке не принадлежал к тому времени, когда была сделана фотография. По целому ряду признаков в одежде, по наличию едва заметного проводка к наушнику, вставленному в ухо, он был из далекого будущего. Фотомонтаж при этом был категорически исключен. Объект натурально присутствовал в сцене, отражал свет, который и был запечатлен фотографом. Снимок относился к периоду конца 1920 года, когда Махно в союзе с красными участвовал в сражении с кавалерийским корпусом генерала Барбовича под Юшунью и Карповой балкой. После этих событий красное командование рассталось с Батькой Махно. Его отряд был окружен, многие погибли. В конце концов ему все-же удалось уйти с полуострова Крым. Однако, это уже другая история.

Лаборатория Сергея включилась в решение проблемы основательно. Это было тем более важно, что разработанное программное обеспечение использовалось и в составе целого ряда комплексов и систем прикладного значения, причем весьма важного. Ошибки распознавания объектов, конечно допускались, однако существенное снижение быстродействия и выявление нестандартных объектов на фотографиях требовалось исключить. А для этого было необходимо вначале разобраться с предметом и причинами, вызывающими нештатную работу программы.

Более детальное изучение вопроса показало, что аналогичные факты достаточно хорошо известны. Таким, например, стал обсуждаемый в Интернете снимок, который находится в Bralone Pioneer Museum в Британской Колумбии. Он был сделан при открытии моста Саут Форк после наводнения 1940 года. Среди людей в шляпах и костюмах на правом плане стоит мужчина в темных очках, похожих на Ray-Ban в майке с напечатанным рисунком. Но самое интересное - это то, что он держит в руках вполне современную цифровую камеру.

В фильме Чарли Чаплина "Цирк", который был выпущен в 1928 году, дама, прижав руку с каким-то предметом к уху идет и разговаривает. Мобильной связи тогда, конечно, еще не существовало.

30 августа 2006 года молодой швед Хакан Нордквист чинил протекающую раковину и вдруг по его словам, словно "провалился" в тоннель. Там он встретил... себя самого, только уже совсем в зрелом возрасте.Общение продолжалось некоторое время и ему удалось сделать видеозапись "двух себя" с одинаковыми сложными татуировками на руке. Эта запись многократно проверялась и признана подлинной. Ее несложно найти в Интернете.

Сотрудники лаборатории Сергея нашли множество других снимков и видеозаписей, на которых присутствовали люди и объекты из другого времени. Вначале возникла идея провести массовый анализ фотоснимков, на которых наличие подобных изображений было бы наиболее вероятным. Это были различные важные события, собиравшие множество людей. Программа работала одинаково хорошо с большинством из них и если объекты из другого времени присутствовали, неизменно тормозила время распознавания и идентификации. Было обнаружено множество фотоснимков, над которыми и в настоящее время ведется работа. Это, например, встреча Юрия Гагарина после его исторического полета в Москве, фотография олимпийских чемпионов 1980 года, многие демонстрации на Красной площади, военные снимки в Афганистане и даже групповой снимок делегатов XXV Съезда КПСС в Кремлевском дворце. В общем, оказалось, что подобных сюжетов оказалось не просто много, а очень много.

Основным достижением ученых из Института прикладной физики был, конечно, созданный программный инструмент. Появление быстродействующих суперкомпьютеров сделало возможным значительно увеличить мощности для проведения расчетов и начать массовую обработку живых видеоизображений в реальном времени, в том числе с камер наружного наблюдения в крупных городах, которые устанавливались в метро, на улицах, в местах, где собирается большое число людей. Ставилась задача оперативно "выявить" путешественников во времени и вступить с ними в контакт. Не могу подводить моего случайного попутчика и рассказать обо всем, что услышал от него, более подробно. Скажу только то, что таких людей удалось обнаружить многие десятки, причем в разных странах. Интересно также, что зафиксированы и случаи с домашними животными. В настоящее время "картинки" практически всех мировых новостных телеканалов, таких как BBC непрерывно обрабатываются на суперкомпьютерах программами, разработанными в лаборатории Сергея. Неплохие результаты в Москве получают на суперкомпьютере "Ломоносов", установленном в МГУ. Как оказалось, бывают путешественники во времени, как из прошлого, так и из будущего. Самое глубокое проникновение из прошлого зафиксировано от конца 1903 года. Самое далекое из будущего в наше время - из середины 2076 года. Конечно самую интересную информацию дали контактёры из будущего, которых удалось не только оперативно вычислить, но и найти.

К сожалению, я не имею права рассказывать все, что рассказал Сергей. Обещал. Но практически не сомневаюсь, что уже достаточно скоро он сам опубликует эти материалы.

АЛ

29.07.2012