Язык, который я придумал. ер-ерь

Сергей Безнастный
"Фонетический слог – гласный или сочетание гласного с одним или несколькими согласными, произносимые одним выдыхательным толчком".Обязательно гласный. Возьмём слово "рубль". Сколько в нём слогов? Один гласный, значит и слог один. Но так ли это на самом деле?

Вот пример со словами бобр и добр (краткая форма от добрый). Маленькое двустишие. Не стоит в нём искать какой-либо смысл. Оно нарисовано только с целью показать слоги. Итак:
 
...Бобр наточит зубы.
Он же добр, не грубый...

| +- | +- | +- |
| +- | +- | +- |

На первый, формальный взгляд - чёткий трёхстопный хорей (здесь и далее: | разделитель стоп, + ударный слог, - безударный слог). Но почему читается так невнятно, почему не складывается ритмика двустишия?

Ответ прост. В ходе реформ языка из алфавита исчезли символы, обозначавшие краткие и сверхкраткие гласные - еры и ери. Символы исчезли, но сами сверхкраткие гласные никуда не делись. На самом деле двустишие следовало бы записать следующим образом (здесь заглавный Ъ условно обозначает ер, который согласно нынешним словарям не пишется):

...БобЪр наточит зубы.
Он же добЪр, не грубый...

| +- | -+ | -+ | -
| +- | +- | -+ | -

И вот здесь уже четко видно, почему ломается ритмика: первая строка - хорей, ямб, ямб, безударная; вторая строка - хорей, хорей, ямб, безударная. Именно по разнице вторых стоп в строках ямб-хорей и  теряется созвучность строк. Поправить ритимку несложно:

...Наточит бобЪр зубы.
Он добЪр, он не грубый...

| -+ | -+ | -+ | -
| -+ | -+ | -+ | -

Получим чистый ямб, размерностью три с половиной стопы:

...Наточит бобр зубы.
Он добр, он не грубый...

Теперь пояснения, почему такое случается. Всё дело в природе самого русского языка. Слово бобр призносится как двуслоговое - бо-бр. Два слога - две гласных. И вторая сверхкраткая гласная на самом деле присутствует, хотя не всегда осознаётся субъектом: бо-бЪр. В ходе развития русского языка в некоторых словах сверхкраткие гласные получили собственную вокализацию и привели к образованию новых форм. Например, бобр и бобёр, угрь и угорь.

В каких случаях следует учитывать сверхкраткие еры и ери, приводящие к образованию дополнительного слога? Традиция языка достаточно проста: если после открытого ударного слога следуют два согласных, последний из которых выражается (твёрдым или мягким) р или л, то между последним согласными возникает сверхкраткая гласная.

Например, рубЪль и рубля. В первом случае в постударной позиции сверхкраткая гласная, во втором случае, когда ударение уходит на последний слог - сверхкраткая гласная исчезает. Или люстры - нет сверхкраткой, люстЪр (родительный падеж) - есть. СентябЪрь - есть сверхкраткая, сентября - нет, но сентябЪрьский (в середине слова постударная позиция) -сверхкраткая опять присутствует.

Это свойственно как для исконно русских форм, так и для заимствований. Вот небольшой, далеко не полный список слов в которых появляется сверхкраткая гласная: бобр, рубль, комль, зубр, дубль, внутрь, вопль, корабль, копр, метр, угрь, мысль, одр, вепрь, поросль, заросль, пиастр, спектакль, монстр, бургомистр, министр, вахмистр, венгр, негр, монокль, сентябрь, ноябрь, октябрь, декабрь и т.д.

Такое же случается при образовании кратких прилагательных форм: добр, мудр, мокр, быстр, остр, храбр и т.д. 

Для именных форм появление сверхкраткой случается не только в именительном падеже. Например, некоторые слова в родительном падеже множественного числа тоже приводят к появлению сверхкратких: астр, кобр, люстр, выдр, игр и т.д.

Что из всего вышесказанного следует? Для прозы всё это не существенно. Но для стихотворных форм, где размерность строк и чередование ударных-безударных образуют ритмический рисунок, это весьма и весьма важно. Можно не учитывать дополнительные слоги со сверхкраткими гласными и тогда случаются такие казусы, как в первом двустишии. Можно избегать случаев, в которых появляются сверхкраткие, но тем самым автор намеренно обедняет свой язык. А можно учитывать слоги со сверхкраткими гласными и то же корявенькое двустишие преобразуется во вполне ритмичное, как в последнем примере.

Выбор за автором, но читатель всё равно прочитает правильно, даже если он и не подозревает о существовании сверхкратких, потому что работу по вербализации прочитанного мозг выполняет на подсознательном уровне, а подсознание человека, выросшего и воспитанного в русскоязычной среде, об этих ерах и ерях знает и помнит...

***
Вот пример осознанного учёта еров. Юрий Семецкий. "И заскрипит, открывшись, дверь..." http://www.stihi.ru/2011/11/11/2507

В первой строфе:

...Его когда-нибудь добьют,
Сорвав рекламу и афиши,
Ведь тянет к подвигам мальчишек
Введённый внутрь абсолют...

Ямб, размерность строк 4-4.5-4.5-4 . В последней строке автор осознанно использует "внутЪрь" с учётом ера и получает безупречный ритимический рисунок...

***
А здесь пример обратный. Дмитрий Ревский. "В рамках". http://www.stihi.ru/2012/07/26/3114

Предпоследняя строфа:

...И будет боль шутить при расставанье,
и будет добр подъехавший троллейбус,
унёсший день, как книгу без названья,
в стихах которой - скомканная бездна...

Ямб. Размерность строк 5.5 . Точнее сказать, автор стремился выдержать этот размер. Но во второй строке не учитывает в "добЪр" ер, не учитывает лишний слог. В результате:

...И будет боль шутить при расставанье,
и будет добЪр подъехавший троллейбус...

| -+ | -+ | -+ | -- | -+ | -
| -+ | -+ | -- | +- | -- | +-|

Изменнение размерности само по себе. Но помимо того, неучтённый слог смещает все последующие слоги и... 4-я и 6-я стопы - хорей. Чего не было в задумке. Даже длинная строка, и попытка выровняться после добр долгой паузой уже не спасают ритмику.
| -+ | -+ | - ||| -+ | -- | -+ | -

Заранее извиняясь перед автором (на случай, если сие попадётся ему на глаза) следует заметить, что учитывая ер после добр можно было бы использовать слово старенький или нечто подобное, и ритмика бы ничуть не пострадала:

...И будет боль шутить при расставанье,
и будет добЪр старенький троллейбус...

| -+ | -+ | -+ | -- | -+ | -
| -+ | -+ | -+ | -- | -+ | -