Наталья Анатольевна Самоний. Стихами льётся мысль

Поэты Прозаики Приднестровья
СТИХАМИ ЛЬЕТСЯ МЫСЛЬ…

К 35-ЛЕТИЮ НАТАЛИ САМОНИЙ

"Поэзией сердца" назвал когда-то лирику Н.Г. Чернышевский. И мне этими же словами хочется начать статью о творчестве молодой поэтессы Приднестровья Натали Самоний. Она пишет для двух очень разных читательских категорий: детей и взрослых. Приятно удивляет жанровое разнообразие ее стихов: от почти фольклорного цикла считалок до любовно-драматической новеллы и даже пародии. Приглашаю вас в удивительное путешествие по волнам ее творчества.
Начнём с детской тематики. Считалками принято называть короткие рифмованные строки, что произносят дети при выборе ведущего в игре. Ученые Г.С.Виноградов и М.Н.Мельников выделяют 3 группы: заумные считалки — оба, у первого — еще числовки и заменки; у второго — сюжетные и кумулятивные. Этот жанр не знает сословных барьеров, перешагивает границы разных стран. Анализируя стихи Натали, приходим к выводу: она предпочитает сюжетные и заменки, например "Сладкая считалка", "Фруктовая считалка", "Имена":

Глафира — это Глаша,
Мария — это Маша,
Галина — это Галя,
Алина — это Аля.
А Ольга — это Оля,
Полина — это Поля,
Людмила — это Мила,
А Мирослава — Мира…
Язык уж заплетается —
Считалочка кончается.

 Темы для считалок берутся из жизни людей, животных, наблюдений за явлениями природы. Такое произведение в хорошем исполнении вырабатывает у ребенка чувство ритма, необходимое в игре, песне и танце.
 Несколько слов о загадках. Эта литературная форма обладает двумя отличительными признаками: первый — лаконичное описание чего-либо, требующее расшифровки; второй — это особый звуковой ритм. Их поэтическая форма несет и эстетическую, и смысловую нагрузку.
 Новацией автора стали "Плаксивые загадки", например, о березе, иве, луке. Народные русские говоры слово "плаксивый" трактуют так: плачущий без особой причины ребенок, склонный к слезам. В цикле есть строки о стрекозе, клоуне и даже снежинке. Тема чистой, как слезы, воды объединяет его.

Косы дева распускала,
Слёзы девица роняла.
Отросли до лета косы —
Слёзы высохли, как росы.
(Ива.)

У поэтессы смех и слезы, радость и грусть всегда рядом, но они добрые:

Заразительно смеётся
И весело плачет,
И слёзы фонтаном,
Он струями льёт.
С причёской смешною,
А нос, словно мячик.
Он лишь улыбнётся —
И грусть пропадёт.
(Клоун.)

 Эту тему продолжает экологический ряд: "Осень", "Вишня", "Про почки и листочки":

Раскрываются почки,
Расправляя листочки,
Им под птичьи те песни
Подрастать интересней.

 Её поэтический образный строй дарит море таких светлых качеств, как любовь к природе, честность, благородство, чувство товарищества — каждому малышу. Это и "Настоящая игра", "Про двух зайцев и два порока", "Кошку я звала играть". В миниатюре "Счастье — это дети" мы читаем:

С детьми не просто, но счастливо.
Лишь с ними наша жизнь красива:
Дитя — цветок, дитя — душа…

В одной статье не удастся раскрыть все грани творчества этого талантливого человека. Но поразмышлять о лирических жанрах хочется. Ее лирический герой — это характер, написанный, конечно, для взрослого читателя. Его внутренний мир, умонастроения и эмоциональное отношение к жизни оказываются близкими и созвучными широкому кругу людей.
"Акростих" — это лишь одна из поэтической форм Н.Самоний. Словарь по стихосложению дает нам такое определение — это произведение, в котором начальные буквы составляют слово или фразу. Если это акростих-посвящение, то он называет адресата первыми буквами строк, или есть указание в тексте другим способом (в названии, эпиграфе, прямо в стихотворении). У Натали — это "Ассоль и Грей — уже их нет...". Читатель легко отождествляет себя с персонажами по мотивам гриновской феерии "Алые паруса", воспринимает выраженные поэтессой мысли и чувства как свои собственные. Это новелла о любви.

А где-то бродит наша юность,
Средь моря славных прошлых дней.
Сменили счастье мы на лунность —
Остыл уж солнечный елей.
Луна с годами — всё острей!
Ь
И, как серпом, сердца кромсает...
Горячей кровью льётся мысль:
Разлука, нет, не помогает...
Есть только в счастье жизни смысл.
Йод ностальгии — обжигает!
...
Уже пора с мечтой расстаться,
Жить настоящей правдой дней.
Есть смысл жизнью наслаждаться,
И он теперь — в сердцах детей:
Хохочут ангелами дети,
Не это ль счастья весь секрет?
Ерошим зря былого сети —
Теперь на прошлое запрет.
 
… Ассоль и Грей — уже их нет...

 Поэтизируя случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета. Повествование об единичном событии в новелле обязательно подчиняется раскрытию целостного смысла частной судьбы человека, по мнению литературоведа М.А. Петровского.
 Сюжет прост и таинственен одновременно, оставляя после себя ощущение загадки жизни.
У Александра Грина — автора прозаической феерии — экспозиционная часть знакомит нас с молодой влюбленной парой, встречающей счастье на берегу моря: цветение природы аккомпанирует их удивительной встрече на корабле под алыми парусами.
 У Натали Самоний спустя несколько лет, по законам сюжетной интриги, новая встреча — на этот раз уже не на лоне природы, а в семейном кругу.
Есть смысл жизнью наслаждаться,
И он теперь — в сердцах детей…
 Даже в этом жанре автор сумела сделать свое "маленькое открытие". Рассмотрим другое стихотворение "Зима". Гармония акрополиптиха очевидна. Рискну напомнить, что слово "полиптих" — многозначное: это 1) три дощечки, скреплённые наподобие книги и использовавшиеся для записей (античность); 2) многостворчатый живописный или рельефный складень на Руси; 3) несколько картин, связанных общим замыслом, а также единством цветового и композиционного строя.
Каждая из 5 строф обладает своей микротемой и одновременно все повествуют о зиме. Читаем:
 
Злится вьюга, змеем ветер —
И царит вовсю Эол*.
Мы о знойном грезим лете,
А мороз ужасно зол.

Или вот так:

Зной, увы, всем только снится.
И до лета далеко.
Мелкой мошкой снег роится,
А на реках — молоко.
("Зима".)
 
Лирический рассказчик предстает перед нами как живой человек, сохранивший поэзию чувств, очень тонко воспринимающий игру красок природы и любви. Переживание, запечатлённое в лирике, обладает необычайной притягательностью. Поэтому анализ пародий автора из цикла "Вдохновенный юмор" проведем в следующей статье.
 
Л. КАБАНЮК.

Вышло в печать: г.Приднестровье" от 01.08.2012 г.,


АВТОРСКАЯ СТРАНИЦА НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ САМОНИЙ:
http://www.stihi.ru/avtor/natasamonijya