Алфавит и Мальчик. Сказка для детей

Вадим Сыван
        АЛФАВИТ И МАЛЬЧИК


    Мальчик книжку в руки взял,
Как попало полистал,
На пол бросил, растоптал,
Все странички оторвал.
    Видя это, Алфавит
Мальчугану говорит:
– Книжке, Мальчик, тоже больно.
Книжка, ведь, – не мяч футбольный.
    Будешь ты её пинать –
Будет нечего читать.
Книга – человеку друг!
Если твой товарищ вдруг
    Пнёт тебя одной ногой,
А потом – ещё другой
Без каких-либо причин,
То поссоришься ты с ним.
    – Ха, да я ему как дам
В лоб и по рукам-ногам!..
У меня не забалуешь!..
– Ну, а что ты делать будешь,
    Если старше он тебя,
А за ним – его друзья?
– Я? Да я им так могу…
Нет, я лучше убегу.
    – А у книжки нету ножек;
Убежать она не может.
С книжкой надо аккуратно…
Перебил тут Мальчик: «Ладно,
    Нечего меня учить;
Раньше бил и буду бить!»
Алфавит, вздохнув, сказал:
– Сам себя ты наказал.
    Если книжку ты возьмёшь,
То отныне не прочтёшь
Текст нормальным языком –
Я смешаю буквы в нём.
    Что понятно будет людям –
Для тебя то тайной будет.
– Фу ты, ну ты, напугал.
Ой, мне страшно… Га-га-га…
    Мой животик… Муси-пуси…
Я от смеха надорвуся…
Рассердившись, Алфавит
Мальчику и говорит:
    «Зря смеёшься! Ведь отныне
Надпись даже на витрине
Ты не сможешь прочитать,
Да и числа распознать
    Тоже будет очень трудно.
Над тобой смеяться будут
Все вокруг. Лишь через месяц
Вот на этом самом месте
    Встретимся с тобой опять.
И ещё хочу сказать –
Чтобы помнить эту дату,
Должен утром отрывать ты
    По листку календаря.
Но не пропускай и дня,
А иначе лишний месяц
Будешь ждать ты новой встречи.
    Чтоб в мою серьёзность слов
Ты поверить быстро смог,
То попробуй прочитать
Книжку, что легко порвать
    Ты сумел; хотя б названье…
И до скорого свиданья!»
– Наконец-то, слава Богу!
Скатертью тебе дорога…
    Мальчик руки в брюки сунул,
И сквозь зубы смачно сплюнул:
«Надо же, как напугал…
Кстати, что он там болтал
    Про названье? Где ж обложка?..
Вот она… и букв немножко…
Что написано?..  «ЗАСКИК»,
«ЕРЫНДАНО»… Слов таких
    Никогда ещё не слышал.
Может тут ошибка вышла?
«ЕРЫНДАНО» – ерунда?
А «ЗАСКИК» – заскок? Ну да!
    А в конце что? «ЖАРИТ КЭЗ»
«Ноль-ноль, ноль-ноль, ноль-раз». Тэ-экс!
Кто-то коз зачем-то жарит…
Ничего не понимаю!
    Может прав был Алфавит?
Почитаем, что внутри:
«Джукинсбайт и карбаренза…
Муэнтрега ляфифенза…»
    Ну и ну! Язык сломаешь.
Ладно. Ждёт меня товарищ.
На маршруте двадцать первом
На автобусе доеду.
    Вот идёт автобус номер…
Что-то я не очень понял:
Вижу цифры «два», «один»,
Но какая впереди,
    А какая позади? –
Не пойму. Так, погоди;
Раз стоит в начале «двойка»,
А за ней стоит «однёрка»,
    Значит номер тот – «две…надцать».
Всё! Запутался я, братцы…»
Рядом дед стоял с клюкою.
«А спрошу-ка у него я:
    «Дедушка, автобус едет;
Он, наверно, двадцать первый?»
– Дык, кому-то – двадцать первый,
А по мне , он нынче – первый…
    И с ехидцей так спросил:
«Что, все буковки забыл?
Сам уже – такой большой…
Или, может, ты – слепой?»
    – Нет! Я вижу буквы все…
Но уже в автобус сел
Этот дед и в нём уехал.
Мальчику же не до смеха.
    Так на этой остановке,
Чувствуя себя неловко,
Мальчик долго простоял
И бесплодно рассуждал.
    А потом, махнув рукой,
Он отправился домой.
Вот он – дом, подъезд родной,
Вот и лифт. Этаж – какой?!
    Вновь стоит и чуть не плачет,
В голове все цифры скачут.
На какую кнопку должен
Он нажать, никак не может
    Вспомнить наш силач-герой.
И опять, махнув рукой,
Он пешочком поднимался
Этажей примерно двадцать…
    Дома старшая сестра
Сообщила: «Вот пришла
Нам с тобою телеграмма.
На, прочти, что папа с мамой
    Пишут и желают нам.
А в конце, увидишь сам,
Возвращения их дату».
– Не могла бы мне сама ты
    Телеграмму прочитать,
А то я устал… и спать
Мне чего-то захотелось…
– Нет! Читай уж сам. Мне сделать
    По хозяйству много надо:
Навести кругом порядок,
Пол помыть и постирать,
Поутюжить…  А ты – спать…
    В магазин сейчас пойдёшь
И продуктов принесёшь».
– Что ты, что ты?! Не смогу я.
Дай работу мне другую;
    Пол помою, пыль протру…», –
Стал упрашивать Сестру
Мальчик. И она спросила:
«Что за муха укусила
    Вдруг тебя? Ну, говори,
Что ещё ты натворил?»
Девочке ответил Брат:
«Я уже и сам не рад…
    Как мне поступить – не знаю.
Тут история такая…»
Он ей честно рассказал,
Как всю книжку изорвал.
    И о ссоре с Алфавитом
Голосом совсем убитым
Он поведал, чуть не плача…
«Вот какой плохой ты, значит;
    Если сам уж Алфавит
Будет на кого сердит,
Не завидую тому я.
Головою не подумал.
    Ну-ка, ты попробуй всё ж –
Может, что-нибудь прочтёшь?
Мальчик телеграмму взял
И, рыдая, прочитал:
    «МАГЛАМЕТР… ой, не могу!..
СВИТЕРДУЙТЕВЗАД… угу…»
– Я читала телеграмму…
Ты ж читаешь очень странно –
    «дети, здравствуйте…» Ну, что ж!
Успокойся!.. Что орёшь,
Будто бы тебя луплю я?
Ладно, слушай, что скажу я:
    Ты порядок наведёшь –
Всё помоешь и протрёшь.
Постираю, поутюжу
Я сама. Тут опыт нужен.
    А родители приедут
Завтра поездом к обеду.
Я пошла по магазинам;
Ты же – не тяни резину:
    Будешь наводить порядок
На столе среди тетрадок,
Книжек, порванных тобой,
Ты букварь увидишь мой.
    Все художества-картинки,
Что карандашом начиркал,
Аккуратненько сотри
(Только не до дыр, смотри);
    Ножницы возьми и клей
И странички все проклей.
Вот тогда лишь с Алфавитом
Сможешь переговорить ты».
    Дав наказ, Сестра ушла.
Взялся Мальчик за дела.
Пыль протёр, полы помыл,
Всю посуду перемыл
    (Веселее чтобы было –
Музыку включил в полсилы).
Все игрушки – по  местам…
На столе лишь – тарарам.
    (А точней – внутри стола,
В половине, что была
Для него отведена).
Вскрикнул Мальчик: «Вот те на!
    Как же раньше я не видел,
Что разорваны так книги?»
В ящике его бардак,
Ералаш и кавардак.
    И чего здесь только нет:
Есть обёртки от конфет
И жевательных резинок,
Есть шнурок, кусочек глины,
    Есть фонарик и погон,
Лупа, стреляный патрон…
В беспорядке скрепки, кнопки,
Тут же – от бутылок пробки,
    Гвоздик, стёклышко цветное,
Без ружья железный воин…
В общем, тот набор предметов,
Что мальчишкам всем на свете
    В жизни так необходим
По причинам им одним
Лишь известным. Но сейчас,
Перерыв всё в третий раз,
    Ищет Мальчик ластик свой,
Что подарен был Сестрой;
Но найти никак не может.
«Знаю, это мне поможет…» –
    Он опустошил весь ящик;
Тут и выкатился ластик.
Над собой его поднял
И запел, и заплясал:
    «Ля, ля, ля, мой милый ластик,
Ты нашёлся очень кстати!»
Мальчик быстро, аккуратно
В ящик уложил обратно
    Драгоценности свои.
Но не все. В ведро пошли:
Гвоздик, стёклышко, шнурок,
Пробки, глиняный кусок,
    Фантики. Но вот погон,
Лупу, стреляный патрон,
Ножик, воина, фонарик
Мальчик всё-таки оставил.
    А потом за книжки сел;
Взял он ножницы и клей…
Первый блин, конечно, – комом
(Ведь работа – не знакома,
    Ремонтировал впервые);
И полоски-то кривые,
Да и склеил кое-как.
– Дело это – не пустяк.
    Тут нужны ведь опыт, навык
Как у папы или мамы,
Иль хотя б Сестры уменье
И старанье, и терпенье.
    Я ж к такому не привык…
Но он, высунув язык,
Резать-клеить так старался,
Что теперь уж получался
    С каждой книжкою ремонт.
Стопка книг растёт, растёт…
Тут же и Букварь лежит.
«Здравствуй, дядя Алфавит!»
    Он не слышал, как Сестра
Дверь открыла и вошла;
И не сразу он заметил,
Что уже сгустился вечер…
    Наконец-то он вздохнул,
Вытер пот… зевнул… уснул.
Тут же сидя за столом.
Месяц весело в окно
    Заглянул и подмигнул.
Мальчик вдруг во сне чихнул.
Голову сложив на руки,
Спит и видит сон он жуткий:
    Буквы разных величин
Вместе с Цифрами за ним
Гонятся и вслед кричат:
«Нас верни скорей назад!»
    Он же прочь от них несётся
И от страха весь трясётся.
Всё! Бежать уж нету сил.
Он упал и завопил:
    «Что вы от меня хотите?»
«Мы хотим, чтоб в алфавите
Ты навёл порядок прежний,
Чтобы с книжками прилежно
    Обращался…»  «Так и я
Этого ж хочу, друзья.
В тех же книжках, что порвал я,
Я уже навёл порядок.
    С Алфавитом через месяц,
К сожаленью только встречусь.
Я обидел ведь его…
И хотел бы у него
    Я прощенья попросить,
Но не знаю – как мне быть?»
Буквы выстроились в ряд
И все хором говорят:
    «Мы тебе устроим встречу,
Но для этого прочесть ты
Должен слово-анаграмму;
То есть, буквы как попало
    В этом слове переставим,
Будто бы в игру сыграем.
Вот и слово: ФИЛАТВА.»
«Тэкс! Какие же слова
    Можно сделать? ВИЛАФАТ,
ФЛИВАТА и ВАТЛИФА,
ЛИФАВАТ… нет – ЛАФАВИТ…
Ну, конечно – АЛФАВИТ!
   Догадался, догадался!»—
Закричал и засмеялся
Наш герой и тут же вспомнил:
ЕРЫНДАНО – это слово
    И совсем не «ерунда»,
А НАРОДНЫЕ, ну да!
А ЗАСКИК – то просто «сказки»…
Не заскок иль бзик дурацкий…
    Только не понятно всё ж –
Кто зачем-то «жарит коз».
Буквы же, смеясь, сказали:
«Их совсем никто не жарит.
    Там написано ТИРАЖ –
Сделано сто тысяч аж
Экземпляров этих сказок».
«Всё понятно стало сразу»,  –
    Мальчик радостно воскликнул:
«Дорогие Буквы, Цифры,
Понял я, что глупым был –
В книжках рисовать любил,
    Рвал, пинал их, словно мячик…»
Тут вздохнул невольно Мальчик.
Буква «А» и говорит:
«К сожаленью, Алфавит
    В это время далеко…»
Здесь вступила Буква «О»:
«Есть ещё на белом свете
Кое-где такие дети,
    Их невежами зовут…»
Буква «И» сказала тут:
«Надо проучить таких,
Чтоб поменьше было их».
    И сказала Буква «Ю»:
«Ты же, Мальчик, не горюй –
Алфавит уже всё знает;
Он друзей всегда прощает.
    Ты же другом стал всем нам;
Нас расставил по местам…»
И спросила Буква «Я»:
«Мы – друзья иль – не друзья?»
    «Ну, конечно же – друзья!
Ведь без вас никак нельзя.
Вы нужны всегда и всюду
Самым разным в мире людям».
    «Мы так рады, мы так рады,
Что ты понял всё как надо!
Утром, только лишь проснёшься,
То в календаре наткнёшься
    И на Цифры и на Буквы;
Это наши сёстры будут.
Им привет передавай
И про нас не забывай.
    До свидания, наш друг!..»
Тут проснулся мальчик вдруг.
Глаз открыл и потянулся,
Вспомнил сон и улыбнулся.
    За окном – уже светло;
Солнца лучик сквозь стекло
Преломился и упал
На настольный календарь.
    Мальчик буквы увидал
И приветливо сказал:
«С добрым днём вас, с добрым утром,
Уважаемые Буквы!
    От сестёр передаю
Я привет календарю.
И не терпится мне знать –
Я могу опять читать?..
    Месяц – АВГУСТ, день недели
Будет нынче – ВОСКРЕСЕНЬЕ
Для числа… ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОГО.
Ой, ура! Могу я снова
    Что угодно прочитать.
Так! Попробуем опять
Текст прочесть. Вот – ТЕЛЕГРАММА…
Пум – пум, пум-пум… ПАПА С МАМОЙ.
    Всё – легко и всё – понятно.
Всё же, это так приятно –
Самому уметь читать,
Самому писать, считать!
    Что ж, пойду будить сестру;
Надо с нею поутру
Нам убрать нарядно зал,
А потом – и на вокзал…

    Как приятно всё же знать,
Что умеешь ты читать!

            К О Н Е Ц

             22.12.2000г.
(фото из книги "Сказки дедушки Вадима", художник Дунько В.В.)