Китайский метод

Александр Анфилатов
               

1972 год. Я, уже молодой лейтенант, оперативный сотрудник Особого отдела КГБ по Дважды Краснознаменному Балтийскому флоту, обеспечиваю государственную безопасность выхода в нейтральные воды эскадренного миноносца ЭМ «С….й», входящего  в состав 76 Бригады эскадренных миноносцев 12 Дивизии ракетных кораблей. Корабль вышел на боевую службу. Наша задача-не допустить входа в Балтийское море американских боевых кораблей.
Я уже рассказывал, что серия миноносцев проекта 30 бис по традиции носила имя прилагательное на букву «С». ЭМ «Стойкий», ЭМ «Сердитый», ЭМ «Степенный», ЭМ «Светлый», ЭМ «Смелый», ЭМ «Сметливый»...
Одно только перечисление названий миноносцев говорит о той  военной мощи, которой  обладал тогда Советский Союз. СССР уверенно занял достойную позицию в мире и вышел на просторы мирового океана. Чтобы сейчас не писали о «холодной войне», я не считал тогда, что мы делаем что-то предосудительное.
Самое большое в мире государство должно обладать самым  мощным оружием и участвовать в решении судеб мира.
Северное море. Траверз* датского мыса Скаген. БЧ-2 (ракетно –артиллерийская боевая часть на корабле) проводит учения. Ведется стрельба из автоматических пушек и крупнокалиберных пулеметов по осветительной ракете, паряшей на парашюте высоко над кораблем. Трассы огна идут в сторону ракеты, которая представляет из себя слишком мелкую мишень. Я, как особист, выбрал место рядом с командиром в ходовой рубке.
Вдруг воздух разрывает неперносимый рев двигателей. Низко над палубой эсминца, со стороны солнца,  проносится реактивный самолет с очень знакомыми очертаньями. Теперь уже я сам могу квлифицировать цель –«Фантом»! На крыльях кресты Бундесвера.
Но трассы снярядов продолжают нестись в небо!
Взмывающий вверх «Фантом» попадает прямо под. них! Снаряды рвутся рядом с кабиной пилота. Кажется, итог неизбежен!   
Но немца видимо, пасет его Бог! Он невредим! И резко завалившись на правое крыло, «Фантом» низко над водой уходит за горизонт.
Звучит команда «Дробь!» Стрельбу прекратить. Командир корабля вызывает на мостик командира БЧ-2.
И в этот момент, знакомый рев и над палубой проносится  уже двойка немецких истребителей. Лица пилотов хорошо различимы за стеклами кабин. Их выражение не вызывает улыбки. Одна из автоматических пушек поворачивается следом за уходящими истребителями. Дробь! Кричит командир. Не стрелять!( уже не уставная команда и брань, усиленная динамиками.)
Немецкие «Фантомы» не успокаиваются. Их товарищ попал под. огонь советских пушек!
Нужно поставить на место зарвавшихся русских!
Через нескольо минут на корабль пикируют поочередно уже две двойки «Фантомов».Их неприятные прямоугольные очртания четко видны на фоне гаснущего неба. НУРС (неуправляемые реактивные снаряды) на боевом взводе. Они выпущены из-под корпуса и висят на апарели, готовые к запуску.
Обстановка непредсказуема! Командир радирует в Москву. Атакован немецкими истребителями.   Дайте разрешение на применение средств защиты. Москва молчит.
И в этот момент, на броневой щит пушки, взлетает матрос, который поворачиватся (простите) задом к заходящим в атаку немецким самолетам и спускает флотские штаны.
Из боевой рубки несется трехэтажный мат!
А неметкий летчик, готовый нажать кнопку пуска ракет, вдруг улыбается и показывает большой палец, направленный вверх!
Самолеты удаляются, пуская шлейф  дыма.
Из Москвы приходит радиограмма «Действуйте по обстановке».
На мостике молчание, а потом громовой хохот!
 Матрос! На мостик!
Через минуту появляется щуплый матрос первогодок. Он бледен от волнения и знает, что  заслужил наказание, покинув расписанное ему по боевой тревоге место!
Командир смотрит на матроса сурово, а потом  вдруг спрашивает-
-Особист, ну, что прикажешь, рас стрелять его!
Отвечаю,
-Думаю, надо простить, командир!
Матрос улыбается и говорит.
Товарищ командир, а мой папа служил на острове Даманском , и всегда так делал, когда китайцы наглели.
-Идите, матрос!
Экипаж весь вечер смеялся. А матросу дали кличку «Китаец». Ведь это он применил на практике «китайский метод».