Прогрессорство Изумрудного Города

Наталья Гараханова

Удивительный Волшебник из Страны Оз – да, да… именно Оз, а не Изумрудного Города - речь пойдет о книге Фрэнка Л. Баума «The Wonderfull Wizard of Oz», вышедшей в свет в 1900 году в Чикаго. Конечно, нашему читателю более известен «Волшебник Изумрудного Города» А. Волкова, в основе которого лежит сюжет сказки Баума. Однако, первоисточник не менее интересен. В том числе и  тем, что затрагивает одну их главных и наболевших проблем мировой, а в особенности, российско-советской фантастики: Что можно и чего нельзя делать, когда попадаешь в чужой мир или планету со своими собственными исторически сложившимися устоями, ценностями и естественным развитием? Можно ли вмешиваться в ход истории? Допустимо ли тащить за уши ничего не подозревающих аборигенов к великому, светлому будущем, или лучше оставить все, как есть? Не навредишь ли ты своим прогрессорством всем и вся, да и себе самому, в первую очередь?

И стоит взглянуть на сюжет в целом, становится видно, как на протяжении всей книги Баума девочка Дороти, по воле случая оказавшаяся в Волшебной Стране, постепенно превращается из «попаданца» в «прогрессора». Невольными прогрессорами становятся также и ее друзья – Пугало, Железный Дровосек и Трусливый Лев.



Но не будем забегать вперед. Эпоха перемен в Волшебной Стране началась задолго до того, как маленький домик из прерий упал на Злую Колдунью Востока. Чревовещатель и циркач из Омахи - Оз, будучи также случайно заброшенным на воздушном шаре в этот невиданный край, оказался сметливым и  хитрым организатором. Естественно, что шар, спустившийся с неба, был воспринят простодушным  и привыкшим к различным чудесам населением, как явление магического порядка, а сам воздухоплаватель - как небожитель. Осознав, что пути назад нет, а если и есть, то подготовка займет долгое время, молодой человек не придумал ничего лучше, как сыграть роль волшебника, великого, ужасного, но доброго. «Чтобы развлечь себя и занять людей, я приказал им построить город и дворец», - рассказывает Оз. И вот здесь-то и проявилась в полном масштабе дальновидность и политическая грамотность жителя Нового Света. Образ волшебника утвержден – теперь пора подумать о том, как его поддерживать. А что может быть лучше, чем держать подданных в состоянии занятости? Ведь если есть занятие – значит, мало свободного времени и нет ненужных разговоров, обсуждений и сплетен о происхождении правителя. А не дай Бог, еще попросят от безделья  продемонстрировать волшебство или совершить показательное чудо. А так – население при деле, правитель – при троне. Еще одна занятная игрушка от Великого и Ужасного – зеленые очки. Казалось бы, зачем? Ну, какая разница – зеленый город или обычный. А вот и нет, оказывается, разница есть, и очень большая. Обычных городов – много, а Изумрудный – один.

 Сознание исключительности города поддерживает сознание исключительности населения. Они уже не простые люди, живущие в простом городе. Они – жители Изумрудного города. Подтверждение этому мы находим у Баума: «Пугало стал правителем Изумрудного города, и хотя он и не был волшебником, люди гордились им. Так как – говорили они – во всем мире нет города, где бы правил человек, набитый соломой». Какого еще правителя могли себе выбрать исключительные жители исключительного города? Конечно, тоже исключительного, уникального, который был бы один на всю Волшебную Страну. Таким образом, внедренная Озом политика занятости и исключительности успешно оправдывала себя многие годы. Однако, единственным источником страха стареющего шарлатана оказались Колдуньи.

До прилета Великого и Ужасного попаданца власть в Стране была поделена на четыре сектора – северный, южный, западный и восточный. В каждом секторе правила Колдунья. Колдуньи Севера и Юга были добрые, а вот Колдуньи Запада и Востока - злые. Как и положено, добрые Колдуньи правили мудро и милостиво, а злые притесняли и обижали своих подданных. Однако, если вглядеться, да попристальней, мы заметим, что до появления Оза в Стране царила гармония: четыре части света, четыре Колдуньи – равное противостояние сил, равное число сторонников добра и зла. А что необходимо для прогресса и развития? Именно, добро и зло, уравновешивающие друг друга. Не что-то одно, а оба понятия вместе.

Таким образом, житель Омахи оказался «пятой спицей в колеснице» в центре событий. И, кстати сказать, территориально Изумрудный город располагался действительно в центре, на пересечении дорог частей света. Но добрым Колдуньям Севера и Юга, по-видимому, не было никакого дела до новоиспеченного басилея. Они даже не удосужились проверить – волшебник ли он на самом деле. Зато их коллег – правительниц Востока и Запада - от набегов на Оза сдерживала лишь очевидность своего поражения, ибо они всерьез полагали, что Великий и Ужасный притворщик намного более могущественный волшебник, чем они сами. Тут мы видим, как профессионально использовал Оз средства массовой информации. Хитро сплетенная легенда о его величии и грозности как чародея разнеслась по всей Волшебной Стране, пугая не только детей, но и соседних правителей. И никому даже в голову не пришло усомниться в этом. Vox populi…

Но вот, прошло время. Город построен, жители убеждены в собственной уникальности, сам правитель скрылся от людских глаз и никого не принимает, ибо не пристало Великому и Ужасному выглядеть, как обычному человеку. Среди населения ходят байки о том, с какой легкостью чародей меняет обличия. Казалось бы, сделано все, чтобы укрепить свое положение и предвосхитить любые неприятности. Но попаданцу неспокойно. А вдруг решатся злые Колдуньи напасть на Изумрудный город? А вдруг догадаются, что никакой он не волшебник? А вдруг двинутся с запада и востока вооруженные - хоть вилами  и лопатами, но все же вооруженные - мигуны и манчкины? А вдруг…

И тут, судьба протягивает ему лотерейный билет – еще одного попаданца. На этот раз – всего лишь маленькая девочка из Канзаса Дороти со своим смышленым песиком Тото. Убив случайно злую Колдунью Востока, и завоевав этим всенародное признание как еще одна великая волшебница, девочка начинает путь по дороге желтого кирпича к Изумрудному городу. В отличие от асоциального интроверта Оза, Дороти налаживает добрые отношения не только с бывшими подданными злой Колдуньи, она также заручается поддержкой доброй Колдуньи Севера. Подспудно, маленькая попаданка понимает, что народная любовь -  самая большая гарантия исполнения ее желаний. Опять-таки в отличие от Великого и Ужасного, девочка признает тот факт, что она совсем не волшебница, а совершенное ей «чудо» произошло случайно. Ей, конечно, никто не верит, ибо обычные девочки не убивают могущественных Колдуний, но скромность так идет Дороти, что все с ней соглашаются.

Тем не менее, баланс нарушен, и соотношение сил изменилось. Две добрые Колдуньи и опытный политик  против одной злой. И не стыдно, господа волшебники?

Путешествуя все дальше и дальше, Дороти заводит новых друзей, которые сопровождают ее в Изумрудный город, чтобы получить заветное и желаемое от Великого и Ужасного Волшебника. И тут мы видим довольно интересную расстановку приоритетов. Пугало, не имеющий кроме соломы никаких внутренностей, взалкал не больше, не меньше, как мозгов. В его понимании – если у тебя нет мозгов – ты ни на что не годишься, лишь только мудрый и много знающий может занять свое место под волшебным солнцем; Железный Дровосек, не имеющий вообще никаких внутренностей страстно желает получить от волшебника сердце – страдающее и любящее. «Однажды, у меня были и мозги и сердце, - говорит Железный Дровосек – Я испробовал и то, и другое. И выбираю сердце. Мозги не делают человека счастливым, а счастье – самая лучшая вещь в мире»; Трусливый Лев, разваливающийся от неврозов, требует для себя смелости, чтобы стать царем зверей. И все идут не только в полной уверенности, что только такой великий волшебник, как Оз сможет выполнить заветные желания столь разношерстой компании, но и в страхе – как их примет Великий и Ужасный.

Однако, сам Великий и Ужасный напуган не меньше остальных. Девочка, убившая злую Колдунью Востока, обладающая сильнейшим магическим артефактом – серебряными туфельками – чем такая сила в детских руках может грозить положению самого Оза? Тут есть над чем задуматься.

И тут у Великого притворщика возник гениальный в своей простоте план – въехать в рай на чужом горбу! Гораздо выгоднее было избавиться от последней угрозы своему могуществу в лице оставшейся злой Колдуньи руками девочки и ее друзей. А если все-таки не получится, и правительница мигунов разобьет странную компанию в пух и прах – ну что ж! Одно полезное дело Дороти уже сделала, избавившись от злой Колдуньи Востока. И попаданец превратился в прогрессора.  Официальная версия выглядело безупречно: никто не получает даров от великого волшебника просто так. Их надо заслужить. Притом, добрыми делами. А раз уж юная волшебница Дороти так поднаторела в убийстве злых Колдуний, то пусть отправляется вместе со своими друзьями на Запад и убьет еще одну злую Колдунью, освободив добрых мигунов от рабской эксплуатации. Ну  что тут скажешь? Прогрессорство в чистом виде: бьем злых Колдуний, спасаем хороших мигунов во имя светлого будущего. Вот и жители города восприняли это как должное.

Таким образом, многострадальным путешественникам снова пришлось отправиться в путь. И очередная злая Колдунья убита девочкой по чистой случайности, окаченная грязной водой из помойного ведра. Равновесие мира пошатнулось и безнадежно рухнуло, утопая в куче тряпья, оставшейся после правительницы Запада.

На политической арене остались две добрые Колдуньи и Великий Притворщик, которому вскоре пришлось выполнить свои обещания Дороти и ее спутникам. Что, кстати, он и сделал, с большим мастерством и умением применив методы психологии внушения и – практически, гипнотическую модель Милтона -  после чего благополучно отправился в родную Омаху продолжать цирковую карьеру. И вроде бы все закончилось хорошо. Дороти благополучно вернулась домой при помощи волшебных туфелек; золотая шапка была возвращена вожаку Летучих Обезьян, чтобы никто над ними больше не властвовал; Пугало Мудрый стал правителем Изумрудного города; Железный Дровосек так понравился, из-за своей любви к механизмам, технически развитым мигунам, что они попросили его править ими; Смелый Лев излечился от неврозов и стал царем зверей. Вроде бы все закончилось хорошо.

А как же рухнувшее равновесие? А как же поколебленные основы мироздания Волшебной Страны? А соотношение сил добра и зла, обуславливающее движение вперед?

Что же все-таки натворили своим прогрессорством старый шарлатан и маленькая девочка?

Остается только гадать, как будет развиваться история Волшебной Страны в дальнейшем – ведь, как мы уже говорили, для движения вперед нужны две силы – и добро, и зло… И если в результате благих намерений Оза и Дороти, зло исчезло из этой чудесной Страны, то Страна, чтобы продолжить свое движение вперед (ведь остановиться – значит погибнуть) сама создаст себе Зло. Перефразируя Р.П. Уоррена, она сделает Зло из Добра, потому что больше его делать не из чего. Какое Зло это будет, откуда Оно придет, кто будет противостоять этому Злу – неизвестно. Но одно ясно, что Зло это будет равнозначно совершившемуся избыточному Добру.

Возможно, в один прекрасный день своенравная красавица Глинда, правительница Юга, решит, что двум добрым Колдуньям не место в Волшебной Стране. Возможно, в тот же самый день Смелый Лев осознает, что говорящие звери ничем не хуже говорящих людей, и захочет выйти из леса вместе со своим царством. Возможно, у жителей Изумрудного города сознание своей исключительности выльется в то, что они начнут считать себя высшей расой, и чтобы остальные, соответственно, низшие расы это признали. Велика вероятность, что, поддерживаемые правителем, лишенным сердца, обладающим только острыми мозгами, не чувствующим, но анализирующим и расчетливо действующим Мудрым Пугалом, его подданные захотят начать войну. Возможно, что Пугало обратиться к старинному другу Железному Дровосеку, правителю мигунов, и будет просить изобрести оружие и снаряжение, годное для войны.  Не стоит забывать, что мигуны – самая технически развитая народность Волшебной Страны. Возможно, Железный Дровосек, не имеющий внутри ничего, кроме сердца, под влиянием чувств откажет Мудрому Пугалу и объявит всеобщее равенство и братство, сделав из друга врага. Из таких сердечных правителей без мозгов получаются не менее яростные фанатики правого дела, чем из умных правителей без сердца - получаются алчущие власти, ввиду своей исключительности, завоеватели. Да, и не стоит еще сбрасывать со счетов Летучих Обезьян, которые  сами по себе смогли покорить целый народ мигунов и предать его в рабство злой Колдунье Запада, хозяйке Золотой шапки. А сейчас ведь, шапка находится у самих Обезьян, и значит, никто больше не может ими командовать.

Возможно… да что только не возможно в Волшебной Стране с нарушенным равновесием после исчезновения прогрессоров. И надо ли думать: куда приведет дорога из желтого кирпича, вымощенная благими намерениями?