Целомудрие и интеллект

Алексей Панищев
Целомудрие и интеллект

Панищев А.Л.
Курск. Курский институт социального образования
(филиал) Российского государственного социального университета

- Почему вы хотите уехать из этой страны?
- Дело в том, что при Сталине за содомию расстреливали,
при Брежневе сажали, а сейчас это извращение стало нормой.
Так я хочу уехать отсюда, пока содомия не стала обязанностью.

Из анекдота.

Без духовной чистоты немыслимо истинное интеллектуальное развитие. Высший уровень интеллекта – разум – предполагает способность не просто гибко мыслить, правильно использовать алгоритмы и т.п., но, прежде всего, соотносить поступки с этическими категориями. Если мы обратимся к биографиям многих советских учёных, таких как М.В. Келдыш, С.П. Королёв, И.В. Курчатов, П.Л. Капица, В.Н. Челомей, М.К. Янгель, то увидим, что их детство проходило в обстановке, не только предрасполагающей к умственной работе, но и к бережному отношению к своей духовности. Многие советские космонавты, включая Ю.А. Гагарина, родом из сельской местности, а школьное образование получали в трагические времена 1940-х годов. Однако обстановка высокой духовности, в те времена сохранившаяся в сёлах (к слову сказать, при И.В. Сталине многие сельские храмы продолжали функционировать), обусловило сохранение подлинных возможностей человека в области интеллектуального роста. Одним из путей раскрытия интеллектуального потенциала нации стала космонавтика. От космонавта требуется, действительно, мощный интеллект, включающий способность и к выполнению технических работ на орбите, и умение долгое время переживать одиночество, быть психологически устойчивым, самостоятельным человеком. За всеми этими успехами советской науки и техники стоит, в первую очередь, духовность нации, культура. Действительно, только в условиях достойной жизни народа, его строгой нравственности, духовно-телесной чистоты  стало возможным формирование таких личностей, как академик Д.С. Лихачёв, генерал А.В. Горбатов… Это люди высокой морали, которых с полным основанием можно отнести к самоотверженно честным и открытым, поистине целомудренным, хотя в настоящее время слово целомудрие не является, как некогда, широко употребительным; правильнее сказать, оно попало в разряд архаизмов, то есть стало в большей степени ассоциироваться с неким пережитком старины.  Вместе с тем русское слово целомудрие проистекает от древнегреческого термина, переводимого в значении благоразумие, здравый смысл. Целомудрие является фундаментальной ценностью национальной культуры и обязательным свойством человеческой природы. Вне целомудренности нации невозможен истинный физический и умственный рост. В самом деле, технические и экономические достижения могут обернуться горем: техника станет средством обмана и самоуничтожения, деньги окажутся залогом для интенсивного распространения наркотических средств, полного морального разложения, испорченности общественных нравов… Поэтому-то, говоря об интеллекте, важно подчёркнуть его духовные основы, без которых мощная сила биологической составляющей природы человека нечистым потоком снесёт в индивиде всякие человеческие качества.
Следует обратить особое внимание на то, что целомудренность является обязательной составляющей образа жизни человека чести. «Честь – это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения». Объективными факторами, дающими право на честь, являются целомудрие и благородство. Целомудрие – идеальная аксиологическая норма природного состояния. Благородство –     идеальная аксиологическая норма личностного состояния. [1, с. 185]. Состояние целомудрия предполагает чистоту мировидения, способность отличать первостепенное от второстепенного, правильно выстраивать аксиологический ряд. Утрата чести в традиционных культурах рассматривалась как трагедия более страшная, чем физическая гибель человека. В данном контексте будет нелишним обратиться к сюжету советского художественного фильма «Салют, Мария» (1971 год), чтобы понять, насколько органично и прочно духовные ценности влились в культуру, интегрирующую искусственный и естественный мир. Позволю себе напомнить читателю, как в конце фильма главная героиня говорит юноше и девушке, отправляющимся в разведку, что смерть не так страшна, как бесчестье. Примечательно, в православном христианстве суицид, совершённый ради сохранения целомудрия, рассматривается как норма. Здесь достаточно вспомнить «Повесть о разорении Рязани Батыем», где соответствующий пример подала благоверная княжна, впоследствии канонизированная. «Потеря невинности до законного брака или оскорбление чужой чести – одно из самых ужасных нравственных и церковно-канонических преступлений, которые по своим субъективно-психологическим последствиям можно сравнить с изгнанием человека из первозданного рая» [1, с. 143]. Особо подчеркну, что культура обращена не столько к проблеме физического выживания человека, сколько к духовному облику индивида и социума. Полагаю, основной ресурс компенсации существующих негативных веяний, обременительных факторов в духовно-культурной области – это  серьёзная и незамедлительная ориентация государственной культурной политики на формирование среды, открытой для укоренения духовных ценностей, для чего необходимо наличие возможностей творческой реализации личности.
В современном мире происходит, явное или скрытое под какими-то внешне благими предлогами или причинами, навязывание осквернённости как нормы, причём, по сути, в качестве естественной, обязательной. Что же касается высоких, благородных принципов Святой Руси, русского народа, когда-то называвшегося богоносным, то приходится с горечью констатировать: они не просто преданы забвению, но и затравлены. Между тем архидиакон Антиохийской Церкви Павел Алеппский, бывший в России с 1654 по 1656 гг., описывал русских людей как святых. Он так и писал: «Без сомнения, эти русские – все святые, ибо превосходят своим благочестием даже пустынных отшельников. Богу угодно было сделать этот народ Своим – и он стал Божиим – и все его действия от Духа, а не от плоти…». Сейчас же, характеризуя моральный климат в социуме, невольно всплывают в памяти поэтические строки А. Ахматовой:
Всё расхищено, предано, продано,
Чёрной смерти мелькало крыло…
Безусловно, было бы неправильным утверждать то, что Россия с её историей и великой культурой бесследно исчезла, что, дескать, нужны драконовские законы, чтобы государство не представлялось прекрасным лишь для проходящих чужеземцев. Замечу попутно, не случайно И.И.Дмитриев (1760 – 1837) в стихотворении «Прохожий» с тонким юмором и сарказмом воссоздал таковую реалистичную картину: 
Прохожий, в монастырь зашедши на пути,
Просил у братьев позволенья
На колокольню их взойти.
Взошёл и стал хвалить различные явленья,

Которые ему открыла высота.
«Какие, - он вскричал, - волшебные места!
Вдруг вижу горы, лес, озёра и долины!
Великолепные картины!

Не правда ли? – вопрос он сделал одному
Из братий, с ним стоящих.
«Да! – труженик, вздохнув, ответствовал ему:
- Для проходящих».
Но, в надежде на лучшее будущее России, вернёмся к рассматриваемым проблемам культуры, духовным ценностям. Между прочим, если обратиться к реалиям жизни стран НАТО, то можно составить довольно-таки ясное представление: у граждан этих государств наблюдается фамильярное отношение к понятию целомудрия. Впрочем, это неудивительно, особенно если учесть тот удручающий факт, что за порицание содомии человек в Германии или Англии может быть осуждён на тюремное заключение, а из Библии убрали части, в которых содомия осуждается. В США в 2009 году провели исследования, в ходе которых респонденты должны были расставить в соответствии с важностью (с их точки зрения) 18 качеств невесты или жениха. Целомудрие было поставлено и мужчинами, и женщинами на последнее место. Примечательно, что в 1939 году это личностное качество занимало одно из первых мест [6]. Не так давно государственные деятели Индонезии недвусмысленно дали определение журналу “Playboy”, а именно: назвали его «моральным терроризмом, систематически подрывающим устои нации», и нашли этот журнал «более опасным, чем действия «Аль-Каиды» [4]. По сути дела это так.  Собственно говоря, пока и в нашей стране будут продаваться такие журналы, как “Playboy”, а родители будут спокойно относиться к тому, что их дети посещают ночные клубы, смотрят непотребные сайты, и, стало быть, идёт агрессивное навязывание половой распущенности, никогда проблемы педофилии, терроризма и высокой криминальности не уйдут с земли Русской. Как сказано в Библии, «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить…» (Евангелие от Матфея, 10 : 28). В соответствии с научными исследованиями журналы, подобные “Playboy”, оказывают своеобразное наркотическое, пагубное воздействие на человека и уничтожают его интеллект. Джудит Рейсман, ректор Института исследований средств массовой информации, делает такой вывод: «Как показывают неврологические исследования инстинктивных реакций головного мозга на порнографические изображения и звуки, просмотр порнографии вызывает в мозгу биологические изменения, которые подавляют сознательные процессы». Проведённые опросы ряда особо опасных преступников показывают то, что они систематически просматривали такого рода непристойные журналы, и это, несомненно, принесло соответствующие плоды. Антрополог М. Мид в работе «Культура и мир детства», характеризуя материальную и духовную культуру народов Океании и говоря о природе человека, усматривает довольно чёткую взаимосвязь между агрессией и развратом [2, c. 51]. В России же у многих детей со школьного возраста наблюдается психологическая зависимость от порносайтов, современной анимации, диснеевских мультипликационных фильмов, в своём большинстве программирующих в сознании детей развращённое поведение; наличие же в каждом городе ночных клубов открывает широкие ворота для развратного образа мыслей, поведения. По роду своей работы мне не раз приходилось отмечать такое обстоятельство: резкое ухудшение успеваемости учащегося обычно хронологически стоит рядом с утратой им целомудрия. Поэтому-то так важно полностью и бескомпромиссно изживать из нашего Отечества всё то негативное, что растлевает людей, превращает их, согласно общекультурным нормам, к разряду проклятых. Категория проклятья страшна (для атеистов она, как минимум, неприятна), однако в культурах состояние развращённости соотносится именно с этой категорией. Думаю, что не у многих людей найдутся силы к самоотречению ради нравственного исцеления. Стало быть, если мы желаем видеть в наших согражданах интеллектуально развитых достойных людей, то необходимо организовывать их правовое и социальное бытие, согласно принципам целомудрия, духовной ответственности – всего того, что составляет праведность.
Для эффективного пресечения растления и инфернализации населения России следует в Конституцию РФ внести статью, согласно которой целомудрие должно рассматриваться как фундаментальная ценность национальной культуры, которую государство обязано защищать. Согласно  данной статье необходимо ужесточить уголовную ответственность за соответствующие преступления. Всякие попытки продажи порножурналов, организация соответствующих сайтов, телевизионных передач, размещение порнографических материалов в социальных сетях Интернета, трансляция ряда анимационных фильмов производства Японии и США, организация стриптиза (или, как его в последнее время стали называть, стриппластика) должны рассматриваться как теракт против национальной культуры. Лица, работающие в прокуратуре и не пресекающие подобного рода уголовные деяния, также должны нести ответственность за соучастие в терактах против национальной культуры, равно, как и всякое иное лицо, задействованное в осуществлении данного преступления. Лица, вина которых в терактах против национальной культуры будет доказана в судебном порядке, должны быть лишены свободы на длительный срок. Кому-то эти меры покажутся жёсткими, кто-то их назовёт «перегибами», однако, учитывая то, что российское информационное поле уже полностью пропитано духом разврата (причём о «перегибах» в деле растления никто не заявляет), такие меры адекватны и без их реализации выживание Российского государства и нации невозможно.

Литература
1. Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие / Архимандрит Платон. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. – 240 с.
2. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М.: Наука, 1988. – 429 с.
3. Порнография действует подобно сильным наркотикам – Режим доступа: 4. Редакцию «Плейбоя» забросали камнями» – Режим доступа: http://www.gazeta.ru/culture/2006/04/13/n_586024.shtml
5. Нет наркотикам. Служба помощи при зависимости – Режим доступа: http://www.narkotiki.ru/expertroom2250.html
6. В рейтинге качеств спутника жизни целомудрие оказалось на последнем месте – Режим доступа: