Да, мы такие!

Литобъединение Избранники Муз
Война 1812 года была двести лет назад. Но она до сих пор нам интересна, потому что это наша история. Она имеет явные аналогии с другой войной – Великой Отечественной. Это и такие же подготовленные армии противника с хорошо отлаженной военной машиной, и необычайный русский патриотизм, и участие простого народа, и великие личности, стоящие у руководства, и «помощь» нашего сурового климата, «генерала Мороза».

Когда война началась, она свалилась как снег на голову – не вовремя для всех и совершенно неожиданно. Перед войной 1812 года, на планируя проведения каких-либо баталий, служилый народ распустили по деревням. Наши солдаты были, в основном, крестьяне: отпустили – значит можно хлеб выращивать, хозяйством заниматься. А тут ворвались чужеземцы, которые очень быстро продвигались вглубь страны: в конце июня они перешли границу, а в октябре были уже в Москве. По пути для армии неприятеля требовалось многое: продовольствие для солдат, фураж для лошадей – ведь всё было на конной тяге. Французам приходилось еду и корм лошадям отбирать у крестьян. А наш народ не очень-то хотел отдавать своё добро чужеземцам. Поэтому объединение народа против врага началось сразу.

Довольно быстро произошёл перелом и в высшем обществе. Общеизвестно, что русское дворянство было помешано на всём французском. Язык, воспитание, культура – Франция глубоко осела в русских умах. В каждой семье был свой француз – компаньон, учитель, камердинер, управляющий. В отличие от англичан или немцев, французы были нам близки: открытые, общительные, весёлые. Мы с ними проще и легче сходились. А Наполеона просто боготворили! И никто не ожидал, что он нападёт на Россию… И вдруг это произошло: Франция становится нашим врагом. Это было почти невозможно! Воспринималось, как предательство. Идеалы рухнули. И тут мы вдруг увидели, что не так уж эти французы хороши: дружба дружбой, но если на Родину посягнули, врага надо наказать. На этом фоне произошло объединение всего русского народа. Это стало одним из основных факторов победы.

Немаловажным было и то, что нашими войсками руководил не такой знаменитый, но не менее талантливый полководец М.В. Кутузов, ученик знаменитого А.В. Суворова, который создал свою тактику боя, отшлифовал и создал русскую армию, хорошо себя зарекомендовавшую в войнах, особенно в Западной Европе. Солдаты научились делать большие пешие переходы, а после этого вступать в бой и побеждать. Это говорит об их тренированности и выносливости.

В русской армии не было дезертиров. Французы своих дезертиров расстреливали. А у нас отставшие или отрезанные от основных сил солдаты уходили в леса и становились партизанами. Так появились знаменитые войска Дениса Давыдова, возникло мощное партизанское движение, которое стало частью нашей стратегии и тактики.

Неоценимую роль для нашей победы сыграл «генерал Мороз». Французские войска состояли из народов, проживающих в тёплых странах. Они были абсолютно не приспособлены к таким холодам – ни физически, ни экипировкой. Наполеон ведь рассчитывал к зиме всё закончить. А наши солдатики очень хорошо приоделись – в крестьянские зипуны, меховые шапки и, даже, валенки. К тому же ещё один плюс в нашей армии: зимой пушку тащить на лошадях, как поступали французы, было почти невозможно. Наши войска использовали русские сани-розвальни, которые легко скользили по снегу, на них можно было перемещать любой груз. С пушек снимали колёса, клали на сани, обыкновенная лошадка легко их тянула, а если что, солдаты всегда помогали. Это было ещё одним нашим преимуществом.

Из этих и многих других составляющих сложилась победа русского народа над захватчиком. Мы противопоставили сильному, знаменитому противнику, завоевавшему пол-Европы, страну, от которой Наполеон не ожидал такого сопротивления. И хотя у него к тому времени был более чем 20-летний военный опыт управления огромной массой людей, он был признанным не только генералом, но и императором, как победитель покорил несколько стран. Россия его победила!

                Крапильский А.П., Москва