Эстет-ликбез. 2. Валери

Николай Островский
   Двойные скобки -((...)) - сокращённое изложение идеи автора.

                ЭСТЕТИЧЕСКАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ.


((Восприятия порождают необходимое для их уничтожения, - организм стремится в исходное состояние, к максимуму свободы и суверенности чувств.))
((эффекты с конечной направленностью составляет сферу явлений практических)).
((Но есть и противоположные эффекты наших восприятий: )) они вызывают в нас влечение, потребность и внутреннюю трансформацию, которые способны удерживать, находить или же восста¬навливать исходные восприятия.
      Если человек голоден, чувство голода понуждает его поступить таким образом, чтобы голод как можно ско¬рее исчез; но если он наслаждается пищей, наслаждение это захочет в нем удержаться -- продолжиться или во¬зобновиться. Голод толкает нас прекратить ощущение; наслаждение -- развить его в новое; и две эти направ¬ленности станут достаточно независимыми, чтобы чело¬век научился вскоре разбираться в пище и есть, не ис¬пытывая голода.
     =(любовь). ((Сознательное действие стре¬мится восстановить, продолжить или усилить то, что дей¬ствие непроизвольное, по-видимому, призвано уничто¬жить.
      Зрение, осязание, обоняние, слух, движение, речь побуждают нас время от времени задерживаться на ощущениях, ими вызванных, их упрочивать или воссоз¬давать.
 ((Эффекты с бесконечной направ¬леностью - сфера явлений эстетических.
      «Бесконечное» =  в этой сфере удовлетворение восстанавливает потребность, следствие воскрешает причину, наличие порождает от¬сутствие и обладание -- жажду.
      Если в сфере, которую я именую практической, до¬стигнутая цель полностью стирает физическую обуслов¬ленность действия (и  его длительность словно бы поглощается результатом, оставляя лишь слабое, призрачное воспоминание), в сфере эстетическойпроисходит нечто прямо противоположное.
      В этом "мире чувствительности" ощущение и его ожидание в каком-то смысле взаимозависимы, они пе¬рекликаются до бесконечности.      Это своеобразное колебание не может окончиться са¬мо по себе: его исчерпывает или прерывает лишь какое-то постороннее обстоятельство, -- например, уста¬лость, -- которое останавливает его, прекратив либо отсрочив его возобновление.
      В частности, усталость сопровождается ослаблением чувствительности к предмету недавнего наслаждения или желания: мы вынуждены сменить объект.
      Эта смена становится целью в себе: разнообразие понуждает искать себя в качестве дополнителя к дли¬тельности ощущения и средства от пресыщения, кото¬рое следует за исчерпанием конечных возможностей на¬шего организма, возбуждаемого бесконечной, локальной, конкретной направленностью.
      Чтобы влечение оставалось возможным, мы должны обратить его на что-то иное; и потребность в замене возникает как признак влечения к самому влечению или же влечения к чему угодно, что могло бы заставить к себе вожделеть.
      Если, однако, этого не происходит, если наша среда не предлагает нам в короткий срок какого-либо объек¬та, способного заполнить нас бесконечными превраще¬ниями, наша чувствительность побуждается черпать в самой себе желанные образы, подобно тому как жажда рождает видения изумительно свежих напитков...

  ((Сфера конечных направлен¬ностей, сфера практическая, которая есть не что иное" как сфера действования, самыми различными путями сочетается с эстетической.)) В частности, то, что мы именуем "произведением искусства", есть результат та¬кого действования, конечная цель которого -- вызвать в ком-либо бесконечные превращения. …