Бессмертные строки Эминеску... Яков Фисенко

Поэты Прозаики Приднестровья
БЕССМЕРТНЫЕ СТРОКИ ЭМИНЕСКУ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Девятнадцатое столетие часто называют "Золотым веком", и это действительно так. Именно в это время на литературном небосклоне зажглись такие ярчайшие звезды, как Гете, Байрон, Пушкин, Шевченко, Гюго и, конечно же, — Михаил Эминеску.
Его жизни и творчеству и был посвящен тематический вечер, прошедший в стенах центральной столичной библиотеки.
Родился будущий поэт 15 января 1850 г. в Запрутской Молдавии, городе Ботошаны, в многодетной семье владельца небольшого поместья. Отец, человек практичный и суровый, стремился любой ценой получше подготовить к жизни свое потомство, а было у него одиннадцать детей. Образованию придавалось большое значение и тяга к знаниям поощрялась.
Первым учителем Михаила стала мама, а после он продолжил обучение в греко-восточной начальной школе и немецкой гимназии. Однако в 1866 г. из-за стесненных материальных обстоятельств он прерывает свое образование  и вынужден идти "в люди". Начинается тяжелейший период в его жизни, которая, впрочем, вся будет омрачена и бытовыми неурядицами, и непониманием окружающих, и глубоким одиночеством творческой незаурядной личности.
Будущему классику молдавской литературы приходится работать грузчиком, конюхом на постоялом дворе, зарабатывать на "хлеб насущный", суфлируя и переписывая роли в различных театральных труппах. В это время на свет появляются первые поэтические опыты юноши: "На чужбине", "К артистке", "Любовь статуи" и "Надежда".
Каким утешением в жизни
земной
Надежда всем смертным
бывает!
Невзгоды и слезы печали
людской,
Которые тучей сошлись
грозовой,
Как ветер, она разгоняет.
В этих произведениях уже воплощены мотивы, которые будут привлекать М.Эминеску на протяжении всей его жизни, — философские размышления над смыслом бытия, элегическая грусть, как следствие несчастной любви, тоски по родине, социальный протест.
Лишь после нескольких лет скитаний поэт вновь оказывается в отчем доме. Здесь по настоянию отца и старших братьев он принимает решение уехать в Австрию, где поступает вольнослушателем на философский факультет Венского университета. И здесь и позже, в стенах старейшего вуза Берлина, М. Эминеску проявляет свои незаурядные способности. Он создает целый ряд произведений социально-философского плана, а его лирические стихи публикуются в "Литературных беседах".
Однако дороги судьбы вновь уводят поэта в сторону от пути в страну знаний. Ему пришлось вернуться домой и думать не о музе, а о жалкой жизненной прозе. Он поочередно работает директором библиотеки, преподавателем, школьным инспектором, редактором в "Ясском курьере".
Новый рубеж мастерства и задушевности в лирике Эминеску знаменуют годы его пребывания в Яссах. В центре его поэзии высится чистый и проникновенный образ женщины. Зачастую прототипом ее служит Вероника Микле, которая в веках остается рядом с поэтом, как Беатриче — рядом с Данте.
Хотя в лирике М. Эминеску все чаще начинают звучать мотивы тоски, печали, сомнений, но она наполнена такими яркими, искренними чувствами, что и сегодня ею нельзя не восхищаться. Настоящими шедеврами являются его поэма "Лучафэр", о чистой и преданной любви звездного юноши и земной девушки, а также хорошо известное стихотворение "Что не люблю я мир земной". "Шум леса" и "Расставание" завершают собой определенный этап творчества поэта, после которого наступает разрыв с любимой и годы молчания.
К сожалению, лире М.Эминеску не суждено было долго звучать. Печальный закат начался в тридцатитрехлетнем возрасте, когда поэт вследствие нужды и лишений заболел тяжелой душевной болезнью. 15 июня 1889 года его не стало, однако потомкам осталось громадное творческое наследие. Такие произведения, как "У одиноких тополей", "Желание", "Дремлют птицы", "Что ты лес качаешься", прочно вошли в народный песенный репертуар.
Сотрудники библиотеки Л.А. Янпольская и Анастасия Янпольская сумели донести до юношеской аудитории всю самобытность и величественную красоту творчества Михаила Эминеску. Учащиеся молдавского лицея (кл. руководитель Н.И. Горий), затаив дыхание, слушали положенные на музыку стихи поэта и сами проникновенно читали их на русском и молдавском языках.
Очевидно, что время не властно над бессмертными произведениями классика молдавской литературы.

Яков ФИСЕНКО

МАТЕРИАЛ СКОПИРОВАН С САЙТА ГАЗЕТЫ "ПРИДНЕСТРОВЬЕ" от 10.02.2006 г.:



Изображение:
http://ava.md/030-obshestvo/03506-den-velikogo-eminesku-.html