Книжка нелюбимого дедушки

Лех Маховецкий
Сообщение, что старый родственник умирая оставил богатое наследство, приятно и в определённой степени рождает благодарность в душе наследующего. Но, когда старик умер и не отдал никаких распоряжений о своём имуществе…

Валера не мог любить своего деда, т.к. почти не был с ним знаком. Родители старика почти не навещали, а тому это и не нужно было. Характер его и привычки, сформированные тяжёлыми прожитыми годами, требовали не внимание, а спокойствия и одиночества, которые ему дарила его маленькая комнатка в большой коммунальной квартире. Размер пенсии был невелик, но, учитывая, что времена были советские, дед мог сводить концы с концами. Однако соседи заметили, что он регулярно уезжал, не объясняя куда. При этом он свою комнату не запирал, и любопытные соседи знали, что комната не просто холостяцкая, а совершенно запущенная, не имеющая никаких мало-мальски  приличных вещей.

И вот Валере сообщили, что его дед умер. Комната отходит государству, но есть время забрать какие-нибудь вещи. Валеру в квартиру провела соседка, не очень скорбевшая об утрате, проводила его до комнаты и впустила внутрь. Войдя Валера понял, что ничего отсюда он не возьмёт. Для порядка прошёл вперёд-назад, посмотрел пару пыльных книг, взяв их с качающейся этажерки, и уселся на узкий продавленный диван, не зная, чем себя ещё занять. И зачем приехал в такую даль?! Решив уйти, упёрся руками в сиденье дивана, чуть приподнялся и снова уселся, потому что рука соскользнула между сиденьем и спинкой дивана. В то же мгновение он услышал, как что-то упало на пол за диван. Перегнувшись через спинку Валера увидел на полу старую записную книжку. Подняв её и перелистав, никакого желания взять её с собой не возникло. Странички, заполненные мелким почерком, изобиловали именами, телефонами и цифрами. Интересно, что при старой потёртой обложке записной книжки, внутренний бумажный блок для записей был сравнительно новым и почти полностью заполненным.

Вошедшая в комнату соседка нашла Валеру сидящим на диване и рассматривающим старую записную книжку. Подсев рядом она тоже посмотрела несколько страниц и не нашла никаких знакомых имён. Потеряв интерес и к книге и к Валере, она заявила, что пора и честь знать. Валера сунул книжку в карман куртки и был выставлен в подъезд. На похороны он не пошёл.

Прошло несколько месяцев и, надевая куртку, т.к. с наступлением осени похолодало, нащупал записную книжку деда. Честно говоря, Валера совсем не вспоминал о деде, а тут книжка напомнила о нём и о его одиночестве… Перелистывая странички, пытался найти знакомые имена. Никого. Где дед работал и чем занимался, Валера не знал, ведь тот много лет был на пенсии. Но видно знакомые его не оставляли. Это подтверждали и достаточно свежие даты, указанные рядом с фамилиями и цифрами. Не понятно как и почему он решился набрать один из указанных номеров. Возможно, повлияла на это фамилия, показавшаяся немного знакомой. Ответил серьёзный голос. Валера робко объяснил кто он и услышал, что оказывается давно звонок ждали, хотя и от деда. Слова соболезнования были подкреплены необходимостью указать место и время встречи, но разъяснений серьёзный голос не стал давать. Вечером потрясённый Валера встретился с обладателем серьёзного голоса и получил большую пачку денег. При этом ему высказали соболезнования по случаю смерти его деда – чудесного человека, а Валера скромно потупился. Также Валера подтвердил, что он является продолжателем дела любимого дедушки и будет рад встретиться ещё.

Дома Валера пересчитал деньги. Их количество его напугало. Получилось, что денег хватит на несколько мотоциклов. Ночь была бессонной, но утро началось с обзвона всех из телефонной книги, начиная с первой буквы. Валера поставил карандашиком в книге значки рядом с фамилиями тех, кто его обругал. Также он договорился о встречах и вечером этого же дня стал обладателем ещё большего количества денег. Скоро он стал чётко представлять, чем занимался его дед – дед давал деньги в долг. Через неделю встречи ещё продолжались, но произошла одна, которой пока не было – Валера дал деньги обладателю серьёзного голоса, получив обещание возврата суммы плюс небольшого процента сверх того. Сумма была громадна, но Валера не отказал, поставив в книге деда новую дату возврата денег и новую сумму. Вместо расписки получатель расписался рядом с цифрами.

Памятник дедушке был сооружён очень красивый…
***