Титаник. Рейс длиной в столетие

Игорь Дадашев
СЦЕНАРИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА

Отрывки можно смотреть здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=-Xjlglih4aw&feature=plcp
http://www.youtube.com/watch?v=JygTRRZaZaQ&feature=plcp
http://www.youtube.com/watch?v=nyWMl5AbEMg&feature=plcp
http://www.youtube.com/watch?v=dOgMJJGr1Jw&feature=plcp

«ТИТАНИК. РЕЙС ДЛИНОЙ В СТОЛЕТИЕ»

Автор и режиссер Игорь Дадашев

Хронометраж 0’00”

В кадре морская волна с отражением солнечных бликов. Наплыв на кадр Ледника и океанской воды с осколками льдами.

ТИТРЫ
1 фильм Игоря Дадашева
2 ТИТАНИК рейс длиной в столетие

Музыка И. С. Баха на подложке.

За кадром

И. Дадашев

Куда ты несешься, Титаник, куда?
Фатальному року навстречь.
Там многих сокроет морская вода.
Их некому предостеречь.

От верной погибели можно ль уйти
И выжить в воде ледяной?
Но айсберг уж дремлет на вашем пути.
Ждут рыбы в пучине морской.

Став символом тщетности, суетных дел,
Гордыни и краха надежд,
Тебе не спастись. Твой положен предел,
Неведомый взору невежд.

Куда ты, Титаник, спешишь и зачем?
Свинцовые волны вокруг.
И пусть океан тих, обманчиво нем,
Уж слышен судьбы в двери стук...

В кадре кинохроника «Титаника». Корабль в порту, отправление, кадры айсберга, пассажиры, инструктаж команды, как пользоваться спасательными жилетами и другие фрагменты хроники 1912 года.

Хронометраж 2’ 23”

ТИТРЫ
1 ТИТАНИК
2 рейс длиной в столетие
3 МАГАДАН
4 МОСКВА
5 НЬЮ-ЙОРК
6 АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН
7 ГАЛИФАКС
8 КАНАДА
9 41о 45’N 50o 14’W
10 МЕСТО ГИБЕЛИ ТИТАНИКА
(Здесь и далее на титрах музыка Людвига Ван Бетховена, фрагмент 5 симфонии)

Музыка Игоря Дадашева, в исполнении Павла Степанов и Игоря Дадашева (гитары)

За кадром

Март на Колыме. В Магадане еще долго не запахнет весной. Здесь белый покров порой сохраняется на сопках и к июню, а кое-где по распадкам может продержаться и до осени, до нового снегопада. Московский продюсер позвонила мне в середине марта и предложила отправиться в киноэкспедицию по следам «Титаника». Кто бы на моем месте отказался, скажите? Но неужели не нашлось никого из мест поближе к столице, чем Колыма?
Все оказалось очень просто. Мемориальный рейс, посвященный столетию гибели «Титаника» предусматривал заход в Канаду. А для этого требовалась не только американская виза, но и канадская. И как назло никто из московских коллег не обладал на тот момент сразу обеими действующими разрешениями на въезд в эти страны. И тут московский продюсер, с которой мы поработали в 2011 году на Аляске, вовремя вспомнила обо мне.

Итак, за три недели до вылета из Магадана в Москву и далее в Нью-Йорк, мы договорились о том, что я лечу в Америку. Оттуда на круизном лайнере плыву в канадский порт Галифакс. Там снимаю три кладбища с могилами около полуторы сотен погибших пассажиров «Титаника». Затем мы отправляемся далее в открытый океан, где и произойдет поминальная служба в ночь с 14 на 15 апреля.

В силу ряда объективных причин, по электронной почте мне прислали билет до Москвы только поздно вечером седьмого апреля, за ночь до вылета. Следующим утром я отбыл из аэропорта Сокол во Внуково. А девятого апреля приземлился в Нью-Йорке. Встречавшие меня в аэропорту имени Кеннеди коллеги, с кем предстояло вместе поработать над этим проектом, отец и сын, Генрих и Максим Бреннеры огорошили буквально сразу, как только усадили в машину. Им не удалось купить билетов на круизный лайнер «Азамара», ни для нас троих, ни хотя бы для меня одного. А на следующий день, десятого апреля корабль должен был отплыть в Канаду. И несмотря на то, что около двухсот кают в этом рейсе оставались свободными, по каким-то непонятным причинам продажа билетов была прекращена…

В кадре: съемки в магаданском аэропорту, в зоне досмотра, на летном поле, внутри самолета, в Нью-Йорке, проходки по Манхеттену, и в порту у лайнера Азамара. Все видео черно-белое, подкрашенное сепией, искусственно состаренное, с эффектом «старого кино».

Хронометраж 5’ 05”

ТИТРЫ
1 ДВА СУДНА
2 ВЫШЛИ
3 В ОКЕАН
4 НАВСТРЕЧУ
5 ДРУГ
6 ДРУГУ
7 ДЛЯ
8 СОЕДИНЕНИЯ
9 НА
10 МЕСТЕ
11 ГИБЕЛИ
12 ТИ
13 ТА
14 НИ
15 КА
16 ТИТАНИКА

17 ТИТАНИКА
   ТИТАНИКА

18 ТИТАНИКА
   ТИТАНИКА
   ТИТАНИКА

Музыка Антона Беляева, Констанина Иванова, клавишные и гитара, в авторском исполнении

За кадром
Титаник. Словно бы древний ковчег, только лишь со знаком минус, он оброс бесчисленным количеством легенд и мифов, как ракушками и кораллами, покоясь на трудно достижимой глубине в четыре километра. Мистически настроенные поклонники всего тайного уверяют, что на месте гибели этого суперлайнера до сих пор проплывающие мимо моряки ловят сигналы СОС.

Кроме этого рассказывают, что в 90-м году недалеко от этих мест норвежские рыбаки сняли с айсберга девушку, одетую по моде 1910-х. Она назвалась именем Винни Каутс, одной из пассажирок «Титаника». Когда проверили по списку пропавших без вести, то есть утонувших вместе с кораблем, оказалось, что действительно там была молодая женщина с таким именем. И ее тело так и не было найдено. Но когда девушку доставили на сушу, в психиатрическую клинику, она стала быстро меняться, на глазах превратилась в древнюю старуху, и как в голливудских триллерах вскоре умерла.

Через год в том же районе моряки проплывавшего здесь научно-исследовательского корабля выловили в открытом океане спасательную шлюпку. В ней находился седобородый мужчина в морской форме. Он назвался Смитом, капитаном «Титаника». С ним случилась та же история. Таинственный мужчина уверял всех, что сейчас 1912 год. Его тоже отправили в сумасшедший дом, где он стал резко стариться. На глазах персонала психиатрической клиники в Осло он превратился в мумию и так же, как таинственная девушка, скоропостижно скончался. Дальнейшее покрыто мраком. Никто не может сказать, куда девались тела этих двух странных безумцев.

Правда это или вымысел, не мне судить. Я лишь передаю те байки, что услышал или прочитал, готовясь к этому мемориальному рейсу. Во всяком случае, похожие истории давно циркулируют в интернете и желтой прессе. Впрочем, все эти таинственные случаи, которые вполне можно было бы объяснить буйной фантазией борзописцев отнюдь не смущают поклонников истории «Титаника», особенно ее любовной линии, изложенной в одноименном фильме Джеймса Кэмерона. Мистика и тайны всегда будоражили человеческое сознание.
Некоторые совпадения с придуманной историей одного из главных героев ленты, сыгранного Леонардо ди Каприо, случились и со мной. Как вы, наверняка, помните, молодой Джек Доусон и не собирался плыть на «Титанике», но случайно выиграв билет в карты, он в последний миг взбежал по трапу на корабль, обреченный утонуть в холодных водах северной Атлантики.
Мой же выигрышный билет ждал меня не в Англии, а на противоположной стороне океана, на пирсе в Нью-Йорке. С утра десятого апреля мы отправились в порт в надежде уговорить кого-нибудь из персонала или менеджмента корабля пустить меня на борт. Мы провели долгих четыре часах в бесплодных переговорах. Казалось бы, все кончено. Нам никто не продаст билета, и не разрешит отправиться в плаванье. И тут случилось чудо. Одна из руководителей круиза подвела ко мне молодого человека и спросила, не могу ли я послужить ей переводчиком? Этот парень совсем не говорил по-английски. У него был былет на рейс «Азамары» и одновременно серьезное препятствие, не возволяющее подняться на борт. 

Хронометраж 9’ 21”

ТИТРЫ
1 ЗАВЕТНЫЙ
2 БИЛЕТ

СИНХРОН

Титр Кирилл Вержболович

Я с восьми лет мечтал попасть на то место, где погиб «Титаник», где произошла эта трагедия. И тут мне выдался такой шанс. Я случайно узнал об этом туре и выкупил путевку. Сейчас я нахожись в Нью-Йорке. И менее чем через два часа корабль отчалит от пристани. Все бы хорошо, кроме одной неприятности. Я не смог получить канадскую визу. К сожалению, я слишком поздно узнал, что она тоже требуется для того, чтобы поплыть на этом корабле. И сейчас я должен вернуться в Россию. Но я надеюсь, что буду наслаждаться фотографиями и видео других путешественников. Путевка стоит немалую сумму, и чтобы поехать сюда, мне очень быстро нужно было найти требуемыю сумму. Поэтому я продал часть своего бизнеса, продал много техники, занял деньги в долг. И очень, честно говоря, обидно, что я лечу домой. У меня случилась еще одна неприятность, обратный билет в Россию у меня на девятнадцатое апреля, а сегодня только десятое. И девять дней мне надо находиться в Нью-Йорке. На это у меня нет средств. У меня вообще ни копейки нет, да и желания торчать тут тоже нету. Придется как-то выкручиваться. Если же поменять билет, то это стоит дороже самого билета в три раза. В связи с этим мне наверное придется жить на вокзале девять дней. Но совесть моя чиста, я сделал все, что мог. И даже если бы этот корабль потонул и я утонул вместе с ним, я ничуть бы не жалел о том, что я поехал. Все что ни делается, к лучшему. И это как увидеть Париж и умереть, так же и побывать на месте, где утонул «Титаник», и ощущать, что под тобой корабль-легенда всех времен и народов.

Хронометраж 11’ 25”

За кадром

И. Дадашев

СОН О ТИТАНИКЕ

Уж столетие на дне
Точит ржавчина Титаник.
И слепой судьбы избранник
Мне является во сне.

Дав пронзительный гудок,
Выплывает горделиво.
Разошлась волна бурлива,
Я в Атлантике продрог.

И незримый средь толпы
Я на палубе слоняюсь,
В бездну с ними погружаюсь
Среди криков и мольбы.

Но спасатель не спешит
К нам в последнюю минуту.
Безнадежность множит смуту,
Глыба льда свой суд вершит.

Вопрошаю сам себя.
Кто ты? Символ иль проклятье?
Диск кровавый на закате?
Дух за гранью бытия?

Но судьба свое возьмет,
Средоточие гордыни,
Посреди морской пустыни
Щепкой малою плывет.

В кадре макет «Титаника» под водой, ржавый обросший ракушками из вашингтонского музея, совмешенный с волнами Атлантического океана.

Музыка Антона Беляева, Констанина Иванова, клавишные и гитара, в авторском исполнении

Хронометраж 13’15”

За кадром

Конечно, Кирилл был сильно расстроен тем, что, проделав такой длинный путь, пойдя на серьезные траты, набрав долгов, он так и не смог попасть на корабль своей мечты. Но поговорив со мной, он решил отдать свой билет не кому попало, а именно соотечественнику. Пусть хотя бы один русский человек побывает на месте гибели «Титаника», сказал мне Кирилл. Бери мой билет и езжай. А мне пришлешь фото и видео из этого путешествия. Самое главное, сними для меня каюту, где я мог бы жить в этом круизе.

Теперь оставалось лишь договориться с представителями компании. Мы потратили на переговоры часа два. В порту нас уже все знали. Сочувствали Кириллу. Выражали надежду, что хотя бы мне посчастливится попасть на корабль. Нам вынесли кофе, угостили свежими булочками. И вот наконец все формальности были завершены. Мне разрешили выкупить у Кирилла его билет. Ровно за пять минут до окончания посадки я взбежал на борт «Азамары». И первым делом, распаковав камеру, заснял интервьер каюты, где мог бы жить Кирилл, если бы не заминка с канадской визой.

И. Дадашев

Тут свежие фрукты. И емкость со льдом. В бутылках вода и вино.
И ключ электронный. Там имя мое. И с видом на море окно.
Из порта выходим. Неспешно скользим. Диванов на палубе ряд.
У пирса навечно «Интрепид» застыл. «Конкорд» приковал к себе  взгляд.

И флаг на корме треплет ветер-шутник. Манхэттена башни вдали.
Прощай же Нью-Йорк. Впереди океан. Сигналят тебе корабли.
Неспешную речь пассажиры ведут. И чайки кричат над рекой.
Плывем по Гудзону.Встречь солнцу идем. И пенится след за кормой.

Скользит по волнам лайнер, быстр и скор. Канада нас ждет впереди.
И путь вслед «Титанику» сто лет спустя сегодня мы можем пройти.
Манхэттена башни растут в облака. Припомнился мне Вавилон.
И древний его небоскреб на холме. И люди, бежавшие вон.

Смешенье наречий. Утраченный смысл. И грозная поступь судьбы.
Волна за волной. Все смывает долой. Средь бури не слышно мольбы,
Мольбы о спасенье и криков людских. Лишь избранных прячет ковчег.
Корабль несется по воле стихий. Когда же мы ступим на брег?

Кто видел, тот знает. Кто знает, молчит. Как башни растут в небеса?
И кто управляет всем? Кто всем судья? И чья нас омоет слеза?
Стрекочет железная птица. Часы. Застыли навеки. Молчат.
А люди, на палубу выйдя, стоят. В свинцовые воды глядят.
 
Зеленой Свободы рука к небесам. Подъята. В ней факел застыл.
Бесстрастно глядит она вслед кораблям. И видно ей все с высоты.
Как пороха дым серый цвет облаков. Стрелою разит солнца луч.
Небесную твердь в решето обратив, пронзают лучи толщу туч.


В кадре Кирилл Вержболович на пирсе. На заднем плане «Азамара», видео в порту, подготовка к отплытию, видео в каюте.

Музыка Антона Беляева, Констанина Иванова, клавишные и гитара, в авторском исполнении

Хронометраж 17’39”

ТИТРЫ
1 Встречи
2 На борту
3 ЛАЙ
4 НЕ
5 РА
6 Азамара
7 Люди
8 Мысли
9 Чув
10 Ства
11 Чувства
12 ТИТАНИК
13 Рейс длиной в столетие

За кадром

Уже на второй день плавания на борту Азамары начались различные семинары и лекции. Историки, архивисты, писатели, исследователи причин гибели «Титаника» делились с публикой своими мыслями, выводами. Демонстрировали уникальные фото и кинодокументы. Как старую немую черно-белую кинохронику, так и подводные съемки останков этого суперлайнера. А также размышляли над тем, почему не сработала новейшая в то время система беспроволочной радиосвязи и почему помощь утопающим пришла слишком поздно.

В кадре лекция в кинозале на 4-й палубе лайнера «Азамара». Ведет лекцию канадский историк

За кадром

Говорит Джон Лэнгли, историк мореплавания из Канады.

СИНХРОН
Титр Джон Лэнгли, историк мореплавания (Канада)

«Как я написал в своей книге, которая продается здесь на борту лайнера «Азамара», для меня, как для каледонца, жителя Новой Шотландии, Галифакса и для историка мореплавания, очень важна тема гибели «Титаника». Я посвятил ей целых две книги. В них я описал историю самого корабля и то, что предшествовало трагедии. Там же можете почерпнуть сведения о моем родном городе Галифаксе, о спасенных пассажирах Титаника, о тех, кто был доставлен к нам в порт на пароходе Карпатия. Это весьма занимает меня, вот почему я с большим удовольствием согласился принять приглашение присоединиться к этому мемориальному путешествию к столетию гибели «Титаника». 

За кадром

Поминальный рейс лайнера «Азамара» был осуществлен туристической компанией «Майлс Морган». Как отметил директор этого круиза Тони Марки, для нас с вами это уникальный шанс попасть в историю.

СИНХРОН
Титр Тони Марки, руководитель круиза (компания «Азамара»)

Ведь столетие случается раз в сто лет. Извините за тавтологию! Следующий год будет уже стооднолетием гибели «Титаника» А это уже не столь значимая и вовсе не круглая дата. Следующее подобное памятное событие случился ровно через сто лет. Возможно ваши правнуки смогут принять участие в нем. Но ни вы, ни ваши дети уже не доживете до двухсотлетия гибели «Титаника», вот почему нам выпал поистине уникальный, просто фантастический шанс, который больше никому и никогда в этой жизни не предоставится. Мы с вами можем пройти по следам «Титаника» и лечь в дрейф на месте его гибели. Подумайте о том, что никто, кроме нас во всем мире не смог попасть сюда и увидеть это место собственными глазами.   

За кадром

Каждый член команды лайнера «Азамара» был преисполнен особой ответственностью и в полной мере осознавал всю важность нынешнего круиза. Говорит директор отеля Хейке Бердос.

СИНХРОН
Титр Хейке Бердос, директор отеля (компания «Азамара»)

Я полагаю, что для нашей компании это стало большим успехом, когда туристическая фирма «Майлс Морган» выбрала лайнер «Азамара» для участия в заплыве, посвященном столетию гибели «Титаника». Я уже восемнадцать лет работаю в море и очень горжусь тем, что являюсь участницей этого мемориального круиза.

За кадром

По мнению другого представителя туристической фирмы «Майлс Морган»,

СИНХРОН
Титр Эндрю Фар, представитель турфирмы «Майлс Морган»

Этот круиз также посвящен жителям Белфаста, на чьих верфях был построен «Титаник». Потому что другому кораблю «Балморал», который вместе с «Азамарой» участвует в этом круизе, понадобилось плыть на два дня дольше, чем прошел этот путь сто лет назад «Титаник». Что также свидетельствует насколько легендарный лайнер превосходил не только другие суда своего времени, но и нынешние корабли.   

За кадром

В этом мемориальном заплыве не было ни одного представителя отечественных средств массовой информации, кроме вашего покорного слуги. Также среди всех пассажиров «Азамары» мне не встретился ни один человек с российским паспортом. Однако в команде все же нашлось несколько русскоговорящих членов экипажа. Правда, все они оказались жителями Украины.

СИНХРОН
Титр Александр Бротсман, менеджер ресторана лайнера «Азамара»

Этот круиз особый для меня. Я очень благодарен компании «Азамара Клаб Крузес» за то, что мы были выбраны для этого маршрута. Наша компания часто нам дает шанс побывать в самых интересных местах мира и поучаствовать в самых интересных событиях. Сейчас мы выполняем рейс «Мемориальный круиз Титаника». Для меня история «Титаника» больше всего связана с инженерной мыслью. На тот момент было очень трудно построить такой пароход вручную. Все его детали были сделаны практически вручную. Я смотрел документальный фильм о нем и там было показано, как его строили. Каждая деталь «Титаника» была сделана вручную и потому пароход выглядел уникально. Это был самый красивый и большой пароход в то время. Если сегодня сравнить размеры «Титаника» и других современных лайнеров, то они в два-три раза превышают «Титаник». Но для своего времени это было огромнейшее судно. Самое красивое судно. И много мечтаний людей были воплощены в «Титанике». Когда я смотрю фильм Кэмерона, сцену гибели, когда он тонет, у меня по телу мурашки. Я люблю пароходы. Я люблю работать на судах. И когда что-то случается с ними, неважно какой компании, для меня это сильный укол в сердце, настолько сильно я люблю пароходы. И пассажиров. Красивые пассажиры, и когда что-то с ними случается, это очень печально.   

За кадром

Среди прочих пассажиров, любителей старины, поклонников истории «Титаника», фанатов одноименного фильма Джеймса Кэмерона, голливудских кинозвезд Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет, на борту «Азамары» были и потомки жертв этой трагедии, случившейся сто лет назад. Одна из них, Шэрон Уиллинг, поделилась со мной историей своей семьи. Ее прадед и прабабушка путешествовали на «Титанике». Выходец из Среднего Запада США, житель штата Северная Дакота, ее прадед с материнской стороны был довольно состоятельным человеком. Успешный бизнесмен, промышленник, мультимиллионер, построивший множество железных дорог и зернохранилищ, он остался на «Титанике». Его жена спаслась в последней шлюпке, оставашейся на борту. Шэрон с детства была наслышана обо всех подробностях этой трагической истории от старших членов своей семьи. Она запала ей глубоко в сердце. 

СИНХРОН
Титр Шэрон Уиллинг, правнучка пассажиров «Титаника»

Ее прадедушка и прабабушка поженились в 1912 году. Круиз на «Титанике» стал завершающим аккордом их свадебного путешествия. Молодежены отправились в Европу в феврале 1912-го. И уже возвращались на родину. К сожалению, «Титаник» разбил их надежды на долгую и счастливую жизнь в браке. Как вспоминает Шэрон, первоначально они не планировали плыть на этом корабле. Но ее прадед получил телеграмму из США. Его срочно вызывали на совет директоров компании, чтобы решить некие важные вопросы. Поэтому он и решил прервать путешествие по Европе и вернуться в Америку. Первоначально им были куплены билеты на другое судно. Но в силу ряда роковых обстоятельств, ему пришлось отказаться от них и заказать каюту на злополучном «Титанике». В ночь с 14 на 15-е апреля 1912 года к ним постучали в дверь и попросили надеть спасательный жилет, а затем присоединиться к группе женщин и детей на палубе. Прабабушка Шэрон сначала восприняла это, как шутку, или розыгрыш. Отнеслась к этому вызову, как к незапланированным учениям.  Она тепло оделась и вышла на палубу смеясь. Но там уже было не до веселья. Однако молодой муж усадил ее в шлюпку, спокойно уверив жену, что это всего лишь маневры. И что они скоро соединяться вновь. Но когда шлюпку спустили на воду, она услышала, как поток ревущий воды устремился сквозь пробоину внутрь корабля. И поняла, что судно гибнет. Она подняла голову вверх и пыталась разглядеть мужа на палубе. Но больше никогда не видела его живым. Его тело так и не было найдено среди выловленных из воды окоченевших трупов. 

Хронометраж 25’ 29”

ТИТРЫ
1 ПРИ
2 ПЛЫ
3 ЛИ
4 В
5 ГАЛИФАКС
6 КАНАДА

За кадром
Музыка Антона Беляева, Констанина Иванова, клавишные и гитара, в авторском исполнении

Канадский порт Галифакс встретил нас хмуро. Заспанное небо. Заплаканные глаза. Серо и уныло, то моросил, то чего-то выжидал мелкий занудливый дождик. Зато на пирсе, куда мы причаливали, раздувая щеки, отчаянно надрывались шотландские волынщики с традиционно голыми голенками. Мы прибыли в Нова Скотию, или же, в переводе с латыни, Новую Шотландию.

Лайв

За кадром
Я где-то слышал, или читал, не помню точно где, что варварские звуки шотландской волынки могут распугивать дождевые облака. И те в страхе уносятся прочь. Правда это, или нет, Бог весть, но, как ни странно, уже к полудню дождик перестал моросить в Галифаксе. И можно было отпраляться в город, чтобы посетить сразу три кладбища, где захоронены полторы сотни пассажиров «Титаника».

Лайв

За кадром

Пока «Азамара» швартовалась у пирса номер 21, часть ее пассажиров нетерпеливо толпилась на палубе. В этом порту туристам и поклонникам душераздирающей трагедии «Титаника» были предложены три экскурсии. Первые две начинались в девять утра и большей частью их маршрут пролегал по самому Галифаксу. Среди достопримечательностей города в каждой из утренних поездок предусматривалось посещение по одному мемориалу, где погребены пассажиры «Титаника». И лишь полуденая, последняя экскурсия была посвящена всем трем кладбищам. Двум католическим и одному еврейскому погосту. Накануне я купил билет на третью экскурсию, и не прогадал. К полудню солнышко робко выглянуло из-за плотной завесы облаков и тучи, словно по команде, перестали оплакивать всех тех, кто стал жертвой этой самой известной морской катастрофы.   

Триста семьдесят пять миль и сто лет разделяют сегодняшний Галифакс и то место, где на глубине в три тысячи семьсот пятьдесят метров, чуть меньше четырех километров ржавеют останки «Титаника», а здесь, в уютном канадском порту сошедших с борта «Азамары» встречают сувенирами, книгами, буклетами и различной иной памятной продукцией. Сегодня «Титаник» это не просто брэнд, но и отлаженная масштабная индустрия, вполне сопоставимая с грандиозными размера этого суперлайнера, поражавшего воображение людей сто лет назад своей величиной и «непотоплямым», по мнению создателей корабля, статусом.

В кадре видео в порту Галифакс.

Хронометраж 30’ 29”

ТИТРЫ
1 Идем
2 На
3 Кладбище

За кадром

И вот мы на первом из трех кладбищ в Галифаксе, католическом, где покоится всего лишь небольшая часть пассажиров «Титаника». Наш гид, настоящий канадский шотландец, облаченный в традиционную юбку-килт, ведет нас к месту, где навеки упокоились полтора десятка жертв катастрофы на «Титанике», предположительно католического вероисповедания.

Кого только не встретишь на этом погосте. Вот тут Монтекки. Интересно, родственник ли это Ромео из Вероны? Шотландец МакНил. А где же Джульетта из семьи Капулетти? Ливерпульская четверка, Леннон, Маккартни, Харрисон и Старр задумчиво глядят с афиши местной радиостанции на это старое католическое кладбище.

Вступительная речь гида закончена. Послушной толпой мы следуем за ним в сторону могил пассажиров «Титаника».
   
Компания «Уайт Стар» весьма скромно почтила память жертв своего корабля Могилы бедогаг, выловленных из ледяной воды просты до чрезвычайности, всего лишь серые небольшие параллелепиды со скошенной верхушкой. Зачастую они безымянные. Лишь немногие идентифицированные тела обрели имя на камне. У большинства же из похороненных здесь на памятнике выбиты лишь дата смерти 15 апреля 1912 года и порядковый номер. Число означает всего лишь то, каким по счету достали из воды тот или иной замерзший труп. На могильных плитах даже не упоминается, что эти люди погибли на «Титанике». Их связвает только общая дата смерти. И одинаковые, как близнецы, серые надгробные камни.

В кадре съемки на трех кладбищах в г. Галифакс

Музыка Игоря Дадашева и Андрея Аксанова, в исполнении Константина Иванова, Игоря Дадашева, Андрея Аксанова.

Следующее место захоронения погибших на «Титанике» - еврейское кладбище барона де Хирша, где лежат выходцы из Старого Света. Судя по фамилиям на памятниках, это немецкие, польские и другие восточноевропейские евреи. Рядом с ними обрели вечный приют и пассажиры злосчастного лайнера. Неслучайное соседство жертв самой известной морской катастрофы и потомков библейского патриарха, выстроившего свой ковчег спасения для всего живого на земле, невольно настраивает на философский лад.

Хронометраж 35’13”

В кадре

Титр Игорь Дадашев

Здесь, на месте последнего упокоения пассажиров «Титаника», среди этой поистине кладбищенской тишины на ум, среди прочих мыслей, приходит чье-то мудрое высказывание, ставшее крылатым. Титаник был построен профессионалами, а ковчег срубил плотник-любитель. Воистину пути Господни неисповедимы и как бы ни был высок полет человеческой мысли, как бы ни были дерзновенны наши устремления, но даже самые прекрасные творения наших рук могут быть легко уничтожены по такой нелепой и вместе с тем судьбоносной причине, как блуждающий айсберг. И хотя мы сами творим наши судьбы, торя пути-дорожки в житейском океане, но куда они приведут, знает один лишь Создатель.

За кадром

Наверняка, у каждого, кто гуляет меж разномастных надгробий, украшенных звездой Давида, так же, как и на кладбище, где памятники увенчаны кельтским крестом, в голову не идут никакие иные мысли, кроме раздумий о тщете и бренности всего живого. Кстати, тот самый пророческий роман Моргана Робертсона, в котором он за много лет до трагедии, якобы предсказал катастрофу «Титаника», размеры лайнера и то, что корабль столкнется с айсбрегом, на самом деле, несколько неточны. Да, действительно, такой роман был издан в конце девятнадцатого столетия. И корабль в нем на самом деле назывался похоже, «Титаном», но по сути, история Робертсона мало соответствовала реальной катастрофе. И уже в новом издании 1912, сразу по горячим следам, автор внес существенные поправки в свой роман и все благополучно забыли первую версию книги. Так и родилась легенда о том, что гениальный провидец предсказал катастрофу заранее. Может быть, так оно и было? Кто знает? Может, поверив всего лишь субъективному мнению отдельного исследователя, опровергающего миф о писателе-ясновидце, и я ошибаюсь. А ведь как хотелось верить, что на самом деле Морган Робертсон увидел эту трагедию за много лет до злосчастной встречи «Титаника» с айсбергом...

В кадре кладбище барона де Хирша

Хронометраж 37’10”

Музыка Сергея Рахманинова «Всенощное бдение», запись 1986 г. Солисты Ирина Архипова,  Виктор Румянцев, Государственный камерный хор Министиерства Культуры СССР, дирижер Валерий Полянский. Запись в кафедральном соборе г. Смоленска. 

За кадром

Третье место упокоение жертв «Титаника», кладбище Фейрвью, оказалось самым многочисленным. Здесь лежит более сотни опознанных и безымянных тел, поднятых из воды спасателями в середине апреля 1912 года. Как было отмечено ранее, погода в Галифаксе, в этой канадской провинции Новая Шотландия, полностью соответсвует Британским островам. Дождливо и ветрено. Серое небо, готовое в любой момент пролиться дождем, навевает грусть и печаль. Здесь могилы пассажиров «Титаника» несколько отличаются от общего стандарта простых усеченных параллелепипидов. Некоторые семьи сами установили памятники своим погибшим родственникам.

Но пожалуй, самой известной могилой для поклонников любовной истории из фильма Джеймса Кэмерона стало захоронение номер 227. Здесь навеки упокоился Джозеф Доусон, прототип главного героя американского блокбастера. И хотя реальный Доусон не имел ничего общего с Джеком, сыгранным Леонардо ди Каприо, а сам режиссер во многих интервью говорил, что просто придумал эту романтическую пару и что совпадение имен реального человека и вымышленного персонажа случайное, но на самом деле он не раз посещал Галифакс, когда готовился к съемкам, в том числе, изучил все три кладбища и судьбы похороненных тут людей, так что, по всей вероятности, наречение главного героя именем Доусона стало не произвольной прихотью, а осознным выбором кинорежиссера. И с тех пор со всего света сюда приходят письма от поклонников, а также цветы, украшающие могилу в каждую годовщину гибели «Титаника». Мы прибыли в Галифакс за два дня до этой даты. Поэтому тут еще не было ни одного венка или букета. Но как нам рассказал местный гид, эта могила буквально утопает в цветах каждый год 14 апреля.
Кроме прототипа самого известного романтического киногероя, на третьем кладбище в Галифаксе покоится и первый скрипач оркестра «Титаника». Того самого оркестра, что играл веселые мелодии, преимущественно, рэгтаймы, чтобы успокоить мечущихся пассажиров. Оркестр «Титаника» играл свои мелодии до самого конца.
Мы провели несколько часов в Галифаксе, посетив все три кладбища. Два католических и одно еврейское. В общем, «Азамара» простояла на якоре у пирса полдня и в четыре часа пополудни мы отдали концы, взяв курс в открытый океан. К месту гибели «Титаника». Нам навстречу уже спешил из Англии другой корабль. «Балморал». Несмотря на то, что этот современный лайнер был и больше, и мощнее, но даже ему понадобилось плыть на два дня дольше, чем «Титанику», чтобы покрыть такое же расстояние от берегов Англии до места роковой встречи с айсбергом. И это лишний доказывает, насколько совершенным и до сих пор непревзойденным был и остается «Титаник».

В кадре видео третьего кладбища г. Галифакс

Хронометраж 40’ 30”

ТИТРЫ
1 Опять
2 В океане

Мы снова оказались в открытом океана. И через два дня прибыли на место крушения «Титаника». Капитан «Азамары» Джейсон Икиадис, истый британец греческого происхождения, моряк не в первом поколении, чьи родственники были не только судоводителями, но один из них даже дослужился до адмирала британского воено-морского флота, любезно пригласил меня на мостик, куда посторонним, в общем-то, запрещен доступ. 

СИНХРОН
Титр Джейсон Икиадис, капитан лайнера «Азамара»

«История «Титаника» очень важна для многих людей. Для меня особенно, потому что я родом из Саутгемптона. И впервые я сделал доклад о «Титанике» еще в школе, когда мне было тринадцать лет».

В кадре видео на мостике.

Хронометраж 41’ 49”

ТИТРЫ
1 КАК
2 ЭТО
3 БЫЛО
4 И БЫЛО ЛИ?
5 НА САМОМ
6 ДЕЛЕ?
7 СУДЬБА
8 РОК
9 МИФ
10 ТИТАНИКА

11 ТИТАНИКА
   ТИТАНИКА

12 ТИТАНИКА
   ТИТАНИКА
   ТИТАНИКА

За кадром

Кто не знает о «Титанике»? Кто не слышал об этом корабле? С легкой руки кинорежиссера Джеймса Кэмерона любовная история, сыгранная Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет покорила сердца многих миллионов подростков, не оставив равнодушными и взрослых. О том, как строился этот суперлайнер, о его технических характеристиках, о количествах погибших и спасенных рассказано во множестве книг и фильмов, как документальных, так и игровых. Что толку пересказывать эти мельчайшие подробности и факты? Своими рассуждениями на тему «Титаника» я не просто делюсь с тобой, мой зритель, но прежде всего сам размышляю и пытаюсь что-то понять, что-то осмыслить, уразуметь. Не зря говорят, век живи, да век учись. Еще Бисмарк высказывался в том духе, что учиться надо так, будто у тебя впереди вечность, а жить, словно бы ты завтра умрешь.

История «Титаника», подобно многослойному пирогу с весьма разнообразной начинкой, учит нас не только верности долгу, героизму одних и всей пагубности некомпетентного поведения других, говорит о преступной халатности и идиотизме, неоправданной гордыни, ведущей в пропасть, но прежде всего, склоняет к анализу трагедии и созерцанию, побуждает к размышлению на темы, которые выходят за рамки, как светской пустой беседы, так и напряженных, но зачастую бесплодных усилий в борьбе за материальный успех в ущерб духовному развитию. Не зря ведь еще две тысячи лет назад было сказано нам, что толку человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою загубит, или потеряет?
Не все тут просто с трагедией «Титаника». Вопреки досужему мнению, представители высших классов, утонувшие вместе с кораблем, отнюдь не спешили на шлюпки, рассталкивая остальных. Да, с «Титаником» перемудрили его создатели. Ибо в тот момент действовали совершенно нелепые и устаревшие правила девятнадцатого века, эпохи парусного флота. Но уже за одно то, что гибель этого корабля сподвигла пересмотреть законы и нормы безопасности, следует поставить памятник «Титанику».

Этот корабль дал пищу множеству слухов, легенд и мифов. Чего стоят рассказы о проклятии древнеегипетской мумии, спрятанной в каюте одного из богатых пассажиров «Титаника», или версия о преднамеренной катастрофе, связанной с заговором неких тайных сил и подтверждаемых ее сторонниками тем, что часть банкиров и промышленников в последний момент отказались плыть в Америку на этом корабле. С гибелью «Титаника» связывают и случившееся год спустя образование «Федеральной Резервной Системы», частного банка, печатающего валюту США и дальнейшее вытеснение американским долларом английского фунта стерлингов с позиций мирового платежного средства.

Кто-то приплетает к истории гибели этого корабля инопланетян, немецкую подводную лодку, прыжки сквозь время и пространство, черную дыру, Бермудский треугольник, всевозможные мистические чудеса, сродни легенде о «Летучем голландце». Среди этих мифов есть и такой, например, что каждый шесть лет в эфире звучат сигналы «SOS», посланные радистом «Титаника». Рассказывают также и о том, что этот корабль выныривал из океанских волн уже в наше время, подобно призрачному «Летучему голландцу», но очевидцы, якобы, видели все это так близко и могли чуть ли не потрогать корабль, вдруг проявившийся в нашем измерении.

Где правда, а где ложь? И кто может сказать с полной уверенностью, что был не прав принц датский? Тот самый, что волею бессмертного Шекспира, в чьем существовании и авторстве также сомневаются уже не первый век различные фомы неверующие, принц Гамлет, воскликнувший есть много, друг Горацио, такого, что и не снилось нашим мудрецам...
Можно сколько угодно вспоминать о нехватке шлюпок и биноклей на «Титанике». Исследовать слухи о том, что под видом этого корабля был преднамеренно утоплен его близнец, лайнер «Олимпик», виновник столкновения с военным кораблем. И потому, дескать, что судовладельцам грозил штраф в миллион долларов, они и поменяли название на борту судна, отправили в рейс с тайным приказом капитану сделать все, чтобы корабль утонул, а они были избавлены от выплаты штрафа, да еще и получили за гибель лайнера страховку. Как-то все это выглядит нелогично, несмотря на закрученность и лихость подобного фантастического сюжета.

Несомненно одно, эта история продолжает будоражить умы зрителей и читателей. Сто лет минуло с того момента, как «Титаник» погрузился в ледяные воды Атлантики, а мы все еще спорим о деталях. Оплакиваем красивую сказку, любовную историю, придуманную Голливудом. Размышляем о социальной справедливости. Об апокалиптическом символизме этой трагедии, уподобляя непотопляемый лайнер всей современной цивилизации, что пережила свой пик и нынче стремительно приближается к собственному айсбергу и гибели в водовороте истории.

В кадре коллаж из фотографий «Титаника», его пассажиров, рисунков тонушего корабля. Черно-белое изображение (сепия с эффектом «старого кино»)

Музыка Игоря Дадашева. Исполнение: Игорь Дадашев, скрипка, Антон Беляев, клавишные, Александр Бирюков, гитара, Константин Иванов, гитара, Олег Дмитренко, бас-гитара

Хронометраж 48’44”

ТИТРЫ
1 ТИТАНИК рейс длиной в столетие
2 Посткриптум
3 Поминальная служба в ночь с 14 на 15 апреля 2012 г.

Лайв

Музыка Сергея Рахманинова «Всенощное бдение» («Придите, поклонитесь) запись 1986 г. Солисты Ирина Архипова,  Виктор Румянцев, Государственный камерный хор Министиерства Культуры СССР, дирижер Валерий Полянский. Запись в кафедральном соборе г. Смоленска. 

В кадре церемония поминовения в ночь с 14 на 15 апреля. Последний кадр – корабельные часы и минутная стрелка, переходящая с 2.32 на 2.33 ночи.

ФИНАЛЬНЫЕ ТИТРЫ

(музыка И. Дадашев и Андрея Аксанова, авторское исполнение)

1 ТИТАНИК рейс длиной в столетие
2 Автор и режиссер Игорь Дадашев
3 Съемки и монтаж Игоря Дадашева
4 Съемки в Нью-Йорке и Вашингтоне Максима и Генриха Бреннеров, Игоря Дадашева
5 Прозвучала музыка
Игоря Дадашева, Андрея Аксанова, Антона Беляева, Константина Иванова, Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена, Сергея Рахманинова
6 Особая благодарность
Станиславу Кабешевой, Вере Кабешевой, Светлане Серенковой,
Елене Бреннер, Татьяне Бессоновой, Валерию Макарову, Кириллу Вержболовичу, Злате и Чаку Лунд, Ирине Санадзе
7 © Игорь Дадашев, 2012 г.

Хронометраж 51’55”