Четвёртое эссе о деньгах

Николай Серый
     Начиная превращать свои деньги в предмет экспорта, нужно помнить следующее.
     Страной нельзя управлять без ясных целей. Какая-то цель у политиков, обладающих властью, всегда имеется. И если цели государства могут быть поддержаны народом, то они открыто возвещаются и усиленно пропагандируются. Затем наступает черёд конкретной агитации и точных лозунгов; далее же обязательны строгие и ясные директивы и указания с персональным назначеньем ответственных исполнителей. Именно так и поступали Иосиф Сталин при создании промышленной мощи Советской Империи, американский президент Рузвельт при вытаскивании своей экономики из трясины «великой депрессии» перед второй мировой войной и фюрер Адольф Гитлер при возрождении германского милитаризма.
     Нарушение такой череды действий или же разрыв во времени между ними непременно означает поражение…
     Порукой или залогом достижения всякой цели являются раздоры и неуверенность в себе в стане противников.
     Перед решительным броском к цели допустима проба сил, которая может закончиться неудачей. Главное же в пробе сил не допустить полного разгрома своей иерархической организационной мощи, а также  избежать всенародного презрения и позора; своих павших нужно непременно и весьма нахально возвеличивать, как героев.
     После неудачной пробы сил или же при поражении компромиссы с врагом допустимы только при условии, если сохраняется иерархия подчинения в своей организации, а также при наличии сил, которые исключили бы её скорое и полное истребленье. В противном же случает нужно организовывать подполье…
     И нужно помнить ещё одно.
     Политика бывает государственной, проводимой официальным правительством страны и его министрами, но есть и секретно-конспиративная политика тайных и охранных служб. Секретно-конспиративная политика может иметь результаты самые причудливые и неожиданные даже и для самих её творцов и фигурантов.
     Вообразим, что в вашем доме со многими квартирами затевается ремонт. И если ремонт производит обычный строительный трест, то результат предсказуем: здание будет более пригодным для жилья, чем ранее. Разумеется, качество ремонта может оказаться плохим, но кое-что полезное всё-таки сделают. А сейчас вообразим, что оказался вашим соседом гениальный инженер, и вздумала похитить его чертежи секретная служба, затеяв ремонт для проникновенья в дом под  личиной строительного треста; в этом случае результат может получиться всяким.
     Секретная служба ради приязни к себе инженерного гения может отделать и вылизать здание гораздо лучше, чем строительный трест, и выгода ваша будет тогда бесспорной. Но возможны ведь и взлом личного сейфа инженера и для сокрытия следов хищенья поджёг всего дома. И, кроме того, можете вы оказаться невольным свидетелем всего этого со всеми скверными для вас последствиями. И для самих взломщиков результат может оказаться любым: их могут, как убить для сохранения тайны, так и поощрить орденом или повышением по службе.
     Если к вам в друзья навязались из приязни к вам, то это одно, но ежели ради вербовки – совсем другое. В первом случае вы будете иметь бескорыстные душевные излиянья, а во втором возможен всякий результат: либо вы сумеете разбогатеть на шпионаже и удачно улепетнуть с барышом, либо вас арестуют и накажут. А если не поддались вы вербовке, то вас могут убить из боязни  разоблачений, но есть и вероятность того, что свои  наградят вас за верность и честь…
     Почему возможны две эти политики?.. Причиной я считаю то, что имеются две формы власти правителя. В упорядоченной стране личная власть правителя заждется на чиновничьем аппарате государственной официальной власти. Но есть и такие страны, где опорой и пастырем официальной власти являются специальные  службы личной власти правителя.
     Политика криминально-секретная существует в том случае, если ведомства и службы личной власти правителя контролируют и погоняют чиновничий аппарат официальной государственной власти. Такое положение не редко приводит к тому, что не правитель служит своей стране, а она – своему  хозяину.
     И опасно для государства ещё и то, что любая охранная служба очень склонна сама плодить врагов, как себе самой, так и своему господину, ибо нет без них у неё смысла в своём бытии.
     Если какой-либо чудной и праздный богач заскучает и пресытится вдруг мирным своим прозябаньем, то пусть наймёт он себе охрану, а та уж не станет медлить с поиском барину окаянных врагов.
     Умный правитель никогда не допустит, чтобы его сторожевые службы наплодили его стране и ему самому внутренних и внешних врагов, но придётся ему для этого персональных своих охранников лишить любой возможности для своеволия в официальных ведомствах и министерствах под предлогом пресечь поползновенья на безопасность сиятельных особ…