Алла Айзеншарф... Знакомство с автором 1

Поэты Прозаики Приднестровья
Алла АЙЗЕНШАРФ... Знакомство с автором 1

ТАИНСТВО ТАЛАНТА

Более двадцати лет живет в Израиле бендерчанка Алла Айзеншарф. Поводом для этого материала стала очередная ее книга, изданная в Израиле на русском языке, — сборник ее стихов разных лет под общим заголовком "Рука твоя".
Еще в 2005 году получил я в дар один экземпляр этой книги. Но, опять же, повседневная текучка! И вот, иду на "подвиг" — не имею морального права не рассказать о человеке, которого глубоко уважаю, которого по сию пору добрым словом вспоминают многие бендерчане. Особенно…

"СВЕТЛЯЧКИ"
 Насколько помню, они появились в Бендерах почти одновременно — городское отделение Всесоюзного общества борьбы за трезвость и школа эстетического воспитания детей "Светлячки". Первое — задумка, скажем так, не самого мудрого из секретарей ЦК КПСС за всю историю существования партии Егора Лигачева. А вторая — инициатива беспартийной бендерчанки, поэтессы и художника Аллы Айзеншарф.
Что касается борьбы за трезвость, то дело было поставлено на широкую ногу. Прежде всего появилась еще одна надстройка — правление городского отделения во главе с ответственным секретарем и соответствующим должности денежным довольствием. Потом с помощью горкома партии на промышленных предприятиях, в транспортных и строительных организациях, в учреждениях города начали формировать (в добровольно-принудительном порядке) низовые звенья союза борцов с пьянством. Ну а о том, какой трагедией и в социальном, и в экономическом плане обернулась вся эта самодеятельность, не хочется и вспоминать. Тем более, что рассказать собрался о "светлячках" и их наставнице.
Начну же с того, что горком партии в принципе одобрил идею Айзеншарф. Помогли даже найти место для занятий с мальчишками — под лестницей в здании центральной городской библиотеки. Нашли и шкаф для хранения рисунков, поделок слушателей этой школы. А занималась Алла с детьми на общественных началах. Деньги на акварельные краски, пластилин и другие материалы, необходимые для занятий, брала из собственного более чем скромного семейного бюджета.
Однако именно бескорыстие и насторожило "искусствоведов в штатском". Насторожило потому, что Алла уже давно была занесена в списки не совсем благонадежных граждан. Ее домашний телефон прослушивали денно и нощно. И если разговор с друзьями-знакомыми заходил слишком далеко, хорошо поставленный голос из "ниоткуда" грозно требовал:
— Прекратите эту болтовню!
Правда, понять парней из местного отделения КГБ было не так уж и трудно. С одной стороны, Айзеншарф вроде бы своя, советская: еще в 1962 году уехала по комсомольской путевке в Сибирь, работала выездным фельдшером в таежной глухомани Красноярского края. Потом вернулась в Бендеры. Работала медсестрой в городской больнице. Заочно окончила Литературный институт имени А.М. Горького. Много лет возглавляла в городе литературное объединение. Ее стихи публиковали в коллективных сборниках, в городской и республиканских газетах. А в семьдесят первом вышел первый сборник стихов Аллы Айзеншарф "Я и Ты", в семьдесят седьмом еще один — "Кочевье". Прекрасные стихи! Взять хотя бы вот эти:
 
ДЕРЕВО

Не рубите дерево зимой!
Дереву зимой так сладко спится,
Дереву зимой такое снится,
Перед чем бессильны мы весной!
Не рубите дерево весной!
Из непрочной замкнутости почек
Пусть себе смеется и лопочет
Целый мир, беспечно молодой.
Не рубите дерево, когда
Зреют в кроне солнечные блики,
Когда день и ночь равновелики,
Как за счастьем терпкая беда.
А сквозной осеннею порой
Дерево особенно доверчиво:
Круглый плод дарует, словно женщина,
По весне венчанная грозой.
Год прошел, и будет снова год,
Будет снова странный зов Вселенной
По ночам покачивать антенны…
А оно? Оно себе растет.
 
 Включены в сборник "Рука Твоя" и вот эти стихи, опубликованные в шестидесятые-семидесятые годы:
 
Мой смуглый мальчик не боится пчел,
Ни самолетов, ни раскатов грома.
Где б ни был он, куда бы ни забрел —
Он на Земле, а это значит — дома.
Мой смуглый мальчик, о, как я стыжусь,
Что у тебя я мужеству учусь!

 *   *   *
Я сейчас в моем дому приберу,
Станет чисто как в сосновом бору,
Понаставлю я на окна цветы
Самой красной на селе красоты.
Дожелта натру я щелоком крыльцо,
Я Мухтара придержу за кольцо.
Что стоишь? В снегу моя голова?
Это столько вьюжных зим я ждала…

 *   *   *
Не светает, просто белый ветер
Выстилает небо облаками.
Память, память, есть ли что на свете
В этот час всесильнее над нами?
Память — это старый дом в сирени,
С тополем-ровесником над крышей.
Это я у папы на коленях:
Хочешь, ухо к сердцу — сердце слышно,
Хочешь, обхвати его за шею
И в глаза веселые глядись.
Боже! Почему я не умею
Молча крикнуть:
"Память, оборвись!"
 
В принципе, такой направленности все ее поэтическое творчество советского периода. И все, вроде бы, хорошо. Но нет ни одного патриотического или хотя бы "датского" (посвященного знаменательной дате) стихотворения.
Да и жила эта странная женщина не так, как жили миллионы нормальных советских людей. Вместо того, чтобы постоять в очереди за колбасой по два двадцать или яйцами по восемьдесят копеек десяток, она могла полдня ходить по городу со стремянкой и клещами в руках и выдергивать гвозди из деревьев, которыми были приколочены таблички "Берегите зеленые насаждения!", — деревьям больно.
Кстати, добропорядочные обыватели-соседи тоже косо смотрели, а то и в открытую называли Аллу — немного "того"… И ведь тоже по-своему были правы. Ну кто из нормальных людей, скажите, станет держать в квартире двух кошек и двух собак? И не каких-то там породистых, с родословной, а самых что ни есть безродных? Подобрала несчастных на улице, вылечила, выходила и "прописала" в своей квартире. А случай, когда кошка не могла окотиться и Алла на последние деньги помчалась на такси аж в Кишинев, в ветеринарную лечебницу, потому что в Бендерах отказались помочь. Это ж курам на смех!
И вот эта гражданка взялась безвозмездно заниматься воспитанием детей. Да чему она может научить их? Однако время показало, что может Айзеншарф многому научить маленьких человечков: на ближайшем родительском собрании услышала Алла из уст пап и мам искренние слова благодарности — детей будто подменили: стали вежливыми, внимательными, аккуратными. Книжки охотно читают, стихи пытаются писать, девочек не дергают за косички и даже уступают им дорогу, пальто подают. А главное — научились малыши видеть в обычном необычное, видеть и удивляться. И захотелось им попробовать передать это удивление пером, кистью, мелом на асфальте.
Не так уж много времени прошло с начала занятий в этой необыкновенной школе, когда городская газета целую полосу посвятила поэтическому творчеству "светлячков". Безусловно, даже непосвященный читатель явно чувствовал вольное обращение юных поэтов с техникой стихосложения. Но в каждом "творении" явно присутствовали настроение, характер его авторов. И каждая строка была подобна солнечному лучику — теплая и светлая.
Не помню, к сожалению, каким образом дошла весть о бендерских "светлячках" до Москвы, но труд Аллы Айзеншарф отметили малой бронзовой медалью ВДНХ СССР. А ее методику этического и эстетического воспитания детей рекомендовали общеобразовательным школам. Но…рекомендация ВДНХ СССР — это не постановление ЦК КПСС или Совмина СССР, которые обязательно надо выполнять. А школьная программа и без того загружена. Так что не до Аллы было с ее методикой.
 
 "ОН БОЛЬШОЙ
КАК НЕБО..."

Весной девяносто шестого я встретился с Аллой в Тель-Авиве. Она приезжала в типографию вычитывать гранки своей очередной книги стихов. А пишет Алла по-прежнему много. Практически каждый год выходит новый сборник стихов члена союза писателей Израиля (русская секция). Отчасти на деньги Германии. Да, немцы выплачивают ей пенсию — небольшую компенсацию за растоптанное детство, за смерть отца, за издевательства над семьей Айзеншарф в гетто в годы Великой Отечественной войны на территории Западной Украины…
 Кстати, о детстве. Лет шесть назад Алла прислала с оказией необыкновенный сборник стихов, написанных ею в шестилетнем возрасте. В предисловии к нему она пишет: "Когда я думаю, какая сила уберегла нас от смерти, я не нахожу ответа. Война вышвырнула меня и сестричку Мэрочку на улицу. Уже убит в погроме папа, мама далеко, в концлагере. Родительский дом — недавняя сказка — стоит, как стоял. Но там — немцы. И мы, держась за руки, бродим и бродим по улицам Немирова — две голодные, затравленные девочки. Мне -шесть, Мэрочке — десять лет. Мы не смеем подойти ни к одной калитке, ни к одному окну. Вот в такое время (лето сорок второго года) и родились эти "стихи". И я не меняла в них ни одного слова не только потому, что автору шесть лет".
Своеобразно и сверстан этот сборник. На каждой странице — стихотворные строки и пояснительный текст:
 
У дяди Мити нечего курить,
И мы ему окурки собираем.
Сегодня есть, а завтра я не знаю —
А может дождь, или не будем жить?

А "расшифровывает" Алла эти строки так: "В нищем домике на окраине жили Ореховские: сапожник Митя, его жена Полина и четверо всегда голодных мальчишек. Но они не выдавали нас, "жиденят", хотя за это немцы платили местным детям. А мы собирали для дяди Мити окурки и очень заботились, чтобы их хватало".
Читаю на следующей странице: "Когда дядя Митя узнавал, что будет облава, он уводил нас на пустырь, заваливал лопухами. Через густой высокий репейник пустыря не хотели продираться даже овчарки. И мы лежали с утра до вечера без воды…".
В стихах же об этом сказано так:

Ну сколько можно в этих лопухах!
А нас искают немцы и собаки.
И страшно.
Он большой как небо —
Страх
И писать хочется
и громко-громко плакать.

  *   *   *
У коровы теплые бока.
Мы совсем забыли про рога.
А она вздыхала и сопела,
Может, в дети взять нас захотела.
А проснулись, крик такой и лай.
Ну, конечно, он чужой — сарай.
Мы еще за домом там стояли,
Может, позовут.
Но нас не звали.
Я не плачу, нам нельзя такого.
Очень жалко бедную корову.

  *   *   *
Гром пошел и дождь пошел,
А под крышей хорошо.
Здесь на сене пахнет летом,
Только мамы с нами нету.
Мыши есть.
Они не страшные,
Друг у друга что-то спрашивают.
Мыши: мама, папа, дети.
Хорошо им жить на свете

И пояснение: жители села Грабовцы, что рядом с Брацлавским концлагерем, прятали нас поочереди, даже подкармливали. На сене, под крышей сарая, с нами жили мыши, любопытные, по лицу бегали…
Нельзя не сказать и о том, что за сборник "Рука Твоя" поэтесса удостоена престижной премии "Олива Иерусалима".
 
Анатолий КИРИЛЛОВ
 
МАТЕРИАЛ СКОПИРОВАН С САЙТА ГАЗЕТЫ "ПРИДНЕСТРОВЬЕ" от 23.08.2008 Г.:



АВТОРСКАЯ СТРАНИЦА АЛЛЫ АЙЗЕНШАРФ:

http://www.stihi.ru/avtor/aizens