Непутевые заметки

Светлана Гимельман
СОВСЕМ НЕПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
или
самолеты хорошо, а олени лучше!
 

Сведущие люди говорят, что ехать в Европу с надеждой выспаться и отдохнуть – глупая идея. Правильно говорят эти самые сведущие люди. Какой уж отдых, когда за неделю тебе надо попытаться объять необъятное: побывать во всех музеях и посмотреть на все достопримечательности? Каждая минута в Европе на счету. И становится страшно обидно, что сутки нельзя растянуть часов так до 35.
А еще становится обидно, что в Европу так долго лететь. Сидишь в самолете и убиваешь время. Конечно, русский человек всегда найдет, чем заняться во время перелета. Обычно русскоговорящих людей легко узнать в аэропорту по приятно позвякивающим бутылкам, которые они дружно несут в самолет, чтобы не менее дружно в оном самолете и распить. И правильно, между прочим. Отдыхать надо начинать уже в аэропорту. И любой приличный отпуск начинается с приятного полета в комфортабельном лайнере в веселой компании. Но так начинается отпуск далеко не у всех...
Месяц подготовки к поездке в Италию был наконец-то закончен. Чемоданы собраны, гостиницы заказаны, авиабилеты выкуплены, маршруты экскурсий составлены, перечитана тонна туристических буклетов, выбраны места, которые непременно надо посетить, закуплена пленка для фотоаппарата. В общем, пора и отправляться в путь-дорогу. Эйфория от предвкушения невероятных красот старушки-Италии и усталость от долгих организационных передряг в итоге синтезировались, явив миру веселую компанию друзей, глупо посмеивающихся и не реагирующих ни на какие внешние раздражители. Так вот глупо хихикая и любя весь окружающий мир, мы и прибыли в аэропорт, зарегистрировались на рейс авиакомпании Air France, который буквально через полчаса должен был отправить нас в рай земной.
До отлета оставалось минут 10, когда милая девушка с французским прононсом сообщила пассажирам о том, что рейс чуточку задержится: то ли пилот еще не побрился и не выкурил свою последнюю сигарету, то ли у стюардессы сломался каблук. У объявляющей был очень сильный акцент и понять, чего мы ждем, нам не удалось. Еще через 10 минут та же очаровательная француженка сообщила уже горестным голосом, но все с тем же прононсом, что самолет никуда не полетит. Никогда не полетит. По причине того, что летать он не может, и был сломан. После некоторой сумятицы и паники народ дружно побежал перерегистрироваться на другой рейс, другой авиакомпании. На регистрации образовалась огромная очередь. В молчаливом ожидании прошел час. Потом другой. Очередь не двигалась. Никто никуда не улетал. По очереди поползли слухи о землетрясении и цунами, обрушившихся на чикагский аэропорт. Становилось все скучнее и все неопределеннее. Но вот появилась Она - Представительница Air France, «надежная как весь гражданский флот». Нам объяснили, что в Италию мы полетим непременно, но не через Париж, как было сказано в билете, а через Франкфурт на самолете «Люфтганзы», а уже оттуда нас и отправят ближайшей вечерней лошадью до конечного пункта нашего назначения – в Венецию. Причем, багаж наш полетит туда самостоятельно, и будет нас ждать уже в Венеции. Ну что ж? – подумали мы. Летать, так летать! Лишь бы долететь. Постояв еще с часик в той же самой не двигающейся очереди и утешая себя тем, что значительно хуже было бы, если бы пилоты самолета обнаружили неисправность уже в полете, мы стояли и ждали, чем же это все закончится. Не прошло и года, как нас повели на другой терминал, причем сказали, что самолет до Франкфурта уже вылетает, и нам желательно поторопиться. Пробежав добрых мили две через 3-й терминал О’Hare, толпа в количестве 300 человек, распугав таможенников и летящих другими рейсами граждан, оказалась на желанном самолете и спокойно вылетела во Франкфурт.
Но приключения только начинались. Через 8 часов мы ступили на землю Германии. Кто это сказал, что O’Hare самый большой аэропорт в мире? Этот человек не бывал во франкфуртском аэропорту. Судя по его протяженности и длине его терминалов, он явно даст сто очков вперед нашему родному O’Hare. Но обо всем по порядку. Когда мы высадились из самолета, нам объяснили, что наш багаж необходимо забрать. «Позвольте! – удивились мы, - нам сказали, что он летит в Венецию другим самолетом». «А вот и нет, - радостно сообщили нам, - багаж летел сюда. Заберите его и поторопитесь, потому что вам надо еще зарегистрироваться на ближайший рейс Air France, который улетает буквально с минуты на минуту».
Багажа мы ждали долго, очень долго. Не дождались, выяснили, что он-таки улетел в Венецию без нас и будет там преспокойно отдыхать, пока мы тут прохлаждаемся. Дальше сюжет стал развиваться стремительно и немотивированно, как в плохом кино.
-          Вам надо пройти на 2-й терминал и пройти регистрацию в Air France.
-          А где второй терминал?
-          На поезде, потом миль 5 пешком, потом на второй этаж, потом на первый, потом на лесенку, потом увидите сами по толпе народа, которая уже там давно стоит, пока вы тут как идиоты ждете ваш улетевший багаж...
Пронесшись как ураган, через два терминала, по размерам не уступающие даунтауну Чикаго, мы оказались у вожделенного окошка любимой компании Air France. Громадная очередь нам страшно обрадовалась. Все те же родные и знакомые уже лица, с которыми мы так мило проводили время в Чикаго, болтаясь в очереди на Франкфурт. За милой беседой о несомненных достоинствах Air France и об их «невероятной скорости» обслуживания клиентов прошло еще некоторое количество времени, счет которому мы уже потеряли. В итоге мы получили вожделенные билеты на рейс «Люфтганзы» (самолеты компании Air France, по-моему, вообще не летают. Неизвестно, зачем они им вообще нужны. Может, как передвижные дома на колесах?).
-          Скорее! Бегите обратно на 1-й терминал! Ворота номер А-42! Самолет на Венецию улетает через 15 минут! – проворковала рыжая как Пеппи Длинный Чулок немка с французским акцентом (или француженка с немецким акцентом). – Приготовились? На старт, внимание, марш!
Лесенка на второй этаж, эскалатор на первый, бегом до поезда, бегом с поезда, на середине пути таможенный контроль, аккуратно разместившийся между сортиром и лифтом. Снова лестница вниз, вверх, и вот мы на терминале. Ворота А-42 оказались самыми последними. Больше ворот во Франкфурте еще не построили. Поэтому финишная прямая до ворот обетованных заняла у нас по времени приблизительно столько же, сколько занимает у марафонца забег на 50 километров. Расстояние приблизительно такое же! А скорость мы развили просто запредельную.
И вот мы на месте. Подаем бумажку, чтобы получить посадочный талон...
-          Это что вы мне даете? – возмущенно интересуется представительная дама с уже не вызывающим сомнений в национальности немецким акцентом.
-          Это наши билеты...
-          Это не билеты! Это бумажка! Кто вам это дал?
-          Air France!
-          Отнесите им обратно и скажите, что у нас на самолете мест нет!!!
-          Но пока мы добежим туда и вернемся обратно, ваш самолет улетит!
-          Улетит! Осталось 5 минут.
И снова в путь, на марафонскую дистанцию: снова 50 километров, эскалаторы, переходы, лифты, поезд, лестницы... Стоп. Надо сделать остановку. И объяснить читателю, что к этому моменту мы находились на ногах уже около 16 часов. Все это время мы шли, бежали (за вычетом времени, ушедшего на перелет во Франкфурт – там мы не бегали, там мы пытались размять затекшие от сидения в узком кресле ноги), стояли в очередях. Уф! Сил уже не было. Но останавливаться нельзя! Надо себя пересилить, и скоро откроется второе дыхание! Оно обязательно откроется! Вот еще шаг, второй... третий... скорее ухватиться за перила... и ползком, ползком до представительства Air France. Только бы дойти! Только до них добраться! И вцепиться им в горло ослабевающими руками, и держать, пока не посадят на самолет. В Венецию уже не хочется! Уже хочется просто спать. Но за идею обидно. Добраться до Венеции стало уже делом принципа, навязчивой идеей, которая стучала в нашем замутненном усталостью мозгу.
Как вы понимаете, от эйфории и веселости не осталось и следа. Наверное, когда мы дошли до Air France, у нас на лицах было написано все сказанное выше. С нами даже не спорили. Нам улыбнулись... и просто послали подальше, порекомендовав идти обратно (на 1-й терминал) и никуда не сворачивать.
Не буду описывать, что произошло потом. Скажу только, что наши крики франкфуртский аэропорт будет помнить долго.
В итоге нас покормили ужином за счет компании, наивно полагая, что сытые люди намного спокойнее и миролюбивее, чем голодные. Потом мы несколько часов ждали самолет, который нас все-таки привез в Венецию. Правда, вместо того, чтобы наслаждаться архитектурой старинного города уже с часу дня, мы оказались там темной, дождливой ночью. Но мы были рады! Честное слово! Рады тому, что Европа – не Луна, и что всего за каких-то 22 часа мы долетели до места назначения целыми и невредимыми. Багаж нас там не ждал. Он улетел в неизвестном направлении, и не обещал оттуда вернуться. Зато напуганные воплями измотанных туристов, которым почему-то приперло непременно оказаться в Венеции (остались бы в Германии и все дела!), сотрудники авиакомпании Air France не поленились и позвонили в Венецию, сообщив венецианским властям о том, что к ним едут полусумасшедшие туристы, с которыми лучше не связываться. Итог: не успели мы оплакать наш пропавший багаж, как небесный голос объявил по радио, что нас, таких-то, таких-то, ожидают у выхода! Ну все! – подумали мы. – Придется сдаваться! И подняв руки, смирившись со своей горькой участью, вышли, ожидая увидеть вооруженный до зубов отряд карабинеров. Но у выхода нас ожидало любезно заказанное компанией Air France такси, которое в Венеции совсем не нужно: там по улицам машины не ездят ввиду отсутствия этих самых улиц. Но все равно было приятно.
Ну, здравствуй Италия! Здравствуй, тихий город гондольеров и палаццо. Мы прибыли... Отпуск начался...
Чемоданы прилетели через два дня, осуществив, наверное, четыре витка вокруг земного шара. Прилетели они весьма вовремя, потому что из Венеции мы уже уезжали во Флоренцию. Наученные горьким опытом и еще не отдохнувшие от самолетов, мы решили всех обмануть и поехать туда на машине. Поверьте, путешествие было замечательным. Таскания, через которую лежал наш путь, - красивейший край на Земле. Горные дороги, тоннели, замки на вершинах зеленых гор... И неважно, что на улице идет такой чудовищный ливень, что машину сносит с хайвея. Главное, что вокруг лепота, которую при большом желании можно разглядеть сквозь пелену дождя. Не прошло и трех часов борьбы со стихией, как мы въехали во Флоренцию. Вооружившись картой города, мы ехали неторопливо, по-американски, наивно полагая, что автомобилисты вокруг прекрасно понимают: люди в городе в первый раз, им надо успеть прочитать названия улиц, написанные мелким шрифтом и крайне удобно расположенные как раз на самой середине улицы, чтобы не отвлекать внимания проезжающих машин. Нечего заглядываться на знаки, полагает дорожная служба Флоренции. Каждый должен знать свой город и без дурацких напоминаний о том, что в данный момент вы проезжаете улицу Дегле Агли (Degle Ugly).
Пока мы, не являющиеся жителями этого благословенного города туристы, безуспешно пытались прочесть вывеску, со всех сторон на нас поехала автомобильная толпа. Они ехали со всех сторон, петляя как зайцы. Из-под колес машин выскакивали самоубийцы-мотоциклисты. Все сигналили всем. Эта беснующаяся масса машин, как водоворот закружила нас и понесла в неведомом направлении. Понять, куда ехать, было невозможно, и мы поплыли по воле бушующих автомобильных волн. Наш утлый челн носило и мотало по всем окраинам Флоренции часа четыре, ни свернуть, ни остановиться не было никаких шансов. Наконец, мы заметили какой-то поворот на тихую улочку и незамедлительно туда нырнули, желая просто отдохнуть и все-таки узнать, где же наш отель и где мы находимся. Улочка была милым тупиком. Мы остановились и некоторое время сидели в абсолютной тишине, наслаждаясь тем, что вокруг нет ни одной сумасшедшей машины. Придя в себя, мы решились ехать дальше, думая, что когда-нибудь эта мотоциклетная толпа вынесет нас туда, куда нам надо. Но при попытке развернуться и выехать обратно, машина заглохла. И заводиться не хотела никаким образом.
Не имея ни малейшего представления о том, где мы находимся, с заглохшей рентованной машиной, в чужом городе, не говоря ни слова по-итальянски, мы приготовились тут, в симпатичном тупичке, и проводить наш отпуск. Наступила тишина...
И вдруг, окруженный небесным сиянием из ворот дома вышел Он, наш спаситель. Он шел, не торопясь, легко помахивая огромным шуршащим пакетом с мусором. Он шел прямо на нас. Мы воспряли духом и улыбнулись вымученными улыбками. Но он даже не посмотрел в нашу сторону, размахнулся и швырнул пакет прямо... в помойку, стоящую в 10 сантиметрах от нашей классной машины. Шлеп! Попал! В помойку. Чувствуется сноровка.
Мы кинулись вслед за итальянцем. После 5 минут размахивания руками и нечленораздельных криков на английском и русском языках, с добавлениями в месту и не к месту единственной известной нам фразы по-итальянски «Ма бене!», спаситель понял! Он позвонил куда-то, и вызвал откуда-то тов-трак. За нами приехал симпатичный юноша, к которому мы тут же кинулись, уже осмелевшие от собственного знания итальянского языка, и принялись кричать (по-английски, естественно, но между фразами обязательно добавляя «Ма бене»), чтоб он забрал у нас эту таратайку и отвез в гостиницу по такому-то адресу. Юноша изучил бумажку с адресом отеля, ослепительно улыбнулся, и привез нас, так и не убирая улыбку с лица, на станцию техобслуживания, где за 10 минут машину починили и языком мимики и жеста велели нам убираться в свою гостиницу или куда нам угодно.
Дальше рассказывать уже особенно и нечего. Через 6 часов катания по Флоренции, мы оказались в аэропорту (куда мы добирались в виде почетного эскорта: впереди на скорости 5 км в час ехал тов-трак с вечно улыбающимся водителем, а сзади за ним волочились мы, стараясь не упустить его из виду), где радостно вернули автомобиль в рент-компанию, сели на такси и прибыли в отель, где рухнули на кровати и больше не подавали признаков жизни до утра.
Отпуск продолжался также замечательно, как и начинался...
Прогуляв положенное время по музеям Флоренции, насмотревшись красот архитектуры и живописи, мы вернулись в Венецию без приключений. Вот и заканчивается наш долгий, долгий отпуск: 6 дней, которые потрясли мир и нас до глубины души, и которые казались нам целым годом. Все хорошее быстро заканчивается. Пора домой, в Чикаго.
В аэропорту Венеции на регистрации на рейс Венеция-Париж-Чикаго мы были первыми! В 6 утра! Мы смеялись и шутили, приговаривая, что вот будет смешно, если и обратный рейс тоже отменят...
Дошутились.
Когда мы дали наши билеты на регистрацию, девушка посмотрела на нас странно так, улыбнулась и сказала:
-          А ваш самолет отменили.
Немая сцена.
P.S.
В Чикаго мы вернулись. Через много-много часов. Залетев по дороге в Париж и пронесшись по Елисейским полям бодрым галопом, чтобы успеть еще и вернуться на самолет. Усталые, но довольные, были готовы целовать землю чикагщины. И вот уже вторую неделю каждую ночь мы видим во сне каналы Венеции, карнавальные маски и роскошное венецианское стекло с острова Мурано, узкие улочки Флоренции, купол собора Duomo, расписанный Микеланджело, галерею Uffici с ее роскошными полотнами мастеров эпохи Возрождения, Палаццо Ducale, горы Тоскании, храм  Santa Croce, Базилику San Marco с ее византийскими мозаиками и неровными полами. Слышим во сне звон колоколов, которым наполняется вся Италия по утрам и рев мотоциклов, вопли итальянцев, которые не умеют разговаривать тихо и орут так, как будто вокруг все глухие. А еще я вижу во сне самолеты компании Air France. Которые вообще не умеют летать, потому что они сделаны из папье-маше и стоят у терминалов только для красоты. Хорошие сны, что и говорить.
Вы думали, что я вам буду рассказывать о музеях Италии и о достопримечательностях? Нет уж. Поезжайте сами и посмотрите. Это надо видеть самому, чтобы было что видеть потом в красивых снах. Только, пожалуйста, не летайте в Европу самолетом компании Air France! На оленях-то надежнее и лучше!