Первый шаг

Пришедшая
Я ехала в Ярославль с мечтой обрести свободу. На четвёртом десятке лет определилась, что же я вкладываю в слово «свобода»: поступки, которые совершаешь уже вопреки рамкам, которые так тщательно устанавливали семья, школа, общество. С течением времени рамки эти превратились в каменные стены. С чем-то соглашаешься, что-то вызывает сомнения, а некоторые вещи не приемлешь категорически, но в юности спорить ещё рано (а, порой, и глупо), с годами же привыкаешь, смиряешься, и протестовать уже, зачастую, бессмысленно. Или..?

Надо учиться в школе, иначе останешься неучем.

Надо закончить институт (желательно тот, на который укажут родители), получить диплом, чтобы никто не ткнул в тебя пальцем – у неё нет высшего образования! Станешь постарше, можешь получить второе высшее. Ладно уж, какое захочешь.

Надо устроиться на хорошую работу по специальности, чтобы никто не сказал, что этим делом не пристало заниматься человеку с высшим образованием, и что ты зарабатываешь достаточно, а не считаешь копейки.

Надо выйти замуж, желательно, за обеспеченного человека. Если не повезло – что ж, хотя бы приобретёшь статус семейной дамы, и тогда соседи и родственники не будут шептаться за спиной: «Ах, бедняжка, осталась старой девой».

Надо сделать карьеру, надо купить загородный дом, надо взять кредит и приобрести приличную иномарку, надо, надо…

И вот так всю жизнь, чтобы было «как у всех». Многие так и плывут по этому течению, забывая, что в детстве мечтали стать космонавтами и лётчиками, полярными исследователями и первооткрывателями.

Интуитивно я ощутила нечто подобное несколько лет назад, и меня потянуло в другие города, потому что появилась эта мысль: жизнь проходит мимо, а чего-то самого важного я так и не увидела, не пережила. В последний год мысль оформилась окончательно: я иду проторенной дорогой, этой мой путь, но не Истинный, ибо я не свободна, не нашла себя. А с чего начать эти поиски – не слишком представляю. Для начала захотелось отстраниться, оторваться от привычной повседневности. И вот, будучи в отпуске, на два дня уехала в Ярославль.

Я шла по набережной Волги - весьма людной, несмотря на будний день - и радовалась тому, как буквально разворачивалась душа от текущей рядом водной шири. Странное чувство посетило меня - будто я часть этой реки. Или так разговаривает душа города? И было ощущение, что вот-вот мне откроется нечто важное.

Впереди я увидела группу пожилых людей – кто сидел на лавочках, кто стоял у парапета; играл аккордеон. Я подошла ближе, и мне навстречу шагнула женщина.

- Здравствуйте. Как вас зовут? – улыбаясь, спросила она.
Я поздоровалась и назвала своё имя.
- Вы из Ярославля?
- Нет, я приехала из Москвы.
- Мы из клуба ветеранов и инвалидов, собираемся здесь уже двадцать лет. Может, вы прочтёте нам стихотворение?

Я растерялась, все стихи тут же вылетели из головы. А чем-то хотелось одарить этих жизнерадостных, улыбающихся людей, у которых – кто знает! – сколько было в жизни и счастья, и невзгод. Но внутри меня напряглась некая струна – читать стихи прямо здесь, перед незнакомыми людьми, и ловить взгляды проходящих мимо…

- Тогда, может быть, вы нам споёте, или станцуете? – женщина доброжелательно смотрела на меня, а я в смущении бормотала, что как-то не очень пою, да и с танцами у меня неважно.

Она не стала больше меня мучить, мы пожелали друг другу всего доброго, и я пошла дальше.

Рядом несла свои воды река, ветер лохматил волны и гнал к горизонту серебристые облака, и я, идя по городской набережной, ощущала это приволье. Хоть и примешивалась к моей радости горчинка – первый шаг на пути к свободе оказался таким трудным…