Чему учиться у классиков?

Тимур Меньшиков
      
       Русская классическая литература всегда, ещё со времен «Слова о полку Игореве», преподносила читателю важные нравственные уроки. Чему учит печальная судьба князя Игоря? Не будь излишне самоуверенным, не гордись, не желай личной славы, помни о благе Отечества! Эти предупреждения, сделанные девять веков назад, до сих пор не утратили своей актуальности.
       Говоря о нравственных уроках, необходимо ясно представлять, что урок – это поучительный пример, а нравственность – нормы добра. Поучительные примеры добра и зла в художественной литературе связаны с нравственными проблемами. Например, хорошо или дурно поступила Татьяна Ларина, написав письмо Онегину? С точки зрения норм этикета, дурно, поскольку незамужней девушке неприлично первой признаваться в любви. Однако Пушкин не только оправдывал поступок своей героини - он им восхищался:
                Письмо Татьяны предо мною;
                Его я свято берегу,
                Читаю с тайною тоскою
                И начитаться не могу.
       «Его я свято берегу» - письмо Татьяны – святыня, высокий образец нравственности. Что позволяет поэту так высоко вознести «опрометчивый» поступок героини? Красота чувства, высказанного искренне, вопреки лицемерным законам света. Даже Онегин, хотя «рано чувства в нем остыли», письмом Татьяны «живо тронут был».
       Жизнь Онегина в петербургском свете открывает читателю две горькие истины:
1. Времяпровождение, нацеленное на одни удовольствия и развлечения, заводит человека в духовный тупик:
                Он застрелиться, слава Богу,
                Попробовать не захотел,
                Но к жизни вовсе охладел.
2. Раннее и условное постижение «науки страсти нежной» превращает человека в нравственного калеку:
                Но я не создан для блаженства,
                Ему чужда душа моя.
      Именно так Онегин объясняет Татьяне причину того, что он не в состоянии ответить взаимностью на её чувство (и рад бы, да не могу, не умею). «Наука страсти», подменяющая искренние волнения души, приводит к отвращению и охлаждению. В момент, когда герой читает Татьяне нотацию («Учитесь властвовать собою»), ему самому впору учиться у юной девушки умению любить.
       Значительный урок можно извлечь из взаимоотношений Онегина с Ленским. Кто виноват в гибели Ленского? Онегин? Общественное мненье? Сам Ленский? И первое, и второе, и третье. Во-первых, романтически настроенный поэт создаёт себе кумира в образе Ольги, не замечая её ветрености и пустоты. Излишне восторженное отношение к жизни ведёт к горьким разочарованиям. Грубая реальность убивает не готового к ней Ленского. Во-вторых, из-за чего происходит дуэль? Онегин стремится раскрыть глаза Ленского, снять с него «розовые очки», предостеречь от позднего разочарования в Ольге. Можно сказать, что здесь проявляется не только досада Онегина, но и его дружеские чувства.
В-третьих, получив вызов от Ленского, Онегин понимает, что, «всем сердцем юношу любя», «он мог бы чувства обнаружить», но «шепот, хохотня глупцов». Получается, что именно «общественное мненье»  сводит друзей у роковой черты дуэльного барьера.    
       Обвиняя общество в ложных представлениях о чести, Пушкин не снимает ответственности с героя своего романа. Убив друга, Онегин получил жестокий урок: рабское следование псевдонравственным нормам света может привести к трагедии. Глубокое потрясение от содеянного становится началом духовного возрождения героя. В восьмой главе романа Онегин обретает доселе неизведанное им чувство любви благодаря произошедшим в нём внутренним переменам. Страшная ошибка с Ленским пробудила сердце Онегина, и оно стало готово любить.
       В 26 лет впервые по-настоящему полюбив, Онегин получает главный в своей жизни урок – урок, который преподносит ему Татьяна в финале романа:
                Но я другому отдана;
                Я буду век ему верна.
       Искренней, сильной, но эгоистической любви Онегина Татьяна предпочитает свой долг перед мужем, счастье которого ставится ею выше личного счастья. Противопоставляя любови-страсти жертвенное служение человеческому долгу, Пушкин тем самым утверждает свой собственный нравственный идеал. Поэт очаровывает читателей красотой нравственных поступков своей героини и вызывает стремление достичь высокого духовного уровня Татьяны Лариной. Это вовсе не означает, что все должны непременно стать такими же, как она, но глубокое осознание огромного превосходства Татьяны над Онегиным делает душу человека лучше, чище, благороднее.
       Художественная литература призвана влиять на сознание читателей, но не прямолинейно и навязчиво, а опосредованно, с помощью ярких, выразительных и глубоко психологичных образов. К таким образам относятся знаменитые «любимые герои» Л.Н. Толстого.
       Наташа Ростова совершает печальную ошибку, а именно: предаёт любовь Андрея Болконского. Даже учитывая то, что она юна и неопытна, что она попала в сети гнусной интриги безнравственного обольстителя Анатоля Курагина, даже сочувствуя Наташе, нельзя не признать, что она поступила дурно. В этой ситуации писатель даёт своей героине (а с её помощью и всем читателям) хороший урок. Однако только раскаяньем Наташи этот урок не исчерпывается. Ещё важнее то, что можно извлечь из отношения к поступку Наташи со стороны того, кого она предала –  Андрея. Это исключительно умный человек. Он прекрасно понимает, что его любимая такая же жертва, как и он сам. Что же мешает ему простить Наташу? Гордыня. Только оказавшись перед лицом смерти, открыв для себя любовь «божескую», Андрей не только смог простить, но и полюбить ещё сильнее, ещё чище, ещё возвышеннее. Так Толстой по-своему, присущими только ему художественными приёмами выражает свой идеал нравственного выбора и нравственной жизни.
       Приведенные примеры можно продолжать именами других великих русских писателей: Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Чехов… -  творчество их поистине неисчерпаемо. Сегодняшним наследникам огромного богатства русской культуры грех жаловаться на свое наследство. Иное дело, что это наследие не используется. Здесь  возникает опасный вопрос: «А нужна ли классика?» Если мы хотим жить в гуманном обществе, если хотим, чтобы дети наши знали «что такое хорошо, а что такое плохо», если еще хотим сохранить себя как нацию, то  ой как нужна! и именно классическая русская литература!
       В современной педагогической практике иногда приходится сталкиваться с ошибочным пониманием образовательно-воспитательных целей уроков литературы. Некоторые учащиеся считают, что достаточно запомнить сюжет произведения и имена его героев, чтобы получить положительную оценку. Гораздо важнее другое – литература должна давать пищу для работы души. «Душа обязана трудиться». Только тогда дойдут до сердца великие нравственные уроки русской классики.