Демедведевизация России

Валерий Шувалов
        Ведущая американская газета The New York Times опубликовала в номере от 21 сентября 2012 года большую статью своей московской корреспондентки Эллен Барри, посвящённую странным и не совсем понятным взаимоотношениям между президентом Путиным и премьером Медведвым. В статье, в частности, говорится:

        В последнее время все указы, подписанные ещё недавно Дмитрием Медведевым в бытность его президентом, подвергаются ревизии либо отменяются вовсе. Этот процесс начался вскоре после третьего вступления в должность российского президента Владимира Путина в мае этого года.
        Так, был отменён пункт, касающийся декриминализации клеветы, за которую ныне можно вновь получить реальный срок. Вновь увеличен предельный возраст для важных государственных чиновников - с 60 или, в особых случаях, 65 до 70 лет, как и было ранее. На этой неделе депутаты Госдумы добрались даже до медведевского указа об отмене зимнего времени, который якобы "абсолютно неприемлем для большей части территории России".
        Ранее сомнению были подвергнуты военные способности Медведева как главнокомандующего армией во время российско-грузинской войны в августе 2008 года: некоторые генералы ставили ему в упрёк чрезмерную осторожность и нерешительность.
        Весьма показателен и эпизод с Таисией Осиповой. В январе этого года, отвечая на спонтанные вопросы студентов МГУ, Медведев сказал, что срок, который она получила (4 года), слишком суров и явно неадекватен. И вот теперь, при вторичном разбирательстве, она получает срок, вдвое больший, т. е. 8 лет заключения, что может расцениваться не иначе, как демонстративная пощёчина бывшему президенту.
        Известный журналист Михаил Фишман написал в своём фейсбуке, что всё это делается с одной целью, а именно показать, что г-н Медведев - никто. А не менее известный политолог Глеб Павловский придумал даже новый термин для этого феномена - "демедведевизация".
        Разумеется, пока ещё рано списывать Дмитрия Медведева, которому недавно исполнилось 47 лет, со счетов. Он занимает второй по политической значимости пост в стране, являясь премьер-министром и формальным лидером правящей партии "Единая Россия". В прошлом он не раз демонстрировал поразительную лояльность к своему ментору Путину, который, как известно, высоко ценит это качество у своих подчинённых.
        Раньше, во времена Советского Союза, когда какой-нибудь высокопоставленный деятель впадал в немилость (например, Булганин, Молотов, Маленков; маршал Гречко, Фурцева, Подгорный, Шелепин, Шелест, Воронов и др. - В. Ш.), это можно было вычислить при помощи тщательной расшифровки официального бюрократического кода: к примеру, могла появиться неподписанная критическая статья в "Правде" или во время демонстрации на Красной площади 1 мая и/ли 7 ноября какая-то фигура вдруг оказывалась на удалении от правящей верхушки, а на другой день её могло уже и не быть на официальной фотографии в газетах.
       Однако в данном случае происходит нечто другое. В течение последних четырёх лет пребывания у власти так называемого "тандема" считалось, что его участники, Медведев и Путин, правили в унисон, демонстрируя полное единодушие. Теперь же, когда начали систематически отменяться практически все указы и постановления, подписанные в своё время президентом Медведевым, можно серьёзно усомниться в этом.
        Всё это, по мнению обозревателей, может указывать на то, что многие из инициатив Медведева (к примеру, изгнание с поста мэра Москвы Юрия Лужкова, который "не оправдал доверие президента", или демонстративное и унизительное отстранение от должности министра финансов Алексея Кудрина - В. Ш.) были предприняты им независимо, а в некоторых случаях и помимо воли Путина, который решил теперь продемонстрировать всем, кто истинный хозяин в доме.
        По словам главного редактора "Независимой газеты" Константина Ремчукова, всё это "очень печально".


Фото из Интернета.