При всеобщем одобреньи, Гениальные открытья...

Анатолий Артюшкин
Гениальные- не скромно!
Надо ждать, когда похвалят-
Тридцать лет прошло уж ровно,
Та, с косой, боюсь что свалит.
             Автоэпиграф.


При всеобщем одобреньи,
Гениальные открытья,
Превратили в удобренья,
Слили все в одно корыто.

Длится всё уже треть века,
Бюрократовое ралли,
Лозунг- Всё для человека!
На словах, на деле- врали.

Даже и сегодня можно,
Всё исправить и об этом,
Я писал в далёком прошлом,
Одолеть желая вето.

Что по недоразуменью,
На открытья наложили,
А ШЕСТНАДЦАТЬ тех Мгновений,
Лучшей доли заслужили.

Я писал в далёком прошлом...

 И здесь (отрывок из рукописи "ПоЭзд на МУРОМ"), после еще одной попытки восстановить Истину, а сколько их было, будет вполне уместно рассказать о том, как я попробую, это не шутка, опередить Время. Речь пойдет не о телепортации, мгновенном перемещении элементарной частицы света- фотона. Речь о другом. Известны случаи запоздалого использования научных достижений, порой уже без участия их автора, происходящие по разным причинам: недопонимание, зависть, задетые амбиции. Только вина выигрывают от длительного хранения - об открытиях этого не скажешь. Вот почему уже десятилетиями (пункт б - опередить Время) пытаюсь я привлечь внимание к нетривиальным научным находкам заинтересованных инстанций, пока, увы, безуспешно. Вот еще почему затеял свой авторский сериал, очень надеясь, что удастся уберечь крупицы нового знания от забвения, что они принесут пользу ("Хватило бы жизни... "- пожелала "Строительная газета" в номере от 6 марта 1989г), а Его Величество Время окажется более благосклонным к тому, кто пытается его опередить - историки науки пишут, что порой требуется смена поколений, чтобы новое пришло на смену старому. Вот почему приняли мы с супругой участие в уникальном социологическом опросе, задав в числе 1млн 400тыс граждан России свои вопросы Президенту Российской Федерации В.В. Путину.

      Вот эти вопросы:

      8(гудок)-800-200-40-40 Артюшкин Анатолий Дмитриевич, 215110, Вязьма, ул. Ленина 48, кв.80., № тел. Соседей 6-15-96

      Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

      Свои вопросы я задаю, исходя из принципа, которому следую: "Если закрывать глаза на безобразия, то можно проснуться в другой стране". Мои вопросы:

      1.Почему с 90-го года АН СССР, а теперь РАН игнорируют мои открытия фотоэффекта-330, стимулирования окисления фенолов, синхронных автоколебаний кислорода и рН в смешанных культурах с частотой 8 в час, дающие возможность с использованием потенциометрии и компьютерных технологий решить проблему XXI века - автоматизировать сам процесс получения нового знания?

      2. Почему академик РАЕН Наталья Александровна Демина в заключении от 10 апреля 2000 г., считая меня единственным в стране энтузиастом в области смешанных культур, обвиняет в нерациональном использовании средств налогоплательщиков меня, автора открытий, а не десятки тысяч исследователей, прошедших мимо удивительного рядом?

      3.Почему на пять письменных обращений, направленных Вашей Администрацией за последние три года в РАН, не пришло ни одного ответа?

 4. И почему, извините за эмоции, в России скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, чем автор научных открытий, вынужденно замаскированных в описаниях к авторским номерами 998505, 1031912 и 1058899, защитит кандидатскую?

      15 декабря 2002г.

      8(гудок)-800-200-40-40 Артюшкина Алевтина Александровна

      215110, Вязьма, ул. Ленина 48, кв. 80., № тел. Сосед - 6-15-96

      Уважаемый Владимир Владимирович!

      Вопрос мой Вас удивит. Дело в том, что ухе четверть века научные открытия в области микробиологии остаются как бы нашим семейным делом. Муж получал на приборах удивительные кривые, а я переносила их на кальку. Открытия не должны лежать на полках, даже если они задевают чьи-то высокие амбиции.

      Вопрос: Нельзя ли обеспечить моему мужу, Артюшкину Анатолию Дмитриевичу через Федерацию "Интернет-образование" доступ к "Интернету" с предварительной подготовкой? Если к "Интернету" подключили малолетних нарушителей закона, почему бы в интересах государства такую же возможность не предоставить тому, кто законы открывает, добывая новые знания?

     17 декабря 2002г.

      Краткий комментарий к вопросам. Те, кто присутствовал на телемосте Президент РФ Владимир Путин - страна, найдут, что по парадоксальности эти вопросы напоминают тот, что был задан прапорщиком Олегом Козловым: "Почему герой России не может стать ее гражданином? В самом деле, почему автор многих научных открытий имеет нулевой статус?

      Чтобы этот вопрос не повис в воздухе, стоит подвести под него базу в виде книги А.К, Сухотина "Превратности научных идей" (Москва, "МГ",1991), несколько строк из которой настолько актуальны и сегодня, что я их не только приведу, но и подчеркну: "Опасение свести полезное знание до уровня бесполезного должно удерживать ученых, вообще причастных к судьбам науки, к ее организации, управлению, инвестированию от решительных шагов против инакомыслящих, а точнее, по-иному мыслящих".

      Вот мы и подошли к букве в) - т.е. к еще одной попытке (а сколько их предпринималось!) разгадать тайну спонтанного творчества, или если не бояться быть освистанным, тайну гениальности, к чему, на мой взгляд, ближе всех подошел Владимир Павлович Эфроимсон, ученый с большой буквы, уделявший много внимания изучению биосоциальных основ человека, высоко ценивший проявления доброты и альтруизма, самоотверженное стремление к справедливости. Меня поразило его понимание гениальности, как неспящих, неожиданных ассоциаций, как оригинальность, захваченность идеей и его способность в защиту таланта бросаться на амбразуру. Одно только создание уникальной картотеки (биология, психология, история) из тысячи биографий представляется мне непостижимым подвигом.

      В рамках авторского сериала "Письмо века..." я, излагая историю своих открытий, неоднократно отмечал, что все они делались благодаря удачному стечению многих обстоятельств, порой и случайных. Лишь одному свойству своих открытий я уделял мало внимания, их спонтанности, когда новые проявления в известном тебе процессе, неожиданное "поведение" кривой как бы сваливаются на твою голову помимо твоего желания. Считаю важным подчеркнуть это признание вовсе не из тщеславных устремлений, а исходя из необходимости внести свой посильный вклад, вклад экспериментатора, а эксперимент поставила сама жизнь, в решение проблемы, которую в 7 номере "ЛГ" за 1985г. очертили д.ф.н. В. Загладин и член-корр. АН СССР И.Фролов - "ширится убеждение в необходимости комплексного изучения человека, включающего..«взаимодействие науки и искусства в познании и развитии беспредельного мира человека, создания единой системы знания о нем" (цитируется по стр.10 этюда третьего рукописи "О науке, с искусством, с истоков”, как и заковыченное далее).

      "Ясно, что каждый из нас с вами способен внести свою крупицу истины в решение затронутого и касающегося всех вопроса. А если каждый, то и я могу надеяться, что вы не найдете предосудительной мою попытку. Ведь встретив камень или осколок, чем-то похожий на метеорит, мы обязаны передать его в специальную комиссию. А осколок истины? Вдруг где-то именно его так недостает? И потому вот как, на мой взгляд, мы познаем наш, возможно,  уникальный мир... Если имеется во внешнем мире гармония и если одни явления, свойства предметов причинно зависят от других, то и в человеческом мозгу, порой неосознанно для нас самих образуются адекватные внешнему миру связи т.е. связи между нейронами. Возможно, поэтому заряженный дневной информацией, мозг ночью, пользуясь нашей раскованностью производит свою неслышную работу, а поутру будит нас открытиями.

      Известно, что таблица химических элементов пришла к Д.И. Менделееву во сне. А русскому химику Н.Н. Минину идея бензольного кольца открылась в виде змеи, кусающей себя за хвост, что позволяет творчество физиков, химиков и лириков объединить следующим четверостишием:

      Творчество - это если,
      Таблица пришла во сне,
      Грачей прилет, как песня,
      Ставшая гимном весне.

      Тайна творчества - она всегда и повсеместно привлекала вниманий человека. И если вообразить, что в одной компании оказались ученый, композитор, инженер, поэт, писатель, скульптор, художник, то можно быть уверенным, что всех их объединит в конце концов тема творчества и выяснится, что некоторые из них имеют склонность к самовыражению на "чужой" территории. Те, за кем такой грешок водится, как бы в оправдание разбросанности своих интересов назовут недосягаемых Леонардо да Винчи и М.В. «Ломоносова, вспомнят композитора А.С. Грибоедова, скрипача А. Эйнштейна и химика А.П.Бородина. В этой компании может случайна оказаться и автор "Эпилога", как случайно летом 1975 г. я зашел в Риге в зал, где проходил чемпионат СССР по шахматам, зашел с кинокамерой "Адмира-II" и теперь в любой момент, здесь время не властно, могу увидеть великих шахматистов, некоторые из которых живы и по сей день. Разговорить меня, моя беда- застенчивость (на снимке, где мне шесть, мои уши темные, а на самом деле - красные) будет очень трудно, но если на столе будут напитки, достаточно будет рюмочки коньяка и мой язык "развяжется" настолько, что будет произнесена фраза, которая, окажись в зале корреспондент газеты, войдет в историю. Вот эта фраза: “А не замахнуться, ли нам, господа, на загадку гениальности?" - "Замахнуться!" - дружно ответит зал. А поскольку инициатива наказуема, то автору предложения поручат и замахнуться и собрать необходимые материалы у собравшихся, и доложить о результатах. Признаться, резолюция эта, хотя и воображаемая, позволяет мне плавно перейти к существу проблемы, поскольку заяви я, мол, посмотрите, какое я чудо, какой я гениальный, это, другого быть не может, вызовет смех в зале, а теперь получается, я только подчиняюсь мнению большинства.

      И начал бы я свой "доклад" с того, что перечислил бы книги моей библиотечки, в которых вопросы познания мира, творчества, таланта, гениальности в самых разных аспектах рассмотрены достаточно досконально и в которых можно найти объяснение ситуации автора этих строк - новое чаще всего встречают в штыки, позднее с ним соглашаются и лишь спустя многие десятилетия удивляются: "Что это было?! Как это было?"

      Вот эти книги: "Поиски истины" А. Мигдала, "Ищи свой талант" Г. Воробьева, "Лоция будущих открытий" Г. Гуревича, "Ключ к самопознанию" М.Князевой, "У порога тайны" В.Лысенко", Прекрасна ли истина" О.Мороза, "Твои возможности, человек" В. Пикалиса, "Фантазия или наука" Д. Поспелова, "Предчувствия и свершения" И.Радунской (трехтомник), "Познать себя" А. Рухманова, "Парадоксы науки" А. Сухотина, "Сократ и мы" В. Толстых. Кроме книг по специальности, художественных, биографических особняком стоят книги серии "Альманах библиофила" и "Панорама искусств".

      "Люди творчески одаренные,- продолжил бы я - а к ним я отношу всех здесь присутствующих, не обижайтесь и отнеситесь к тому, что я скажу, с долей чувства юмора, напоминают мне своего рода гибрид компаса с точилкой: без устали и отклонения от поставленной цели каждодневным трудом оттачивают они свой талант. Творчество становится смыслом их жизни, привычка находить новые подходы, новые решения, композиции, сочетания с годами приводит к тому, что можно назвать автоматизмом или спонтанным творчеством - каким-то чудом, как бы помимо вашего желания к вам "приходят" единственная строка, нужная рифма, чудная мелодия, а решение проблемы оказывается таким простым и лежащим на поверхности, что потом долго удивляются: "Надо же! Проходили и смотрели все, а увидел один!"

      В заключение я предложил бы вот такое определение: "Гениальное спонтанно и неповторимо". "Согласны!"- ответил бы зал. А сам я, убегая от шума толпы, уединился бы (кому об этом расскажешь?), размышляя над тем, что, видимо, существует некая причинная связь между строчками, мелодиями и научными открытиями, которые "приходили" спонтанно, как озарение:

      Ночь. Полумесяц-пастух         Ты стоишь заворожен.
      Небес стережет покой.             Вон ковш - напейся воды.
      Тишина. Лишь сердца стук,      Как мир прекрасно сложен!
      Вон звезда - достань рукой.     Как сказочен путь звезды.



      Вот и 11-ая страница позади второго уже варианта "Эпилога". Тот первоначальный как раз одиннадцатой и заканчивался. Было это 22 декабря, и я предвкушал, каким новогодним сюрпризом для пяти адресатов окажется мой "Эпилог" с приложением многоцелевого назначения. Я столько надежд возлагал на него, что пришлось рискнуть проплыть между Сциллой опасности не уложиться в срок и Харибдой опасности быть принятым за графомана, отвлекающего занятых людей бесплодными идеями. Гавань уже близка и так хочется в подражание недавнему подвигу Ф. Конюхова войти в нее победителем! "Спокойно", - говорю я себе, - сейчас придется продемонстрировать на удивление миру фигуры высшего пилотажа в творческом полете в различных ипостасях с риском разбиться, столкнувшись с непониманием или подобно лягушке-путешественнице плюхнуться в болото и тогда брызги смеха и злословия разлетятся вокруг. Десятилетиями отторгаемый научным сообществом, - продолжаю я,- докажи, что твои открытия вовсе не случайность и ты выдержал жестокое испытание замалчиванием. Коли в музыке, в поэзии в прозе (порядка 1,5 тыс. стр. текста), в художественном восприятии мира ("открытие" "Пушкинской галереи" на мраморных стенах станции метро в Баку-79), где, являясь дилетантом ты оказался успешным, то почему, спрашиваю я своих оппонентов, я являюсь персоной нон грата в науке, где я был подкован и теоретически (аспирантура 1967-70г.г., Москва, ВНИИ ВОДГЕО, реферирование статей для ВИНИТИ) и экспериментально - получением нетривиальных и наглядных кривых?"

      Я всегда удивлялся проявлениям необычных способностей. Пришельцами из иных миров представлялись мне феномены-счетчики, дерзающие соревноваться с компьютером. С неописуемым восторгом, помнится, перелистывал я страницы книги с рисунками Нади Рушевой, судьба которой, увы, судьба бутона нераспустившихся талантов. Меня до сих пор "цепляют" мелодии Геннадия Гладкова, А. Зацепина, Э. Артьемева, Р. Паулса, Е.Доги, Р.Свиридова и... Ч.Чаплина. Какая жалость, думаю я порой, что ушла из жизни неразгаданной Н.Кулагина, умевшая, как никто, дистанционно воздействовать на предметы и изменять реакцию среды рН в запаянной ампуле.

      Это какое-то наваждение, но мелодии, как и раньше, "приходят" ко мне, как и почему, это и для меня остается тайной. Если это случается в дороге, мне чаще всего удается не потерять ее и по возвращении домой с пунктуальностью записать (дата, час) на аудиокассете("Электроника" от фа первой октавы до ми третьей) Счет "сочиненным" мелодиям я потерял, но скорее всего, если учесть все, он приближается к цифре 3000. Я бы отнес свое сочинительство к категории загадочно - курьезного, если бы не случай. Как-то в вяземском Литературном салоне состоялся вечер романтической музыки, по окончании которого я передал музыковеду В.Н, Кузнецовой кассету с записью 7 + 12 мелодий с просьбой их прокомментировать. Меня интересовало два вопроса: представляют ли эти мелодии какой-либо интерес и не отразилось ли на их качестве то обстоятельство, что 12 мелодий отделены от семи интервалом времени в четверть века.

      Признаться, полученный отзыв меня поразил и одновременно заставил призадуматься, почему десятилетиями никто не отзовется подобным же образом о моих находках в науке, где я чувствую себя значительно уверенней? Почему никто не проявил никакого интереса, куда это я исчез со своими открытиями? Видя, как равнодушен ученый мир к результатам твоих научных изысканий, как незамеченной осталась статья "О парадоксальном в реагировании смешанных культур на внешние воздействия", побывавшая в стенах Института микробиологии АН СССР, а затем в Оргкомитете VII съезда Всесоюзного микробиологического общества, можно было придти в отчаяние, если бы не чувство юмора, с которым были написаны для "Вяземского вестника" (великая благодарность редакции) статьи, заметки, юморески, начиная с 1995г. Если бы потребность в творчестве не находила выхода и в поэтических экзерсисах: "Закружили ветры хороводы", "Осенний мотив", "Туман", "Камин", "Зажги свечу воспоминаний", "Мона Лиза", "О, как завидую я птицам!" "Играет солнце в зелень с нами", "К нам мчится миллионы лет", "Осень", "Зима", "Избрав науку", четверостишия, одностишия. Если бы не затеянный мною авторский сериал "Письмо века...", в котором почти каждое письмо было откликом на то или иное событие, сюжет, и несмотря на это, исчезало в недрах редакций, как в 37-ом исчезали с фотографий лица по поводам, высосанным из властного пальца.

      После своеобразного лирического отступления стоит под занавес "Эпилога" отметить, какие наступательные действия прорывного характера на перспективных направлениях микробиологии не состоялись по причинам бюрократического свойства, из-за неиспользования, невостребованности авторских номерами 998505, 1031912 и 1058899.

      Описанию этих возможностей можно посвятить целый трактат, что свидетельствовало бы об объеме нового знания, полученного автором в рамках весьма нестандартного научного поиска. Но поскольку занавес "Эпилога" вот-вот закроется, ограничусь одним – двумя примерами в популярном изложении.

      Известно, что жизнь без азота невозможна. Но в давних экспериментах по окислению фенолов в безазотистой среде мне не удавалось заметить, что скорость процесса снижается даже на следующие сутки. Создавалось ощущение сказки: льется вода из кувшина и конца этому не видно. Да, и из литературы, и по изменению т.н. сродства подсушенной биомассы к фильтру из нитроцеллюлозы получалось, что весь углерод расходуется на прирост клеточной стенки. Из этого обстоятельства следовала возможность подачи заявки на способ увеличения жизнеспособности бактериальной клетки при длительном хранении коллекционных культур, но этому помешала разлука с наукой. Несмотря на письмо Госкомизобретений СССР в бывший Минкомхоз не было вовсе использовано изобретение, позволявшее эффективно и оперативно нейтрализовать фенолы при аварийных ситуациях. Итог - газеты сообщали о загрязнении рек фенолами с печальными последствиями для рыбного хозяйства. А вот статья А. Хорошилова в 208 номере "Парламентской газеты" с красноречивым заголовком "Кто напишет роман "Последний из нивхов?" Аптечный запах кеты и горбуши с перспективой полного исчезновения аборигенов Амура. Еще из неиспользованного:

      1. Аэротенк из полимерной пленки, сооружаемый на воде. Нет земляных работ, нет конструкций из металла и бетона. Есть экономичность, оперативность сооружения, возможность создания новых инженерных решений. Перспективны при аварийных ситуациях, особенно в районах с незамерзающими водоемами.

      2. Идея воздухообмена между городом (нужда в кислороде) и лесом (нужда в СО2).

      3. Идея создания гибрида парусника с ветряком при использовании преимуществ обоих сооружений, проверенная в мысленном эксперименте, обсудить, проверить и обкатать которую я давно мечтаю в лаборатории, делающей погоду в науке. Ответ из Кишинева: "Молдавии фенолы не угрожают". Из Киева я получил перечень 12-ти научных центров, в которых меня не ждут. Пущино: "Вакантных мест нет и не предвидится, отсутствует лимит на прописку". ВНИИ В0ДГЕ0/1984/ "отсутствие вакантных мест". Почти как в давнем итальянском к/ф, в котором человек идет вдоль границы, поскольку обе страны считают его персоной нон грата. А выход, думается, есть, даже два. Это упрощение процедуры защиты кандидатской пропорционально вкладу в науку. Это, во-вторых, обеспечение выхода в Интернет воспроизведение учащимися 9-11 кл. "солнечных", "синхронных" кривых с привлечением к науке и отвлечением от наркотиков.

 Вязьма 13.01.03. А. Артюшкин.


Иллюстрация из инета.
... Все - в человеке, все - для человека! Жизнь с детства двигала его по
200;281…391;550похожие