Истина и мнение

Геннадий Толин
              (ВВЕДЕНИЕ В МЫШЛЕНИЕ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛОВОПРЕНИЙ НА ФОРУМАХ)
 
"И познаете истину, и истина сделает вас свободными"(Ин.8-32).
*******
   
    Истина - существует.
    Утверждение "истины не существует" уничтожает само себя,  так как по необходимости является ложью. Причём это - самая большая ложь и самая большая глупость.
    Истина - познаваема.
    Утверждение "нельзя знать истину" c очевидностью исходит от не знающих истины и должно игнорироваться разумными людьми.   
    Эти аксиомы служат фундаментом всякого положительного знания, всякой научной, нравственной, социальной, профессиональной и иной деятельности человека. Во всех областях жизни мы имеем дело либо с истиной, либо с ложью и должны представлять себе отличительные признаки того и другого.
     Истина абсолютна и безотносительна. Ложь сама по себе ничтожна и возможна только благодаря существованию истины, нуждается в ней как в поводе для своего бытия. Например, здоровью, как всецело положительному качеству, не требуется наличие болезни, а вот болезнь без здоровья обойтись не может, поскольку она есть ничто иное как нарушение здоровья. При этом здоровье у нас только одно, а болезней - много. Предположим, далее, что кого-то зовут Андреем. В этом случае высказывание "его зовут Андрей" будет истиной. Высказывание, использующее любое другое имя, будет ложью. Обратите внимание: число возможных ложных высказываний практически неограниченно, в то время, как истинное высказывание - только одно, то есть картина та же, что и в примере со здоровьем и болезнями. Так бывает всегда, о чём бы ни шла речь. Истина всегда единственна, ложных её искажений - множество. Истина не содержит в себе лжи, а ложь обязательно является смесью себя самой и истины. Например, в ложном утверждении об Андрее "его зовут Константин" истинной составляющей будет "его зовут...", поскольку ведь всё равно у человека есть имя, даже если оно не произносится или неизвестно. Вот этим присутствием в себе некого остатка истины, иначе говоря, правдоподобием, и пользуется ложь, чтобы обмануть нас.
    Ложь не обязательно бывает сознательной. Часто ложные суждения допускаются по невежеству, незнанию обсуждаемого предмета. Чистосердечное заблуждение является, конечно, меньшим злом, чем преднамеренный обман, оно может быть устранено путём предоставления человеку недостающего ему знания. Но для этого требуется, чтобы сам человек понимал своё действительное положение и умел в принципе отличать знание от незнания. Иначе любое своё случайное и непродуманное мнение он может принимать за истину, а получаемые от оппонента возражения - за покушение на его личное достоинство. Спор о мнениях, не подкрепленных знанием, имеет характер пустой перебранки. Спор людей, причастных истине, подобен шахматной партии и ведется по определенным правилам. Взаимоотношения белых и черных фигур нельзя выяснить иначе, как только на общем для них игровом поле. Так и противостояние мнений разрешимо лишь при условии, что они будут рассмотрены с одной и той же взаимосогласованной точки зрения. Чтобы, например, определить, у кого часы ходят лучше, нужно сверить их показания с сигналами точного времени. Разумная дискуссия поэтому всегда направлена к поиску того, что признается очевидным и безспорным всеми её участниками и с чем можно было бы сопоставить высказанные в ней взгляды. Хотя и консенсус не вполне гарантирует от заблуждения, но если аудитория достаточно компетентна и добросовестна, это позволяет надеяться на высокую вероятность правильности её заключений. Иногда большую ценность может иметь и высококвалифицированный спор, не приведший к конечному согласию, как было со знаменитой перепиской Ньютона и Лейбница, обогатившей науку целым рядом плодотворных идей. Следует также указать на давно открытую связь между разумно-познавательной и нравственной сферами в нашем духе. Человек, лишённый твердых убеждений и принципов, не признающий никаких авторитетов, отвергающий идеалы и традиции - иными словами, душевно низкий и себялюбивый, - каким бы запасом сведений не располагал, сколь бы внушительное образование не имел, не способен к восприятию истины. Это тип нигилиста и демагога, хорошо знакомый нам по современной "демократической" прессе.
    По своему масштабу и значению истины делятся на частные и общие, касающиеся основополагающих вопросов бытия, к решению которых обращены, главным образом, философия и религия.  Первая при этом использует данные естественных наук, интерпретируя их в соответствии со своими мировоззренческими предпосылками. Религиозное познание опирается на внерациональные постулаты (догматы) веры, почерпнутые из различных форм Божественного Откровения. Попутно заметим, что факт существования множества так называемых религий, на который любят ссылаться скептики как на доказательство их несостоятельности, нисколько не касается единственной истинной Религии, данной человечеству единственным истинным Богом раз навсегда и вполне различимой среди целого моря фальсификаций.
    Если в свете вышесказанного посмотреть на ныне господствующую либеральную идеологию с её теорией плюрализма, объявляющей все вообще наличные мнения одинаково правомочными, то легко увидеть, что она как раз и есть разрушительное орудие воинствующего невежества и инструмент планомерного манипулирования через СМИ беззащитным перед профессиональными лжецами общественным сознанием с целью вытравливания из него тысячелетиями выработанных и выстраданных понятий о благочестии, добре и справедливости. Именно эти краеугольные и универсальные истины при такой "уравниловке" оказываются вне закона, клеймятся ярлыками "тоталитарного мышления", "cредневекового мракобесия" и т.п. Приверженцы этой пагубной идеологии, как свидетельствует невиданная прежде степень умственной и духовной разрозненности современников, теряют способность заботиться об общем благе и целиком посвящают себя узким эгоистическим целям.
 
2011-12