Не вечный ад, а вечная любовь

Мама Мия
            Сколько раз ходила по залу Огюста Родена – и только недавно обратила внимание на табличку: оказывается, первоначально «Поцелуй» и «Вечная весна» предназначались для грандиозной композиции «Врата ада». Так вот оно что! Это не просто влюблённые, это Паоло и Франческа из «Божественной комедии». Слышала, что Данте узнал их историю от своего друга, племянника Франчески, и, как подобает поэту, убрал из неё бытовые подробности, приукрасил недосказанностью – и получилась та легенда, которая всем известна и которую я почему-то никак не связывала со скульптурами Родена.

              Значит, это не просто поцелуй, это их  первый поцелуй! Он же - последний. Он же – запретный. Не пройдёт и нескольких секунд, как влюблённые погибнут и, не разжав объятий, будут унесены адским вихрем. По крайней мере, так представляли себе их судьбу современники, а, вслед за ними, многие и многие художники, скульпторы, композиторы, воплотившие эти образы.

              Это случилось в конце ХIII века, то есть, так давно, что уже невозможно отделить реальные события от домыслов. Однако кое-какие документы сохранились, и по ним можно более или менее достоверно восстановить события. Всё началось с обмана. Чудовищного, но вполне соответствующего обычаям того времени. Ради союза двух враждовавших итальянских городов было решено заключить брак между Франческой, дочерью властителя Равенны, и Джанчотто, по прозвищу Хромой, сыном владетельного князя Римини. Жених был не просто некрасив, а безобразен, и, к тому же, имел свирепый характер, то есть, обладал полным комплектом качеств, которые должны были привести юную невесту в ужас. И тогда пошли на хитрость: свататься к Франческе приехал младший брат жениха Паоло, обаятельный красавец, представлявший интересы брата «по доверенности». О своей истинной миссии Паоло умолчал, Франческа влюбилась в него, и брак был заключён. Только приехав в Римини, она узнала правду. Джанчотто получил от брата  свою законную жену, а Паоло благополучно вернулся к своей супруге Беатриче.

             Нам не узнать, страдал ли Паоло от угрызений совести и что он испытывал, расставаясь с обманутой Франческой, только через некоторое время, когда у Франчески и Джанчотто уже родилась дочь, Паоло стал наведываться к жене брата. На первый взгляд, их времяпрепровождение было вполне безобидным: уединяясь в библиотеке, они читали вслух романы. Заподозрив неладное, ревнивый муж установил за ними слежку. И вот в один прекрасный день произошло то, что и должно было случиться: читая о запретной любви рыцаря Ланселота к королеве Джиневре, Паоло и Франческа  не смогли сдержать свою страсть… Их поцелуй длился всего несколько секунд, в комнату тут же  ворвался разъярённый Джанчотто и пронзил обоих мечом.

             По словам Данте, даже в аду  влюблённые не разжали объятий, и их тени неслись вместе в бесконечном стремительном вихре. Такова была расплата за поцелуй. Конечно, Роден  несколько отошёл от первоначальной версии этой истории. Изображение Паоло и Франчески обнажёнными вполне соответствует его стилю, но явно противоречит легенде. Ну, не могли они успеть сбросить с себя одежды. Даже если бы захотели, не могли: Джанчотто не допустил бы такого «безобразия» в своей библиотеке! Значит, Роден сознательно отошёл от первоисточника и развернул тему по-своему. Да и «скульптурная» Франческа  уж очень похожа на возлюбленную Родена Камиллу Клодель. Так в процессе творчества менялся замысел скульптора, и, в конце концов, ему стало ясно, что влюблённым не место в аду. Для «Врат ада» он создал другие фигуры, а  эти назвал «Поцелуй» и «Вечная весна». Не вечные муки ада, а вечная весна, вечная любовь! Именно такими его творения и остались навсегда.